Точных и конкретных сведений по поводу того, когда Д.И. Ермаков открыл свое дело в Тифлисе, нет. Срезневский В.Н. в «Справочной книге фотографа», изданной в 1883 году, переизданной в 1887 -ом и дополненной в 1889, пишет, что Ермаков » открыл одну фотографию в Тифлисе до 1870 года, затем в 1870 году еще одну, а во время курортного сезона под его руководством действует фото заведение в Кисловодске». Подробностей никаких(50). Попов А.П. считает, что это произошло в 1880 году(12), Семакова И.А.- в 1883 году(55).
М. Модникова, ссылаясь на книгу А.К.Боровского и др.»Пионеры фотографий», цитирует: » В 1870 году открывается еще одно ателье - «Фотография Д. И. Ермакова в г. Тифлисе». Здесь наряду с „визитками", согласно объявлению, выполняются "портреты до натуральной величины, группы, кавалькады на открытом воздухе в живописных окрестностях, внутренние виды снимков зданий, памятники, развалины" и пр. Портреты оформлялись на фирменном паспарту с указанием владельца фотографии на русском и французском языках(52а).К сожалению, уточнить у авторов книги и статьи , где и когда было опубликовано это объявление, нам не удалось.
Из сохранившихся снимков известно о существовании »Фотографии художника Колчина и Ермакова». Конкретных и точных сведений по поводу того, когда они открыли свое совместное дело в Тифлисе, нет. В главном источнике информации тех лет »Кавказском календаре» о фотографах в 1860-1880 годах вообще не упоминалось.
По нашему мнению, это случилось до русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Оно основано на следующих сведениях. 9 февраля 1880 года Россия отмечала первое двадцатипятилетие царствования царя-освободителя Государя Императора Александра II. По этому случаю Главное Управление Наместника Кавказского Вел. Князя Михаила Николаевича изготовило обзор данных о состоянии края для поднесения Его Величеству. Обзор состоял из двух альбомов в роскошных переплетах. Они были изготовлены в трех экземплярах, из которых один был передан в Тифлисскую публичную библиотеку.
В свою очередь, Управление путей сообщения на Кавказе составило еще один громадный альбом замечательных дорожных сооружений, произведенных на Кавказе в течении 25 лет: 1855-1880. Альбом заключал в себе карту Кавказа с показанием дорог путей сообщения, заглавный лист и 46 фотографий (Ольгинский мост во Владикавказе через р.Терек,Кулагинский мост через р.Байдарку,Церковь в Пасанауре, Мцхетскую заставу, Майкопский мост через р. Белую, общий вид г. Петровска, Гунибский каменный мост через р. Кара-Койсу, Карадагский каменный мост через р. Аварское Койсу, Геокчайскую галерея на Тифлиско-Эриванском шоссе и пр.), с показанием времени сооружения и строителей. Рисунки сооружений изготовили лучшие художники города Тифлиса и по спешности работы не могли быть сделаны в двух экземплярах.
На заглавном листе все сооружения, помещенные в альбоме, представлены в миниатюре и составили, как бы, иллюстрированный каталог всего альбома. Этот лист изготовлен искусным пером художника Наполеона Антоновича Кюи и снят в фотографии Колчина и Ермакова, где желающие могли его купить(85).
Таким образом, в 1879 году фотография Колчина и Ермакова уже работала и была известной (рис.1). Для открытия фотографии в городе необходимо было получить свидетельство на право промысла у городских властей, а это требует также определенного времени.
Остановимся подробнее на Петре Петровиче Колчине. Он родился в 1838 году, с 1855 года учился в Московском училище живописи и ваяния. До 1866 года училище было лишено права выдавать медали за успешное прохождение курса и присваивать звания художника и учителя рисования. Эта привилегия была за Императорской Академией художеств. В 1864 году именно ИАХ, оценив этюд П.П.Колчина «Мужчина в шубе» малой серебряной медаль и поэтому ему присвоили звание неклассного художника и учителя рисования(87).
На сайте GOLEMА в комментариях некий Анджей Капрон (Кapron Аndrzej) в 2009 году сообщил, что П.П. Колчин работал учителем и художником в Люблине (Царство Польское), а затем уехал в Тифлис (88). Мы обратились по оставленному там адресу электронной почты, но ответ не получили.
Неизвестно, почему и когда точно Колчин приехал в Тифлис, но просто так на Кавказ не ехали. Фамилия «Колчин» не очень распространенная вообще, а тем более на Кавказе. Просмотрев «Кавказские календари», мы все таки нашли «Колчиных».
