Иисус Христос... Глава 13. Прощание Иисуса с любящ

Наталья Ласточка
Глава 13. Прощание Иисуса с любящими Его

Содержание:

Вечер девяносто седьмой: Третье миропомазание Господа – она сделала, что могла. Предательство Иуды
Вечер девяносто восьмой: Последняя вечеря. Омовение ног ученикам
Вечер девяносто девятый: Я дал вам пример. Блаженны вы, когда исполняете. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою
Вечер сотый: Один из вас предаст Меня. Завет Любви в Крови Сына Божия. Заповедь причастия
Вечер сто первый: Уход Иуды. Боль предательства. Ныне прославился Сын Человеческий
Вечер сто второй: Иисус – служащий людям. Завещание Царства. Новая заповедь
Вечер сто третий: Трижды отречёшься от Меня. То, что о Мне, приходит к концу. Продай одежду свою и купи меч
Вечер сто четвёртый: Я есть путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Видевший Меня видел Отца. Просите во имя Моё
Вечер сто пятый: Утешитель – Дух истины. Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Мир Мой даю вам
Вечер сто шестой: На горе Елеонской. Истинная виноградная лоза. Мы очищены через слово Христово. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Радость Небесная
Вечер сто седьмой: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира
Вечер сто восьмой: Иду к Пославшему Меня. Дух истины наставит вас на всякую истину. Утешитель обличит мир о грехе и о правде и о суде
Вечер сто девятый: Я исшёл от Отца и пришёл в мир. И опять оставляю мир и иду к Отцу. Но Я увижу вас опять и радости вашей никто не отнимет
Вечер сто десятый: Поражу пастыря, и рассеются овцы. Отец со Мною. Я победил мир. Жизнь вечная – это знать единого истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа
Вечер сто одиннадцатый: Я прославил Тебя на земле. Молитва за учеников. Радость совершенная в Иисусе. Освяти их истиною Твоею. Слово Твоё есть истина. Да будут в Нас едино

Вечер девяносто седьмой: Третье миропомазание Господа – она сделала, что могла. Предательство Иуды

И вот, Машенька, когда Иисус закончил притчи Свои, Он сказал ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Матфея 26:1-5, Марка 14:1-2). Распятие – это жестокая казнь, когда руки и ноги человека прибивали большими гвоздями к высокому деревянному кресту и оставляли его умирать. Иисус знал, что Его ожидает эта ужасная казнь… Как же тяжело Ему было в этом ожидании!
А первосвященники, книжники и старейшины народа собрались во дворе первосвященника Каиафы на совет. Там порешили они «взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: “Только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе”».

Когда вышел Иисус в Вифанию близ Иерусалима, Его пригласил на обед Симон, названый прокажённым (Марка 14:3-9, Матфея 26:6-13). Мы знаем из Писания, что по закону Моисееву прокажённые не могли жить среди народа, а только в отдалении. Поэтому можно предположить, что Симон был ранее исцелён Иисусом.
И вот, Господь и ученики возлежали на обеде у Симона – как было принято, пищу принимали полулёжа. В это время в дом вошла женщина с алавастровым сосудом мира из драгоценного чистого нарда. Разбив сосуд, она стала возливать благовонное масло на голову Иисуса. Некоторые ученики возмутились, говоря: «К чему такая трата? Ведь можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим». На это Иисус сказал им: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
В народе еврейском, внученька, умерших мазали ароматами. Поэтому и сказал Иисус, что та женщина приготовила Его к погребению.
– Но как же она могла знать, что Иисус умрёт? – удивляется Машенька.
– Возможно, она слышала слова Иисуса об этом. Но я думаю, Дух Святой побудил женщину сделать то, потому что она всем сердцем любила Господа Иисуса.

После того Иуда Искариот, один из двенадцати, пошёл к первосвященникам и спросил их: «Что вы дадите мне, если я предам Его вам?» Какое страшное дело задумал Иуда, внученька. Он принял эти злые мысли от дьявола, потому что любил деньги (Иоанна 12:6). Первосвященники обрадовались и отсчитали ему тридцать серебряных монет – сребренников. Во столько оценили они Господа Иисуса (Матфея 26:14-16, Марка 14:10-11, Луки 22:3-6).

