4. Образование... Законодательная база

Казакова Елена Валерьевна
Предыдущая: http://proza.ru/2024/02/28/536

4. Образование детей с синдромом Дауна

Законодательная база

С гуманизацией общественного сознания правам и обеспечению равных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья уделяется все больше внимания. По окончании Второй Мировой войны люди пришли к пониманию недопустимости дискриминации по каким-либо признакам. Тогда была создана Организация Объединенных Наций и провозглашена Декларация прав человека. В последствии было принято множество документов, закрепляющих права каждого человека большинство из которых было ратифицировано в нашей стране. этих документов ратифицированы в нашей стране.
Один из первых международных актов в этой сфере - «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 года и ставшая основой для других международно-правовых документов. Декларация провозгласила социальные, экономические, культурные, политические и гражданские права. В статье 1 содержится положение о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Люди, имеющие инвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять их на равных основаниях с другими людьми. В статье 26 отмечается, что:
1 Каждый человек имеет право на образование.
2 Образование должно быть ориентировано на полное развитие человеческой личности.
3 Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
История международных документов, посвященных правам инвалидов берет свое начало с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). Документ указывает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство с соблюдением тех же самых прав, которыми обладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должное медицинское облуживание. В Декларации фиксируется право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни, защиту от эксплуатации оскорблений и унизительного обращения.
Согласно «Декларации о правах инвалидов»,
утвержденной Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года инвалиды обладают теми же гражданскими и политическими правами, что и другие люди. Инвалидами признают лиц, «... неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребности нормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности, врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей». В связи с этим, они «должны быть обеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». Они «...вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно более самостоятельными». Инвалиды имеют право «...жить в своих семьях и участвовать во всех видах социальной, творческой деятельности». «Инвалиды должны быть защищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращения дискриминационного, оскорбительного или унизительного характера».
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 - Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года «Всемирной программы действий в отношении инвалидов».
Важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья имеет приинятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г «Конвенция УООН о правах ребенка» (ратифицированная Верховным Советом СССР 3 июня 1990 года). Ее положения сводятся к четырем требованиям, которые должны обеспечить детям права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.
Значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Главная цель этого документа - защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области экономических, политических и социальных прав.
Законодательная политика в Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в течение 90-х гг. ХХ века были приняты меры по ратификации и реализации ряда документов, в том числе касающихся защиты прав и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовую базу образования лиц с возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
1) федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
2) правительственные (постановления, распоряжения);
3) ведомственные (Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации);
4) региональные (правительственные и ведомственные).
Конституция РФ, принятая в 1993 году, является основным законом в нашей стране. Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
В законе впервые формулируется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (п.16. ст.2). Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей.
Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (принят 24.11.1995) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических и других прав предусмотренных Конституцией Российской Федерации, соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Закон ввел правовое понятие «инвалид» - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким обусловленное заболеваниями, последствиями приводящее к ограничению жизнедеятельности необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в соответствии с Поставновлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
- по возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;
- по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалида труда, инвалиды,
- по степени трудоспособности.
Право детей с особыми образовательными потребностями на воспитание и обучение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях дополнительно было подчеркнуто Статьей 6 Закона РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (редакция от 13.07.2015):
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В Федеральном законе от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» слова «с отклонениями в развитии» были заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющими недостатки в физическом и(или) психическом здоровье.

Продолжение: http://proza.ru/2024/03/01/491