Так, с 1853 года во Владикавказе в Горском окружном училище работал Константин Петрович Колчин, с 1854 года в чине коллежского секретаря он был заседателем в Земском Окружном суде Пятигорска, а в 1866 году в чине надворного советника исполнял должность штатного смотрителя Горского окружного училища в Нальчике. Умер в 1880 году. Позже он был начальником полиции в Грозном .
С 1860 года в Главном управлении Наместника Кавказского служил помощником контролера Контрольного департамента Алексей Петрович Колчин, в 1866-1872 г.г. в Кутаиси он был начальником 2-го отделения Кавказского Горского управления в чине надворного советника. В 1873 году в чине коллежского советника переведен товарищем Председателя Кутаисского Окружного суда, где проработал до 1884 года в том же чине.
Работу на Кавказе продолжили их сыновья: с 1888 года- музыкант(скрипач) и военный композитор Евгений Алексеевич Колчин; с 1896 года Сергей Константинович Колчин- штат-ротмистр, начальник полиции в Истису, а затем в Грозном; в 1895 году был замечен художник А.П.Колчин, а в 1910 году служил Алексей Алексеевич Колчин (89).
Это позволяет предположить, что речь идет о братьях Константине, Алексее и Петре Петровичах Колчиных.
В 1876 году П.П. Колчин, наряду с Э.И.Вестли, Ф.Т.Хламовым,В.Иогансоном, А.Ф.Зальцманом, Л.В.Камбиаджио и др. являлся действительным членом Кавказского Художественного Общества( 89А).Оно было создано 4 мая 1873 года , на основе Общества распространения искусств на Кавказе ,Высочайше утвержденного 20 февраля 1864 года. В его задачи входило развитие художеств по четырем отраслям искусств: живописи, скульптуры, архитектуры и фотографии. Для этого планировали устраивать выставки художественных произведений в Тифлисе и подвижных-по различных городах Российской империи. Было много других планов: выставки за границей по части живописи и скульптуры; устройство рисовальных школ и воскресных классов; фотографии Общества; библиотеки и музея и пр. Но все это, в случае возможностей. Второй целью было пособие нуждающимся членам Общества(89б).
Так, Кавказское Художественное Общество в январе 1876 года сообщало, что на постоянную выставку Общества поступили фотографии Д. И. Ермакова, изображающие виды, типы, древние памятники и надписи Азиатской Турции. (90). Значит ли это, что Ермаков уже имел »крышу» своему любимому занятию, трудно сказать.
Похоже, что Ермаков также был членом этого общества, но в статусе члена-корреспондента и имел другие права и обязанности. Колчин, как действительный член общества, должен был иметь известные труды по своей части и ежегодно платить взнос в размере 10 руб. Ермаков мог не платить взнос, но обязан был не менее одного раза два года представлять свои оригинальные работы в пользу Общества. В данном случае- выставке художественного общества.
В 1877 году Общество, в надежде улучшить свое материальное состояние, объединилось с «Тифлисским музыкальным обществом» и стало называться «Кавказским обществом поощрения изящных искусств». С этого же года Колчин и Ермаков являлись его членами(86).
Вполне возможно, что именно в Обществе возникло содружество фотографа и художника, что вполне объяснимо. Одной техники фотографа, особенно в портретных снимках, чем на этот раз занялся Ермаков, недостаточно. Нужно создать образ, выбрать естественную позу и придать портретам приятное выражение. Хорошо, если фотограф одновременно и художник...
К сожалению, сохранилось немного фотографий, исполненных этими талантливыми людьми. Мы нашли только три фотопортрета, снятые в период сотрудничества «художника Колчина и Ермакова в Тифлисе», которые содержат не просто снимок, а образы людей, что является заслугой художника Самое главное, что они имеют паспарту, благодаря которым стало достоверно известно о совместной работе художника П.П.Колчина и фотографа Д.И.Ермакова.
Паспарту- своеобразная визитная карточка фотографических заведений. Практически, это картонная рамка, в которую вставляли оригинальный рисунок или гравюру, содержащую фамилию фотографа и адрес его заведения. Были и дополнительные сведения, приводимые фотографами обычно для рекламы: перечень титулов, званий и наград на выставках, время работы, уточнение местонахождения фотосалона и пр. Картинка паспарту и их содержание не были чем-то постоянным и изменялись по желанию фотографа.
