Позитивистская конц. соотношения философии и науки

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Позитивистская концепция соотношения философии и науки, её социокультурные и гносеологические основания.
_____________________________________________

Второй позитивизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (Шлик, Карнап, Витгенштейн, Рассел) отошли от чистого эмпиризма, признали роль теории в научном познании и поставили проблему перехода от эмпирического знания к теоретическому.

Но и они отождествляли философию (и философию науки) с частнонаучным знанием: первые – с психологией научного творчества, вторые – с логикой (математической логикой и логической семантикой).

Наконец, постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд) понял ошибочность эмпирической методологии, показал важность социокультурных и внерациональных факторов для развития науки и после всех исследований признал, что философия невозможна как частная наука, что это особый вид знания, причем совершенно необходимый для развития науки (тот же эмпиризм – это метафизическая концепция).

Сегодня, хотя позитивистская концепция уже не пользуется доверием философов, позитивизм отнюдь не преодолен и постоянно воспроизводится в качестве стихийного умонастроения ученых.

Объективные основания: структурированность самой научной деятельности, подавляющую часть которой (примерно 97%) занимают эмпирические и прикладные исследования и разработки, успех в которых напрямую не связан с профессиональным знанием философии. Отсюда безразличное или даже негативное отношение
значительной части ученых к философии.

Позитивизм однако не прав в главном – в абсолютизации этой установки и распространению ее на всю науку.

Как показывает история развития науки, без тех 3% крупных ученых-теоретиков, прогресс в науке невозможен.