Слово Библии. О любви Христовой:
Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют её.
Песня Песней 8:7

Размышление: почему женщина пришла помазать Иисуса благовониями?

Вечер девяносто восьмой: Последняя вечеря. Омовение ног ученикам

И вот, Машенька, настал первый день еврейской Пасхи, или опресноков, то есть пресных хлебов (Луки 22:1,7-13, Матфея 26:17-19, Марка 14:12-17). Иисус сказал Петру и Иоанну: «Пойдите, приготовьте нам есть Пасху». Пасхой же называли не только праздник, но и пасхального ягнёнка, которого приносили в жертву за грехи. Апостолы спросили Господа: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Иисус сказал им пойти в город, где они встретят человека, несущего кувшин воды. «Последуйте за ним и куда он войдёт, скажите хозяину дома того: “Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими”. И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам», – сказал Иисус. Иоанн и Пётр пошли и нашли всё, как говорил Господь. Там и приготовили Пасху – запечённого ягнёнка, и к нему – опресноки и горькие травы, по заповеди (Исход 12:8,18).

Иисус знал, что это будет Его последняя вечеря, то есть ужин, с учениками. Потому что пришло Его время возвратиться к Отцу Небесному. Апостол Иоанн пишет, что дьявол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Иисуса (Иоанна 13:1-17). Дальше Апостол повествует, что в тот вечер Иисус делом показал ученикам, что Он «до конца возлюбил» Своих верных, остающихся в мире. И вот, Машенька, как Он это сделал.
Когда Господь и двенадцать Апостолов возлежали на пасхальной вечере, Иисус встал, снял Свою верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом налил воды в умывальницу и начал мыть ноги ученикам и отирать их полотенцем (Иоанна 13:1-11). В те времена у евреев был обычай омывать гостям ноги. Но, думаю, Апостолы очень удивлялись, не понимая, почему Сам Господь делает эту работу слуги.
Когда подошла очередь Петра, он возразил Иисусу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Но Иисус сказал ему: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Однако, Пётр продолжал упорствовать, говоря: «Не умоешь ног моих вовек». Тогда Иисус сказал: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Услышав это, Пётр воскликнул: «Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову». Видишь, Пётр уже соглашается, но всё-таки прекословит Иисусу, вместо того, чтобы просто послушаться Господа. Мне думается, в таком поведении все мы иногда виновны – желаем спорить и добиваться своего. Это – трудность следования кротости Христовой из-за недостатка смирения. И завтра, внученька, мы узнаем продолжение той беседы Иисуса с Петром и остальными учениками.

Слово Библии:
Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.
1-е Послание к Коринфянам святого Апостола Павла 10:24

Размышление: почему Пётр прекословил Господу?

Вечер девяносто девятый: Я дал вам пример. Блаженны вы, когда исполняете. Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою

Вчера мы узнали, Машенька, что Иисус встал с вечери, чтобы омыть ноги ученикам. Пётр трижды прекословил Господу. Но когда мы прочитаем послания Апостолов, то увидим, как Господь Духом Святым изменил Петра, так что он призывает учеников Христа подчиняться не только Господу, но и друг другу, «потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать», напишет Апостол Пётр (1-е Петра 5:5).
Но пока ученики ещё не получили от Бога всей силы Духа Святого. Иисус терпеливо объясняет Петру: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». «И вы чисты, но не все», – добавляет Господь, зная, что Иуда предаст Его.
В последующей беседе Иисус откроет ученикам, как они стали чисты: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам», скажет Он им (Иоанна 15:3). Видишь, слово Христово очищает нас. Господь говорит о чистоте сердца, а не тела: чистоте от греховных мыслей и желаний. И мне вспомнилась проповедь Иисуса о блаженствах: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога» (Матфея 5:8).

Когда же Иисус вновь возлёг на вечере, Он сказал Апостолам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».
Так, внученька, Иисус, Сын Божий, омыв ноги ученикам, показал, что Он служит им, как слуга. Он служит и нам, как слуга, ведь мы тоже ученики Христовы. Тем более, мы должны быть во всём слугами друг для друга, потому что Сам Господь дал нам пример.

