Постнеклассическая наука, ее особенности

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Постнеклассическая наука, ее особенности.
_____________________________________________

Неклассический этап развития «новоевропейской » науки проходит пик развития в 70-е гг. XX в.

Ему на смену приходит парадигма «постнеклассической» науки (фиксация, выделение и описание особенностей которой основательно осуществлено в работах B.C. Степина).

Лидеры постнеклассической науки — биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки — сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития (механические, физические, химические, биологичес кие, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.).

Идеология, философские основания и методология постнеклассической (современной) science существенно отличаются и во многом несовместимы с принципами и «духом» не только «классического» этапа развития модернистской (новоевропейской) науки, но и ее «неклассического»
этапа.

Принципы онтологии постнеклассической science: системность, структурность, органицизм, нелинейный (многовариантный) эволюционизм, телеологизм, антропологизм.

Ее гносеологические основания: проблемная предметность, социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности,
контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманистическая ценность научной информации.

Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм,
консенсуальность, эффективность, целесообразность научных решений.

Четвертая глобальная научная революция, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Интенсивное применение научных знаний практические во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией с средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средством промышленного
производства и т . д. ) меняется характер научной деятельности.