Научная теория как форма научного знания

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Научная теория как форма научного знания.
_____________________________________________

Теоретическое знание есть результат деятельности не рассудка, а такой конструктивной части сознания как разум. Как справедливо подчеркивает B.C. Швырев деятельность разума направлена не во вне сознания, не на его контакт с внешним бытием, а внутрь сознания, на имманентное развертывание своего собственного содержания.

Сущность деятельности разума может быть определена как свободное когнитивное творчество, самодостаточное в себе и для себя.

Наряду с интеллектуальной интуицией основной логической операцией теоретического мышления является идеализация, целью и результатом которой является создание(конструирование) особого типа предметов — так называемых «идеальных объектов». Мир (множество) такого рода объектов и образует собственную онтологическую основу (базис) теоретического научного знания в отличие от эмпирического знания.

Научная теория — это логически организованное множество высказываний о некотором классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Эта мысль была с свое время подробно и убедительно раскрыта в книге Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.Н. Никитина «Теория и ее объект»

Геометрическая точка, линия, плоскость и т. д. — в математике; инерция, абсолютное пространство и время, абсолютно упругая, несжимаемая жидкость, математический маятник, абсолютно черное тело и т. д. — в физике;
страты общества, общественно-экономическая формация, цивилизация и др. — в социологии; логическое мышление, логическое доказательство и т. д. — в логике и т. д.

Теория познания

Проблема познания мира, научное познание.

Термин «теория познания» ввёл в философию шотландский философ Джон Феер 1854г.

Предмет теории познания - единство и многообразие видов познания.

Качественные отличия научной теории познания от всех других теорий.

Не следует смешивать познание вообще с теорией познания. По тому, что познанием занимается практически любая наука. Теория же познания изучает знание под особым углом в плане соответствия любого знания объективной реальности. По этому в центре теории познания выступает прежде всего требования и нормы достижения истинного знания.

Проблема теории познания сводится к рассмотрению ряда вопросов. Наиболее главные из них это следующие вопросы:

1) Что такое познание?
2) По каким законам развивается наше знание?
3) Что мы достигаем в процессе познания?
4) Какие пути ведут к познанию истины?
5) В каких формах осуществляется процесс познания?
6) Какие критерии истинности знания?

В истории философии существовали различные теории познания. Эти теории по разному решали основные проблемы познания. Прежде всего, надо отметить идеалистические концепции познания, которые в конечном счёте отрицают объективное содержание научного знания.

Они исходят из того, что содержание научного знания зависят от субъекта познания и определяется этими субъектами. Так например считают представители субъективного идеализма.

Другая точка зрения на процесс познания представленная объективным идеализмом, которая утверждает, что содержание знания зависит от мировой идеи. Ярким представителем является Гергий Гегель.

По своей природе, точка зрения Гегеля на познание исходит из того, что человек в своей познавательной деятельности вынужден считаться с существованием объективной идеей «Демиургом». И в этой связи он считал, что мы в мире познаём его мыслительного содержания.

Хотя Гегель не был агностиком, таким образом идеалисты отрицают связь познания с определёнными сферами социальной действительности в которой находится человек, с практическими задачами, которые определяют познавательный процесс. В то время как в действительности именно материальная жизнь людей ставит перед познанием определённые задачи, ровно как и создаёт необходимые материальные предпосылки для их решения.

Известно, что геометрия возникла в связи с потребностями измерять земельные площади, астрономия явилась результатом необходимости точного определения времени и места нахождения кораблей в море, механика началась как наука благодаря строительству разных сооружений и созданию машин.

Всё это даёт основания считать, что познавательный процесс вообще всецело зависит и определяется материальными потребностями человеческого существования. И эти материальные потребности есть основной определяющий мотив познавательной деятельности. Эта точка зрения принципиально отличается от метафизической точки зрения, которая исходит из того, что основа познания образует чувственное восприятие. Основа познания следовательно понималась чисто созерцательно, т.е. человек познаёт мир, только постольку поскольку он воздействует на человека