Иисус также сказал ученикам притчу: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете». Иными словами, мы счастливы, когда следуем примеру Иисуса.
Но тут же Иисус уточнил: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» (Иоанна 13:10-19, Псалтирь 40:10). Так Иисус через слова пророчества говорит двенадцати, что среди них есть предатель.

Слово Библии:
Помогайте друг другу в трудностях, и так исполните закон Христов.
Послание к Галатам святого Апостола Павла 6:2

Размышление: что означает чистота сердца?

Вечер сотый: Один из вас предаст Меня. Завет Любви в Крови Сына Божия. Заповедь причастия

Евангелия от Матфея и Марка рассказывают, Машенька, что во время вечери, когда ученики ели, Иисус прямо сказал им: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Матфея 26:20-25, Марка 14:17-21). Апостолы очень опечалились, и каждый из них спрашивал: «Не я ли, Господи?» Иисус сказал им: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться». Так же и Иуда, предающий Его, спросил: «Не я ли, Равви?» Иисус ответил ему: «Ты сказал». Это было подтверждением слов Иуды, но, кажется, осталось незамеченным остальными учениками.

Иисус же сказал двенадцати: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием» (Луки 22:14-16). И когда они ели, Иисус взял хлеб, воздал благодарение Богу и, преломив хлеб, подал ученикам, говоря: «Сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Также взял и чашу с вином после вечери, и благодарив, сказал ученикам: «Примите её и разделите между собою, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая в оставление грехов» (От Луки 22:17-20, Матфея 26:26-29, Марка 14:22-25).
Так, внученька, Иисус впервые явно говорит Апостолам, почему Ему предстоит страдать и быть распятым: Он идёт на смерть ради искупления людей из рабства греха. Драгоценной святой Кровью Сына Божия Бог заключает Новый Завет со всеми, кто принимает Иисуса Христа своим Спасителем. Им Господь дарует прощение грехов и жизнь вечную.

Я верю, что в ознаменование, то есть в знак, Нового Завета Иисус заповедал ученикам собираться вместе и преломлять и принимать хлеб, как Тело Его, ломимое за них. Также и пить вино, как Кровь Его, сказав: «...сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание».
Так и поступала молодая Новозаветная церковь, называя эту заповедь вечерей Господней (1-е Коринфянам 11:20, 23-34) или вечерей любви (Иуды 1:12), а также преломлением хлеба (Деяния 20:7). Сегодня эту заповедь называют причащением или причастием, что означает становиться причастным Христу, стать Его частицей.

Слово Библии. Иисус говорит:
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
Иоанна 6:47

Размышление: ради чего Иисус идёт на страдания и смерть?

Вечер сто первый: Уход Иуды. Боль предательства. Ныне прославился Сын Человеческий

Мы узнали, внученька, что Иисус дал ученикам заповедь причастия во знамение Нового Завета Бога с людьми. После этого Иисус сказал: «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идёт по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предаётся» (Луки 22:21-23). И ученики спрашивали друг друга, кто бы из них это был.

«Истинно, истинно», – провозгласил Иисус и сказал, что тот, кто послушает Апостолов, принимает Его Самого, а, значит, принимает и Бога Отца (Иоанна 13:20-32). Поэтому так важны для нас дела и послания Апостолов, внученька. Мне думается, Иисус сказал это не только верным Ему, но и для Иуды, из сострадания к нему: не придёт ли он к Богу в покаянии – хотя бы после предательства своего? Ведь и Иуде Господь омыл ноги и даровал причастие по великой милости Своей.
И вновь в волнении Иисус говорил Апостолам: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Как больно было Господу предательство ближайшего ученика, мы можем почувствовать из слов пророчества: «Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» (Псалтирь 54:13-15).

