Анализ и синтез как методы научного познания

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Анализ и синтез как методы научного познания.
_____________________________________________

Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны.

Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то, что отличает части друг от друга.

Синтез раскрывает общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез находятся в единстве. Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности.

Анализ и синтез являются основными приемами мышления, имеющими свое объектное основание в практике, логике: процессы соединения и разъединения, созидания и разрушения составляют основу всех процессов мира.

Анализ и синтез – термины, обозначающие:
1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение);
2) начальный и конечный этапы научного исследования. А. (греч. analysis — разложение, расчленение) — мысленное структурирование исследуемого объекта на составные части, экстрагирование (выделение) их отдельных свойств, отношений с целью их изучения.

Специфика А. зависит от природы исследуемого объекта. В рамках каждого научного направления
существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий А.

В логике А. рассуждения предполагает отвлечение от содержания рассуждения и выявление его логической формы (схемы), воспроизведение схемы дедукции (запись или мысленное представление логической формы рассуждения), установление правильности или неправильности вывода.

В теории коммуникации разработаны несколько видов А.:
- автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной и явной форме смысл текста;
грамматический — определение грамматической категории и функциональной роли слова в предложении;
независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка — посредника и др.

В рамках специальной теории относительности существуют теоретические конструкты, у которых наличие объективных референтов (денотатов) далеко не очевидно и требует специального А.

По способу осуществления различают:

1) возвратный (регрессивный) А., предполагающий при исследовании фактов переход к А. возможных причин, породивших эти факты. Например, особый характер рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет предположить, что источником данного излучения является черная
дыра;

2) поступательный (прогрессивный) — предполагающий исследование следствий, вызванные интересующими нас причинами. Например, мысленный А. последствий сжатия Солнца до радиуса 3 км, при
котором скорость света на его поверхности обратится в ноль;

3) прямой А. — расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли: переход от родовых
понятий к видовым, от видовых к подвидовым и т. д. (дедуктивное ограничение).
С. (греч. synthesis — соединение, составление) — мысленное соединение частей объекта, структурированного в процессе А., установление связей и взаимодействий отдельных его частей.

В процессе С. происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта и одновременная верификация (проверка) полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в научной теории, в пределах которой осуществлялся А.

Различают несколько видов С.:

1) возвратный (регрессивный), при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в ходе предварительного А., к предполагаемым или первоначальным условиям, причинам.

Например, проведенный А. характера рентгеновского излучения, поступающего из созвездия Лебедя, позволяет сделать вывод о том, что в данном созвездии можно наблюдать двойную звезду, один из компонентов которой — огромная, излучающая свет звезда, а второй, как предположили, — невидимая глазу черная
дыра;

2) поступательный (прогрессивный), при котором, ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям. Например, А. гипотетически предполагаемого сжатия Солнца позволяет сделать вывод о том, что ничто не сможет покинуть это сжатое Солнце, так как скорость любых объектов, начиная со света, станет равной нулю. Такой объект называется черной дырой;

3) прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых к типологическим и т. д. (индуктивное обобщение)