Остановимся подробнее на рисунке паспарту и его информации. В центре паспарту, вверху, мы видим бюст Бога красоты и искусств – Аполлона. Кисти и палитра с красками олицетворяют собой изобразительное искусство, а пяти струнная лира (инструмент Аполлона и муз) умиротворяет и ублажает самых грозных богов.
Справа виден свернутый рулоном «Diplome Akademie»(возможно,этот диплом получил Ермаков в качестве награды от Французской национальной Академии в 1874 или в 1878 годах. Слева - край толстой книги с двумя портретами. С двух сторон расположено восемь изображений четырех медалей (лицевая и обратная сторона), при чем две из них датированы 1878 годом. Между ними Орден Меджидие Османской империи на колодке. Награды от Персии отсутствуют. Наполовину белая палитра содержит надпись: »Фотографiя художника Колчина и Ермакова». На лицевой стороне фото внизу монограмма из двух букв «КЕ».
Предполагаем, что паспарту рисовал художник Петр Петрович Колчин, и это было первым паспарту в работе Ермакова. Известны снимки просто подписанные Ермаковым от руки или помечены клише.
Фотозаведение в период их сотрудничества располагалось по Дворцовой ул., дом Сараджева в Тифлисе». Кавказский календарь за 1880 год подтверждает это. При этом, в последующие годы Ермаков работал практически по тому же адресу (1880 г.- Дворцовая, д. Сараджева (Караван сарай) и Цовьянова, рядом с Дворцом; 1881г.- Дворцовая, д. Сараджева во дворе(89В ,89Г).
Фотохудожник Георгий Цагарели рассказывает, что Ермаков составил из своих фотографий "Альбом частного дома Д. Сараджева» (арх. Карл Цаар). В него включены снимки фасада и внутреннего убранства этого прекрасного произведения зодчества, принадлежавшего известному меценату и общественному деятелю, промышленнику (первым в Российской империи наладившему производство коньяка заводским способом) Давиду Сараджишвили(49).
В 1882 году фотография перешла на Головинский пр. в дом д. Шіоевой, вход с Давид. улицы и обозначена только Ермаковым. (89Д). К этому году официальный фотографический союз «художника и фотографа», распался. Каждый занялся свои делом.
Петр Петрович, согласно Кавказскому календарю на 1881 г., (т.е. сведения до ноября 1880 года), пошел работать учителем рисования и черчения в VIII классе Тифлисского реального училища. Государственная служба давала постоянною оплату труда и возможность продвижения по ее лестнице с целью повышения своего статуса и увеличения суммы жалования.
20 мая 1882 году в Москве состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которой Тифлисское реальное училище удостоилось похвальной награды за работы учеников по рисованию и геометрическому черчению (91). По всей вероятности, Колчин имел к этому успеху отношение, так как 14 сентября этого же года, ему, учителю рисования, было поручено выступить с речью на выпускном акте ремесленного училища. Речь П. Колчина была напечатана в» Циркуляре по Управлению Кавказским учебным округом» (92) и даже вышла отдельной брошюрой(93).
15 мая 1883 года Колчин, не имеющий еще никакого чина, был Высочайше награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Это была его основное место госслужбы, где он проработал до 1898 года и дослужился до чина статского советника (94).
Одновременно Петр Петрович преподавал рисование в прогимназии «Тифлисской Великой Княгини Ольги Федоровны женской гимназии и прогимназии» (1880-1883). В 1887 году входил в состав педагогического совета прогимназии. В 1888-1889 годах, заменяя учителя рисования Н. А. Кюи, преподавал и в гимназии, и в прогимназии.
Петр Петрович, свободный художник, в 1881 и 1885 годах имел уроки рисования и в Закавказском Девичьем институте. В 1885 году вместе с Федором Трифоновичем Хламовым он работает учителем рисования в Тифлисском женском учебное заведении Св. Нины (89Е).
Tamas Sajo в своей статье «Chronicler of the Caucasus» (Летопись Кавказа) сообщает, что художник Колчин написал большой портрет Шаха с фотографического снимка господина Ермакова. Газета «Кавказ» в 1884 году писала, что эту картину передадут в Тегеранский дворец и она » сделается достоянием и явится там, кажется, первым произведением русской живописи"(95).