Апостолы же, глядя друг на друга, продолжали быть в недоумении, о ком сказал Господь. Тогда Пётр дал знак Иоанну, которого Иисус особенно любил, спросить Господа, кто же Его предатель. Иоанн возлежал возле Иисуса, и припав к Его груди, сказал Ему: «Господи! Кто это?» Иисус ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок, подал его Иуде Симонову Искариоту. Доброе даяние Иисуса ещё более ожесточило предателя. После этого куска в Иуду вошёл сатана, пишет Апостол Иоанн. Наверное, он заметил, как помрачнело лицо Иуды в тот миг. Иисус же сказал ему: «Что делаешь, делай скорее».
Ученики не поняли этих слов. Они подумали, что Иисус посылает Иуду купить что-то или подать нищим, потому что у него был ящик с деньгами (Иоанна 12:6, 13:29). Но Господь говорил Иуде немедля довершить предательство, которое тот вынашивал в своём сердце. Иуда же, «приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь», пишет Апостол Иоанн. Куда же направился Иуда? Он пошёл к первосвященникам – привести их к Иисусу, чтобы под покровом ночи схватить Его.
И когда Иуда ушёл, Иисус объявил ученикам: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его». Этим Иисус говорил, что пришло время Его страданий и смерти крестной за людей, чем Он прославляет Бога Отца; и, когда то свершится, Отец прославит Сына в Себе.

Слово Библии. Молитва Иисуса:
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Иоанна 17:5

Размышление: чем Иисус прославляет Бога?

Вечер сто второй: Иисус – служащий людям. Завещание Царства. Новая заповедь – любите друг друга; как Я возлюбил вас

Евангелист Лука упоминает, Машенька, что на последней вечере ученики опять поспорили, кто среди них больший (Луки 22:24-30). Они будто забыли о том, что Иисус омыл им ноги, показывая, как служить друг другу. Так бывает и с нами: мы любим заповедь Божию, а потом забываем её и оступаемся… Тогда надобно каяться и просить Господа помочь нам не грешить.

Иисус же напомнил ученикам, как им поступать и думать о себе: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий», – сказал Господь. Иисус, внученька, говорит это всем: Он посреди нас, как служащий. Тем более нам надобно служить Ему и друг другу, по заповеди Христовой.
Продолжая, Господь сказал: «Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьёте за трапезою Моею в Царстве Моём, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Видишь, внученька, мы читали, что все послушные слову Христову войдут в Царство Небесное (Матфея 7:21). Апостолам же Иисус дал в Царстве Своём престолы судей над Израилем.
А о том, что Апостолы будут сидеть за одним столом с Иисусом в Его Царстве, Господь предсказал также во время их причащения, говоря: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея 26:29). Верю, внученька, что Духом Своим Иисус и с нами пьёт новое вино, когда мы причащаемся Тела и Крови Его, совершая вечерю Господню.

Затем Иисус обратился к ученикам, как любящий Отец, сказав им: «Дети! Недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь». Дальше Иисус произнёс знаменательные слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:33-35).

Новая заповедь Иисуса говорит о любви совершенной, внученька. Ранее Господь напоминал народу слова закона Моисеева: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39, Левит 19:18). Теперь же, когда ученики начали осознавать, что Иисус отдаст за них Свою жизнь, Он даёт им заповедь любить друг друга такой же любовью – любить ближнего больше, чем себя самого. Именно по такой взаимной любви «узнают все, что вы Мои ученики», говорит нам Иисус.

Слово Библии:
А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем.
1-е Послание святого Апостола Павла Фессалоникийцам 3:12

Размышление: в чём новая заповедь Иисуса?

Вечер сто третий: Трижды отречёшься от Меня. То, что о Мне, приходит к концу. Продай одежду свою и купи меч

Когда Иисус сказал Апостолам: «Куда Я иду, вы не можете придти», Он говорил, Машенька, о том, что возвращается на Небеса, к Богу Отцу. Но ученики не вполне понимали это. Симон Пётр спросил: «Господи! Куда Ты идёшь?» Иисус сказал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдёшь за Мною». Пётр отвечал: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя». Так сильно Пётр хотел быть с Иисусом. Но Господь сказал ему: «Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды» (Иоанна 13:36-38).
И продолжая, Иисус сказал: «Симон, Симон! Смотри, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу». Значит, как отделяют зерно от мякины, так сатана хотел испытывать Апостолов искушениями, чтобы поколебать их веру. «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», – сказал Иисус. Мы помним, что Господь дал Симону имя «Пётр», что значит «камень». Но сейчас Иисус называет его не Петром, а Симоном, зная, что ещё нет в нём твёрдой веры. Пётр же горячо протестует, восклицая: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но Иисус повторил: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды откажешься от того, что знаешь Меня» (Луки 22:31-34).

