Понятие классический идеал научного знания

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Понятие «классический идеал» научного знания.
_____________________________________________

Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

Отсюда ориентация исследование главным, и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то и нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление сущность изучаемых явлений.

Это основной признак науки главное ее особенность.

Нацеленность науки на изучение не только объектов преобразуемых сегодняшней практики, но и тех которые могут стать предметом практического основание в будущем. Наука обязана обеспечить сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта.

Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения и их модификаций имеет некоторое "твердое ядро", состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений.

Эти основоположения тесно вплетены в интеллектуальную традицию, сформировавшуюся еще в античности, а потому длительное время имели характер некоторых "самоочевидностей", альтернатива которым большей частью не только не формулировалась, но даже не осознавалась.

Выявление и рациональное критическое обсуждение основоположений классического идеала в их эксплицитной форме становятся возможными, лишь в современности, когда после длительнейшей эпохи развития наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям об идеале научного знания.

Однако, несмотря на очевидный кризис, фактически все основоположения классического идеала научности находят своих активных адептов вплоть до сегодняшнего дня.

По поводу ряда основоположений и их возможных альтернатив ведутся активные дискуссии, исход которых еще далеко не очевиден. Некоторые из основоположений имеют непреходящую ценность и в уточненной, модифицированной форме должны войти в структуру нового, формирующегося в современности идеала научности.

Основоположения классического идеала научности. К их числу относятся следующие.

1. Истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой дескриптивной характеристикой любых познавательных результатов, претендующих на научность. (В соответствии с классическими представлениями, наука не должна содержать "никакой примеси заблуждений").

2. Подлинное научное знание должно быть обосновано фундаментальным образом. (Данное основоположение в современности чаще всего обозначают как фундаментализм.
Подлинное знание, согласно фундаменталистским представлениям, характеризуется прежде всего тем, что оно достаточно обосновано, и
в принципе может быть редуцировано к некоторому абсолютно достоверному и надежному комплексу знаний -- "фундаменту").

3. Методологический редукционизм. (Основу его составляет представление о возможности выработки некоторого универсального, в историческом и предметном планах, стандарта научности.
Это представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию методологического редукционизма.
Согласно первой из них, нормативный стандарт научности может быть сформулирован на базе "наиболее развитой" и "совершенной" области познания или даже теории.
Согласно второму предположению, которое может варьироваться по степени жесткости, все прочие области познания "подтянутся" к выработанному таким образом единому стандарту научности).

4. Социально-культурная автономия научного знания и методологического стандарта научности. (В соответствии с классическими представлениями, фундаменталистски обоснованное научное знание и сами стандарт ы его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных (социальноэкономических, культурно-исторических, мировоззренческих, социально-психологических) условий их
формирования.

Выводы науки должны осуществляться в соответствии с универсальными стандарта ми обоснования и определяться только самой изучаемой реальностью, не зависимо от социально-культурных условий ее изучения).

Конкретные философско-методологические программы, в которых получил свое выражение классический идеал научного знания, как известно, характеризуется колоссальным разнообразием. Тем не менее, важнейшие формы выражения классического идеала научности несомненно коррелируют с некоторыми реальными образцами научного знания, хотя прямое отождествление идеалов научности и реальных образцов знания разумеется, недопустимо.

Однако, все попытки вывести идеал научности даже из каких-либо самых общих "априорных" положений, всегда завершались в конечном счете апелляцией к вполне конкретным, то , как правило, некритично, слепо воспринятым, а потому абсолютизируемым чертам реальной научной практики.

Корреляция философско-методологических представлений об идеале научного знания с реальными образцами, эталонами в значительной степени определяются и одним из главных основоположений классического идеала -- методологическим редукционизмом.

Эти аргументы позволяют положить в основу выделения важнейших форм выражения классического идеала научности определенные э талонные области знания: математику, естествознание (преимущественно физику), гуманитарные науки. Соответственно важнейшими формами выражения классического идеала являются: математический идеал научности, физический идеал научности, и, с определенными оговорками, гуманитарный идеал научности.

Поскольку "расцвет" каждого из этих идеалов приходится на определенные исторические периоды, постольку эти идеалы могут рассматриваться и как
определенные этапы развития классического идеала научности. Тем не менее, предлагаемая типология имеет не столько исторический, сколько структурно-методологический характер.

Ее основу составляет методологическое своеобразие главных, ведущих областей научного знания.

Анализу каждого из этих идеалов, осуществляемого на основе привлечения обширного историко-философского и историко-научного материала, посвящена особая лекция.