Наблюдение как метод научного познания

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Наблюдение как метод научного познания.
_____________________________________________

Научное наблюдение, в отличие от простого созерцания, предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к ее продукту (отчету о наблюдаемом).

В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся не только на работу органов чувств, но и на выработанные наукой средства и методы истолкования чувственных данных. К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:

• четкая постановка цели наблюдения;.
• выбор методики и разработка плана;
• систематичность;
• контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдения;
• обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных.

Наблюдение — важнейший способ получения научных фактов.

Из всех средств познания, как в науке, так и в практической жизни, наблюдение, по-видимому, является наиболее простым. Будучи исходным звеном в познавательной деятельности человека, оно вместе с тем оказывается необходимым моментом и во многих более высших ее формах.

Конечно, существует важное различие между наблюдением как средством научного познания и наблюдением, как оно выступает в донаучном или обыденном познании. Однако для того, чтобы это различие выявить, мы начнем наш анализ с наиболее простых случаев.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого объекта, практическое преобразование человеком предметного мира является необходимым условием и исторической предпосылкой наблюдения.

Прежде чем человек научился выделять в чувственном опыте отдельные вещи, фиксировать их взаимоотношение и т. д., он должен был вначале выделить, индивидуализировать вещи практически в процессе предметно-чувственного оперирования с ними.

Наблюдение фиксирует не только формы, цвета и звуки предметов, но и их отношения, взаимозависимость, изменение, давая тем самым объективные сведения о природе.

Если мы зафиксируем результаты проведенного наблюдения средствами некоторого принятого языка (это может быть обыденный язык, либо язык физики, либо какой-нибудь еще), то мы получим так называемые эмпирические высказывания, например:

1. Книга, купленная мною вчера, лежит на моем письменном столе.
2. Стрелка гальванометра остановилась против деления «10».
3. Два данных предмета уравновешены между собой на чашечных весах.

Каждое эмпирическое высказывание характеризуйся следующими свойствами: во-первых, оно отражает некоторое, независимое от наблюдателя существующее событие и, следовательно, заключает в себе объективное содержание; во-вторых, оно способно выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.

Вот почему, если принят один и тот же язык, то разные и независимые друг от друга наблюдатели выразят одно и то же наблюдаемое событие в идентичных ситуациях или в одной и той же системе отсчета однозначным образом.

Как же достигается объективность и однозначность эмпирических предложений?

Прежде всего путем уточнения той наблюдаемой ситуации, относительно которой мы формулируем эти предложения.

Такое уточнение заключается в указании места, времени, конкретных условий протекания наблюдаемого события. Но для этого мы должны, как правило, осуществлять некоторые материальные операции, применять инструменты и т. д.

Наиболее важные из них — это сравнение, измерение и эксперимент.

Именно систематическим применением специально разработанных процедур и различаются наблюдения в научном познании и обыденной жизни. Физик М. Борн пишет: «Сейчас мы знаем бесчисленное множество случаев, когда одно из наших чувств заменяет или по крайней мере служит проверкой другого.

По сути дела вся наука — это сложный лабиринт такого рода взаимосвязей, составляющих чисто геометрические структуры, понятные зрению или прикосновению и, таким образом, предпочитаемые нами как заслуживающие наибольшего доверия.

Этот процесс представляет собой самую суть объективизации, которая преследует цель сделать наблюдения настолько независимыми от индивидуальности наблюдателя, насколько это возможно».

Однако прежде чем рассмотреть процесс совершенствования наблюдения как средства познания, необходимо отметить его самую фундаментальную гносеологическую функцию, заключающуюся в том, что с его помощью мы переводим наблюдаемую объективную ситуацию в область сознания, превращаем ее в нечто идеальное.

Этот перенос внешнего во внутренний план является предпосылкой для различных когнитивных операций, для превращения исследуемого объекта в эмпирический предмет нашего знания.

В разработке науки большое значение придается методам научного познания.

Два уровня познания предполагают разделение методов на эмпирические и теоретические. К эмпирическим метолам следует отнести следующие: наблюдение, эксперимент, измерение, конструирование, демонстрация и т.д.

Метод наблюдения в науке – это организованный субъектом процесс исследования функционирующих объектов, позволяющий с помощью специальных средств усилить органы чувств человека.

Наблюдение можно подразделить на непосредственное и косвенное. Непосредственное совершается над самим предметом, косвенное наблюдение ведется через его влияние на другие предметы.

Метод наблюдения хотя и относится к эмпирическим, не может обходиться без теоретической интерпретации. В этом случае важно включить наблюдения в систему той или иной научной теории.

Научное наблюдение отличается от простого созерцания тем, что оно (наблюдение) предлагает замысел, цель и средства, с помощью которых субъект познания переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к его предмету (отчёту о наблюдаемом).

В реальной научной практике наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается не только на работу органов чувств, но и выработанные наукой средства и методы использования чувственных данных.

К научному наблюдению предъявляются жесткие требования:
1. Чёткая постановка цели наблюдения;
2. Выработка методики и разработка плана наблюдения (т.е. научное наблюдение обычно не стихийное наблюдение);
3. Систематичность процесса наблюдения;
4. Контроль за корректностью и надёжностью результатов наблюдений;
5. Обработка, осмысление и истолкование полученного массива данных.
Таким образом, наблюдение – является важнейшим способом получения научных фактов.

Из всех средств познания, как в науке, так и в практической жизни – наблюдение является наиболее простым.

Вместе с тем, наблюдение – это исходный пункт познания (познавательной деятельности) наблюдение фиксирует не только формы, цвета и звуки предметов, но и их отношения, взаимозависимость, изменения, давая тем самым объективные сведения о природе.

Если мы зафиксируем результаты проведённого наблюдения средствами некоторого принятого языка, то мы получим так называемые эмпирические высказывания.

Например: «книга купленная мною вчера лежит на моём письменном столе», «два данных предмета уравновешены между собой на чашечных весах.

Каждое эмпирическое высказывание характеризуется следующими свойствами:

1. Оно отражает некоторые не зависимые от наблюдения существующие события, и следовательно заключает в себе объективное содержание;

2. Наблюдение события способно выражать некоторые факты и комментировать эти факты. Если принять один и тот же язык, то разные и независимые друг от друга наблюдатели выразят одно и тоже наблюдаемое событие однозначным образом;

3. И, наконец, необходимо отметить, что саму фундаментальную гносеологическую функцию наблюдения мы видим в том, что с его помощью мы переводим наблюдаемую объективную ситуацию в область сознания, превращаем её в нечто идеальное