Затем, обращаясь уже ко всем, Господь наставляет Апостолов продолжать проповедь Царства Божьего. Иисус спрашивает их: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток?» Апостолы отвечали: «Ни в чём». Тогда Иисус говорит им: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтён. Ибо то, что о Мне, приходит к концу». Апостолы же ответили: «Господи! Вот, здесь два меча». Иисус сказал им: «Довольно» (Луки 22:35-38, Исаия 53:12).
Есть очень много разных толкований этой речи Иисуса, внученька. И не удивительно, потому что слова Господа многогранны: они несут в себе множество как земных, так и духовных наставлений. Мы видим, что Апостолы поняли Иисуса буквально и приносят два меча. Духовный смысл пока скрыт от учеников. В тот час Господь хочет подготовить их к тому, что для проповеди Евангелия наступят трудные времена вражды, бедствий и лишений. Упоминая о мече и о том, что Его самого осудят вместе со злодеями, Иисус предупреждает о смертельных опасностях, чтобы ученики были готовы ко всему. Многие удивляются, как Тот, Который заповедал любить врагов, мог сказать: «Купи меч». Но слово это надобно понимать духовно, и скоро мы к нему вернёмся, внученька.

Слово Библии. Иисус говорит ученикам:
Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
Иоанна 14:19

Размышление: к чему Иисус готовит Апостолов?

Вечер сто четвёртый: Я есть путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Видевший Меня видел Отца. Просите во имя Моё

Указав Апостолам на земные опасности впереди, Иисус возвращает мысли учеников к вечному и радостному, чтобы их утешить. Он говорит: «Да не тревожится сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много» (Иоанна 14:1-14). Иисус добавляет, что, если бы не так, то Он приготовил бы место ученикам. И продолжает: «Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете».
Они же не понимали Его слов, печалясь о том, что Иисус уходит от них. И только один из учеников, Фома, осмелился спросить: «Господи! Не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?» Иисус сказал ему: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И это, внученька, главное слово ко всему человечеству: путь к Богу один – через веру в Сына Его, Иисуса Христа. Кто услышит и уверует, тот возрадуется драгоценному обещанию Господа: Иисус вернётся за нами, потому что хочет, чтобы мы были там, где Он – в Его Небесном Царстве.

Продолжая, Иисус сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его». Филипп же отвечал: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Какое чудесное откровение, Машенька! Иисус Самим Собой показал нам Бога Отца: Его кроткую и нежную, безусловную и милосердную отеческую любовь ко всякому человеку.
Иисус сказал Филиппу: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам». Раньше Господь говорил то же самое Иудеям, которые хватали камни, чтобы побить Его, потому что желал спасти их неверующие души (Иоанна 10:30-38). И мы с тобой увидели, что дела Иисуса воистину были чудесными делами Божьими.

После тех слов Иисус благословил всех верных Ему обещанием непостижимой милости, сказав: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю». Как бесконечна милость Божия к нам: когда просим Его во имя любви Христовой, Он слышит нас и делает по прошению нашему! Так, если будем просить «с верою, нимало не сомневаясь» (Иакова 1:6), помиловать кого-то, даровать спасение, такое прошение Господь слышит, внученька, потому что оно – во имя Иисуса и во славу Божию.

Слово Библии:
…Без веры угодить Богу невозможно…
Послание святого Апостола Павла к Евреям 11:6

Размышление: что есть путь к Богу?

Вечер сто пятый: Утешитель – Дух истины. Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим. Мир Мой даю вам

Продолжая прощальную беседу с Апостолами, Иисус сказал им: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15-31). Так, Машенька, кто любит Иисуса, тот старается слушаться Его. И мы знаем, что заповеди Его – это любовь Христова к Богу и к людям.
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек», – сказал ученикам Иисус. Утешитель же – это Дух истины, Которого неверующий мир не может принять, «потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет», говорит Господь.