Художник Колчин 11 апреля 1884 года поставил в Тифлисском театре «Живые картины» с участием г-ж: В. П. Есаевой, Е.П. Зобнинской, 0. А. Пановой, 0. И.Буславской, 0. А. Подымовой, Пресняковых и др. В то время было распространено такое сценическое представление, в котором исполнители, обычно без слов, представляли в соответствующих костюмах темы разных картин. Это представление и концерт г-жи В. М. Зарудной и гг. Ипполитова-Иванова, Горского, Беттинга, Рябинина и Опочинина были проведены в пользу Тифлисского железнодорожного училища и имели большой успех у собравшихся(96).
В 1887- 1891 г.г. Колчин П.П. входит в состав Правления Кавказского Общества поощрения изящных искусств в качестве кассира и преподает в подготовительном классе рисовальной школы, которой руководит Н.А.Кюи.
Наряду с этим Колчин продолжает писать жанровые картины, портреты и пейзажи. Его произведений сохранилось немного. Вот некоторые из них, которые находятся в интернете в свободном пользовании: »Благородные намерения» (рис.5),»Музыкант»(рис.6), «Семья у колодца»( рис.7), «Портрет» (рис.8),«Горец с лошадью»(рис.9), «Живописное путешествие на Кавказ(рис.10),»Портрет девочки»(рис.11) и др.(97).
Драматична судьба картины «Горец с лошадью», которая находится в коллекции Национального музея Чеченской Республики. В декабре 1994 года во время штурма Грозного, здание Чеченского республиканского музея изобразительных искусств имени академика П. З. Захарова было разрушено. Подвалы с экспонатами завалило бетонными плитами. Картина тоже считалась утраченной. Но полотно обнаружили в 2012 году в Краснодарском крае. «В ходе обыска были изъяты бриллианты, изумруды, рубины, а также картина кисти русского художника конца XIX века Петра Колчина, представляющая историческую ценность» - так сообщала пресс-служба МВД РФ. Картина была возвращена музею(98).
29-го сентября 1888 года во время пребывания в Тифлисе Их Императорские Величества Государь Император Александр III , Государыня Императрица и Их Императорские Высочества Государь Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович и Великий Князь Георгий Александрович посетили 1-ю гимназию. Через парадный вход они прошли в Актовый зал, который представлял собой обширную комнату, освещаемую 7-ю окнами, из которых открывался прекрасный вид на Головинский проспект ,Александровский сад и на части города, лежащие на левом берегу Куры.
Актовый зал был изящно , со вкусом убран и декорирован живою зеленью, цветами и флагами. Направо от двери по средине стены был нарисован образ , изображающий Доброго Пастыря, держащего в правой руке пастушеский посох, а в левой -несущую заблудшую овцу. Образ исполнен с картины известного немецкого художника Бернарда Плокгорста (1825 - 1907), ученика знаменитого Делароша, тифлисским художником , г. Колчиным, по заказу самой гимназии 2 года тому назад (99).
Их Величества изволили посетить военно-исторический музей или «Храм славы»—хранилище картин, портретов Государей и славных кавказских героев минувших дней. У входа в музей их встречали: начальник военно- инженерного управления ген.-лейтенант Подымов, как председатель комиссии по сооружению «Храма славы», члены комиссии: ген.-лейт. Чёрнявский, д. с. с. М. К. Гакель, полковник Волков, полковник Потто и директор кавказского музея Г. П. Радде, архитектор А. Ф. Зальцман , строитель здания капитан Болгарский, а также художники Ф. А. Рубо, Л. Г. Лонго, Н.С.Самокиш , П.П.Колчин и А.И.Шамшинов , которые имели счастье быть представленными Их Императорским Величествам.
Государь Император изволил осмотреть все картины и портреты. При входе в храм, прямо против входа, была помещена неоконченная, громадных размеров картина художника Ф. А. Рубо; «Вступление первого русского полка в Тифлис в 1797 году»; левее ее-портрет ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра III работы местного художника Колчина; Государь Император изображен во весь рост, в парадной форме, с форменной барашковой шапкой в правой руке; сзади Государя виднеется город; справа- портрет покойного Государя Императора Александра Второго в молодые годы, также во весь рост.
Затем шли следующие картины Рубо: «Поражение персиян при Елисаветполе»,«Сражение при Курюк-Дара», «Взятие Дарго», «Штурм аула Салты», «Взятие Карса» ,«Взятие Геок –Тепе», «Взятие Ахульго» , «Взятие в плен Шамиля»; Н.Самокиша «Штурм Авлиара» и др. (100).
