Буддизм

Новосельцев Григорий Петрович
Основополагающей идеей основателя буддизма, Сиддхартхи Гаутамы, было осознание того, что индуистские культы и методы не достаточно эффективны для освобождения от страданий сансары. Он пришел к выводу, что мир полон страданий из-за нашей привязанности ко всему материальному. Тем не менее, он обнаружил способ прекратить страдания и предложил путь, который включает правильное понимание, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли и сосредоточение.

Буддизм отвергает индуистскую культовую практику и присваивает более скромный статус политеистическим божествам. Адептам буддизма требуется направить свои усилия на устранение всех земных желаний и достижение состояния нирваны без посредничества кого-либо. В буддизме развился сложный пантеон, в котором заселяются существа, достигшие нирваны или бодхисаттвы, а также многочисленные боги. Буддизм разделяется на два основных направления: Махаяна и Тхеравада. Махаяна ставит целью освобождение всех живых существ и разрабатывает культ бодхисаттвов. Тхеравада – направление раннего буддизма с более простыми ритуалами. Оценка буддистского учения подразумевает абсолютное отрицание мира и стремление к уничтожению личного бытия.

Таким образом, основная идея Будды заключается в понимании, что страдания можно прекратить путем освобождения от всех привязанностей и достижения нирваны. Буддизм отказывается от политеистической практики, разрабатывает сложный пантеон и делится на два основных направления – Махаяна и Тхеравада. Оценка этого учения подразумевает полное отрицание мира и стремление к уничтожению личного бытия.
Если мы рассмотрим конечную цель буддизма, которая заключается в избавлении от перевоплощений и совершенном уничтожении личного бытия, то добродетель, согласно буддизму, становится всего лишь предварительным средством, которое на определенном уровне совершенства может стать препятствием на пути к цели. В самом деле, дела, совершаемые в настоящей жизни, ведут к новым перевоплощениям. Плохие дела неприемлемы, так как они приведут к новому перевоплощению с большими страданиями. Но и хорошие дела также приводят к новому перевоплощению; хотя они приносят "небесные радости," они ничтожны, потому что они не вечны и не освобождают от перевоплощений.

"Как бы велики не были нужды и потребности других, никто не должен жертвовать своим собственным спасением ради них", говорится в буддийской морали.

Фон Шредер, исследователь индийской культуры, говорит: "Снова и снова, буддизм отрицает, а христианство утверждает. Любить, страдать и, наконец, жить - вот обязанность и настоящее желание истинного христианина! Не любить, не страдать, не жить - вот идеал буддиста. Здесь осознается глубокая и широкая пропасть между буддизмом и христианством".

Отвергнув идею существования Творца и создания, и считая мир только злом, чем-то ненужным, философия буддизма внедряет зло в само Абсолютное, из которого возникает непонятная "суета" и "волнение", порождающие никчемный мир, который заслуживает лишь уничтожения.