Сказал Иисус также о Своём возвращении: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Ещё немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас».
Тогда Иуда Иаковлев спрашивает Его: «Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Иисус отвечал ему: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». Это значит, Машенька, когда человек слушается Иисуса, Сам Господь Бог поселяется в его сердечке, как в алтаре храма. Храм же Божий – мы сами. Так, Иисус назвал тело Своё храмом (Иоанна 2:21), а Апостол Павел напишет верующим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1-е Послание Коринфянам 3:16)
Иисус ободряет одиннадцать Апостолов, говоря: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам, – и продолжает: – Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Говорит же Иисус о мире в сердце, который есть радость полной надежды на милость Божию. Такой мир имеют те, у кого в сердце живёт Христос.

Иисус заметил ученикам, что если бы они любили Его, то радовались бы за Него, что Он к Отцу идёт, потому что «Отец Мой более Меня», сказал Иисус. Он говорил о радости Божественной, но Апостолы в ожидании беды по-человечески переживают за Него.
Господь завершает вечерю словами: «Вот, Я сказал вам прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца – как заповедал Мне Отец, так и творю. Встаньте, пойдём отсюда». Князем же этого мира Иисус назвал сатану.

Слово Библии. Иисус говорит:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Иоанна 14:21

Размышление: что напомнит нам Утешитель Дух Святой?

Вечер сто шестой: На горе Елеонской. Истинная виноградная лоза. Мы очищены через слово Христово. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Радость Небесная

После вечери Иисус и одиннадцать учеников, «воспев, пошли на гору Елеонскую», то есть Масличную, где они часто бывали вместе (Матфея 26:30, Марка 14:26, Луки 22:39). Здесь Иисус продолжил учить Апостолов о делах Божьих, говоря: «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоанна 15:1-11).
Смотри, как чудесно, Машенька: слово Христово очищает нашу душу. Это, как мы умываем своё лицо каждое утро, так и душу нашу нам надобно каждый день омывать словом Христовым – от всяких пустых или греховных мыслей и желаний. Чем больше мы будем думать о Иисусе и Его заповедях, тем чище будут наше сердце и душа, и тем ближе будем мы к Папочке Небесному.

Именно это заповедал Апостолам Иисус в ту последнюю ночь, говоря: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
Видишь, без Иисуса мы не можем сделать ничего угодного Богу. Иисус очищает нас, чтобы мы приносили истинный плод Господу: плод дел любви Христовой. «Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками», – говорит Иисус.
И тогда желания и молитвы наши угодны Богу, внученька, как сказал Иисус: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Любовь Христова к нам так же чудесно велика, как и любовь Бога Отца к Сыну. Об этом говорит Иисус: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдёте, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Так, живя по заповедям Христовым, мы ощущаем любовь Иисуса и радуемся радостью Небесной среди печалей этого мира, по слову Господа: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».

Слово Библии:
Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал.
1-е Послание святого Апостола Иоанна 2:6

Размышление: что значит пребывать в Иисусе Христе?

Вечер сто седьмой: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира

На горе Елеонской Иисус повторяет Апостолам Свою новую заповедь, говоря: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанна 15:12-25). И мы узнали, внученька, что Он так возлюбил людей, что идёт на мучения и смерть крестную ради них. Именно такую любовь Иисус завещает нам иметь друг ко другу, говоря: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».
Как велика милость Господа Иисуса к нам! Он – наш Друг, Он открывает нам дела Божии.

Иисус говорит ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга», – повторяет Господь. Видишь, Иисус ожидает от нас доброго плода, который будет пребывать: значит, не переставать приносить пользу и идти в жизнь вечную (1-е Коринфянам 3:13, Иоанна 6:27). Что же это за плод, внученька?
– Это, когда мы кому-то помогаем, да, бабушка?
– Да, Машенька, когда помогаем милосердно, из любви, не ища своего, в кротости и терпении. И благодарим Господа за то, что Он дал нам через служение людям послужить Ему.

Говоря о любви между верующими, Иисус предупредил о враждебности к ним остального мира, сказав: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел». Возненавидел же потому, внученька, что Иисус открыто объявляет о злых делах, творимых людьми (Иоанна 7:7). Господь объясняет ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
Иисус объяснил, что Апостолов будут преследовать те, кто не знают Бога. Хотя они слышали слова Иисуса и видели Его дела, «каких никто другой не делал», но всё равно отвергли Его. Поэтому они «не имеют извинения во грехе своём», сказал Господь. «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. …Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно», – заключил Иисус.