После отъезда высоких гостей продолжилась обычная жизнь. Кавказское общество поощрения изящных искусств объявляло распорядок занятий в школе рисования, где наряду с художниками Лонго, Кюи и др., по четвергам вел занятия по живописи П.Колчин(101).
Рисунок Колчина, выполненный в технике фототипии в заведении «Т-ва И.Н.Кушнерева и Ко», был использован в качестве иллюстрированной издательской обложки 22 выпуска «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» за 1897 год( рис.12) (102).
Но самой значительной и важной работой в жизни Петра Петровича была живописная роспись новостроящегося в Тифлисе военного собора. Еще в 1864 году Главный Священник Кавказской армии протоиерей Стефан Гумилевский написал записку на имя Наместника Кавказского и Главнокомандующего Кавказской армии Его Императорского Высочества Вел.князя Михаила Николаевича и обосновал необходимость постройки собора. Делу постройки этого собора Его Высочество придал знаменательный характер: новый храм, удовлетворяя религиозные нужды частей войск, расположенных в Тифлисе, должен был в то же время служить вечным памятником окончания войны и водворения мира на Кавказе. Им же было указано место для постройки храма на Гунибской площади.
Было представлено 16 проектов- выбрали проект проф. Гремм и Гедикэ. Но только 13-го апреля 1891 года окончилось устройство оснований и фундаментов. 26 апреля 1891 года Главный Священник Кавказской армии протоиерей Гумилевский торжественно освятил начало работ по строительству здания соборного храма войск Кавказского военного округа во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Строителем собора был инженер-полковник В.П.Герасимов(103).
Из истории военного собора, написанной 19 мая 1897 года священником Константином Красовским в газете «Кавказ», можно узнать какие живописные работы выполнил Колчин по собственным композициям, а какие -по художественным образцам Московского храма Христа Спасителя и Киевского Владимирского собора(104). Так, изображение Господа Саваофа, размещенного в куполе, медальоны, в которых находились изображения Христа в терновом венце и Божией Матери- композиции художника Колчина. Изображение апостолов Колчин копировал с И.Н.Крамского, Св. Иосифа –с Е.С.Сорокина. Мария Магдалина – подражание В.И.Васнецову.
Две картины из русской истории: «Кончина Благоверного князя Александра Невского в схиме Алексия» в южном приделе и « Благословение преподобным Сергием князя Димитрия Донского пред битвою на Куликовом поле», также его композиции. Все работы Колчин проводил с другим местным художником Луиджи Каэтановичем Лонго.
Освящен военный собор Святого Благоверного князя Александра Невского 21 мая 1897 года, а разрушен по приказу Берия в 1952 году. Фото собора(рис.13) и его внутренний вид с росписью художников сохранились (103).
В 1895 году Колчин выставлял свои картины на выставку художника Артазова. Часть сбора шла на поддержку рисовальной школы (105.
Как сложились отношения между этими людьми в эти годы, проследить не удалось. Но после 1890-х годов Ермаков использовал в работе снимки с несколько видоизмененным рисунком паспарту, которое было при их совместной работе. Художник Колчин, убрав свою фамилию, на палитре написал новую надпись » Фотографiя Д.Ермакова». При этом разместил ее выше перекладины на лире, букву К переместил до первой струны, О-, В- на пятой струне, а букву А –вне струны. Был изменен адрес: Дворцовая ул. в доме Дворянского банка. .
Художник Петр Петрович Колчин скончался неожиданно от паралича сердца 7 августа 1898 года. Ему было 60 лет. Смерть его настигла в Кобулети, где он, по всей вероятности, отдыхал с семьей. Объявление о случившемся давала в «Тифлисском листке» жена София Андреевна с детьми. Его прах по железной дороге доставили в Тифлис и прямо с вокзала - в Кукийскую кладбищенскую церковь Св.Нины. Там же 10 августа на православном кладбище его похоронили. Отпевали священник Александр Разумовский с диаконом Давидом Гарсиевым и псаломщиком Иннокентием Богословским(106).
Его семья продолжала жить в Тифлисе. Вдова художница С.А.Колчина преподавала рисование в Тифлисской 2-ой Великой Княгини Ольги Фёдоровны женской гимназии(107).Один из его сыновей тоже был художником. К 1915 году никого из семьи Петра Петровича Колчина в Тифлисе не было.
фото из Грузинской национальной библиотеки и из интернета
https://tgumbatova.livejournal.com/
продолжение о работе Ермакова
http://proza.ru/2024/04/17/913