Эксперимент, его виды и функции в научном познании

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Эксперимент, его виды и функции в научном познании.
_____________________________________________

Эксперимент — метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне.

Если под классическим языком описания в физике условиться понимать язык, все термины которого поддаются однозначной интерпретации данными опыта, то эксперимент можно было бы определить как воспроизводимую, управляемую и классически описываемую ситуацию, создаваемую с целью активного воздействия на ход изучаемого процесса и его исследования в «чистом виде».

Понимание характера физического эксперимента как существенно классического по своей сути (на чем настаивал Н. Бор) позволяет уяснить все своеобразие связи чувственной и рациональной ступени познания, которое находит свое выражение в принципе «классичности» новой физики: как бы далеко ни выходили явления за рамки классического физического объяснения, все опытные данные, на которых строится теория, должны описываться при помощи обычных «макроскопических» понятий. «Слово "эксперимент" относится к такой ситуации, когда мы можем сказать другим, что мы делали и что узнали» (Н. Бор).

Исследователь прибегает к постановке эксперимента в тех случаях, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, которое в естественных условиях далеко не всегда присуще объекту или доступно субъекту.

Воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно вызывает к жизни нужное ему состояние, а затем изучает его. В сравнении с наблюдением структура эксперимента как бы удваивается:

1. Один из его этапов представляет собой деятельность, цель которой – достижение нужного состояния предмета;
2. Другой этап эксперимента связан с собственно с наблюдением, при этом эксперимент – это такое обращение к природе, когда учёный нечто знает о предполагаемом ответе, благодаря чему эксперимент становится средством получения нового знания.

Чтобы превратить эксперимент в познавательное средство, необходимы операции позволяющие перевести логику вещей в логику понятий, материальную зависимость перевести в логическую зависимость. Для того, что бы эту операцию произвести, необходимо выполнить следующий ряд требований:

1. Принципами теории и логически выводимыми из них следствиями;
2. Необходимо владеть идеализированной картиной поведения объекта;
3. Необходимо владеть практическим отождествлением идеализированной модели с некоторой материальной конструкцией.

В этой связи существует два типа экспериментальных задач:

1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском неизвестный зависимостей между несколькими параметрами объекта;
2. проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.