Слово Библии. О заповеди Божьей:
А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
1-е Послание святого Апостола Иоанна 3:23

Размышление: как мы становимся друзьями Господа Иисуса?

Вечер сто восьмой: Иду к Пославшему Меня. Дух истины наставит вас на всякую истину. Утешитель обличит мир о грехе и о правде и о суде

Предупредив Апостолов, что неверующий мир будет их ненавидеть, Иисус сказал: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Иоанна 15:26-27).
Продолжая, Иисус говорил: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Всё это Иисус открывал ученикам, чтобы они вспомнили Его слова, когда они будут сбываться, и устояли в вере во всех испытаниях (Иоанна 16:1-15).

«Не говорил же этого вам сначала, потому что был с вами, – сказал Господь и продолжил: – А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён».
Так мы узнаём, Машенька, что грех мира – это неверие в Господа Иисуса Христа. Этот единственный грех закрывает человеку дверь в жизнь вечную с Богом. Потому что дверь – это Христос.

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить», сказал Иисус Апостолам. Так и каждый из нас, внученька: мы понимаем только те слова Писания, которые мы готовы принять – их и открывает нам Дух Святой. Глубина же Слова Божьего бесконечна, как Сам Бог. Поэтому, всякий раз, когда мы читаем Библию, нам открывается что-то новое.

Продолжая говорить к Апостолам, Иисус сказал: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Всё, что имеет Отец, есть Моё...»
Дух Святой открывает истину Божию всем верующим. Он говорит в сердце человека то слово, в котором он нуждается именно сейчас, как написано: «…Не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа…» (Второзаконие 8:3, Матфея 4:4, Луки 4:4)

Слово Библии. О Духе Святом:
...Дух всё проницает, и глубины Божии.
1-е Послание Коринфянам святого Апостола Павла 2:10

Размышление: зачем Иисус предупреждает Апостолов о будущих опасностях?

Вечер сто девятый: Я исшёл от Отца и пришёл в мир. И опять оставляю мир и иду к Отцу. Но Я увижу вас опять и радости вашей никто не отнимет

Иисус, Машенька, вновь напомнил Апостолам, что Он идёт к Отцу, но сказал об этом загадочно: «Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня» (Иоанна 16:16-31). Ученики не поняли Господа и рассуждали между собой: «Что это говорит Он: "вскоре"?» Видя то, Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». Иисус объяснил, что Он опять увидит учеников, и радость эту уже никто у них не отнимет.
О какой же встрече говорил Господь, внученька? Видимо, Апостолы не вспомнили, как Иисус учил их раньше, что, после того, как Он примет мученическую смерть от рук грешников, на третий день Он воскреснет (Марка 8:31, Матфея 16:21, Луки 9:22). И тогда ученики вновь увидят Господа Иисуса, и радость эта навсегда останется с ними.
И вновь Иисус успокаивает Апостолов великой милостью Отца Небесного: «Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна».

Потом Иисус сказал Апостолам, что приходит новое время: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога. Я исшёл от Отца и пришёл в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
Тогда ученики ответили Иисусу, что теперь Он говорит с ними прямо, без притчи, и они поняли, что Он знает всё. «Посему веруем, что Ты от Бога исшёл», – сказали они. Иисус же отвечал им: «Теперь веруете?» Видишь, внученька, как нестойка и переменчива вера человеческая. Но в Духе Святом, Которого вскоре даст им Господь, ученики получат веру, не колеблемую ничем.

Слово Библии. Христос говорит через пророка Исаию:
Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрёк и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы – свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог…
Исаия 43:11-12

Размышление: какая радость после печали ожидает учеников Иисуса?

Вечер сто десятый: Поражу пастыря, и рассеются овцы. Отец со Мною. Я победил мир. Жизнь вечная – это знать единого истинного Бога, и посланного Им Иисуса Христа

И вот, Машенька, продолжая беседовать с одиннадцатью, Иисус предсказал им, что должно произойти вскоре: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моём встречу вас в Галилее», – добавил Господь. Тогда Пётр говорит Иисусу: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Но Иисус вновь повторяет Петру предсказание о том, что он отречётся Его: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». Однако, Пётр с ещё большим жаром утверждал: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». То же самое говорили и остальные Апостолы (Марка 14:27-31, Матфея 26:31-35, Захария 13:7).
Иисус же сказал им: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанна 16:32-33).
Видишь, внученька, милостивый Иисус не упрекает учеников за то, что они оставят Его и разбегутся, потому что Он знает, как слабы люди без Него. Всё произойдёт так, как Бог сказал через пророков. Но Иисус говорит, что Он не один, с Ним Отец Небесный.
Нам же Иисус даровал мир в сердце, чтобы мы были спокойными, мирными и радостными в твёрдой вере, что мы – в любящих руках Иисуса, и что всё происходящее с нами «содействует ко благу» нашему по воле Божией (Римлянам 8:28). Будем же стараться помнить об этом постоянно. С миром во Христе человек устоит в любых бедах и соблазнах.

Мы читали, внученька, как Господь говорил Апостолам, что в этом мире у них будет много печалей. Но Он ободряет их обещанной встречей в Галилее и призывает быть мужественными, говоря: «Я победил мир». Это значит, Машенька, что Иисус победил грех и смерть, которые мучают людей этого мира. Благодаря победе Христа верующие в Него могут жить без греха и не бояться смерти, потому что Бог дарует им жизнь вечную.
После этих слов «Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:1-3). Видишь, Машенька, мы имеем жизнь вечную, когда знаем Сына Божьего Иисуса и через Него знаем Бога.

Слово Библии:
…Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу.
Послание святого Апостола Павла к Римлянам 8:28

Размышление: в чём заключается жизнь вечная?

Вечер сто одиннадцатый: Я прославил Тебя на земле. Молитва за учеников. Радость совершенная в Иисусе. Освяти их истиною Твоею. Слово Твоё есть истина. Да будут в Нас едино

Продолжая молиться, Машенька, Иисус говорит Богу Отцу: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Он просит Отца: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Иоанна 17:1-10). Так вновь Иисус говорит о том, что Он был с Богом с самого начала, до всякого творения. Ради нас Он оставил Свою Небесную славу и пришёл на землю…

Продолжая, Иисус говорит: «Я открыл имя Твоё человекам». Эти слова о том, внученька, что уверовавшие узнали Бога, как их Отца, как любящего Папочку. Иудеи как-то сказали Иисусу, что их отец – Бог (Иоанна 8:41). Они знали это, но Бога они не знали: они не постигали Его милостивой любви. Евангелие говорит, что Бога не видел никто никогда, но Его явил нам «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (Иоанна 1:18). Сын, рождённый и живущий в Боге Отце – Он Сам есть Бог. И Он стал Человеком и Собой показал нам Папочку Небесного: Его мудрую и милосердную любовь. Бесконечна милость Божия к нам!

Иисус молит Отца о единстве уверовавших в Него, говоря: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твоё…» (Иоанна 17:11-23).
И затем Иисус утверждает слово о радости, дарованной ученикам, говоря Отцу: «…Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную». Радость же в том, внученька, что Иисус любит нас, Он всегда с нами Своим Духом, и мы будем с Ним в Его чудесном Царстве Небесном.
Господь молит Отца сохранить верных Ему от зла, говоря: «Я передал им слово Твоё; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Видишь, истина – это животворящее Слово Божие. Оно освящает, то есть очищает и отделяет нас от греха.
Вновь и вновь Иисус просит Отца о единстве верующих в Боге, говоря: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Господь хочет, чтобы мы были едины в духе любви Христовой друг к другу, без разделений в Его Церкви! Тогда и остальной мир узнает, что Иисус пришёл от Бога – и ещё многие увидят Его любовь, и уверуют, и обретут спасение.

Слово Библии. Иисус говорит о учениках:
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Иоанна 17:22-23

Размышление: о каком единстве верующих молил Отца Иисус?

ГЛАВА 14. НАША ПАСХА – ИИСУС http://proza.ru/2024/03/01/1547