Антиинтеракционистская концеп. соот. фил. и науки

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Антиинтеракционистская («дуалистическая) концепция соотношения философии и науки, её сущность, гносеологические и социокультурные основания.
_____________________________________________

Третья концепция – дуалистическая (экзистенциалистская).

Проповедует дуализм философии и науки, абсолютное культурное равноправие и самодостаточность, отсутствие внутренней взаимосвязи.

В конечном счете, исходит из идеи разделения культуры на естественнонаучную (с ее прагматической функцией адаптации) и гуманитарную (нацеленную на увеличение духовного потенциала человечества).

Философия рассматривается как часть гуманитарной культуры, наряду с религией, моралью, искусством. Предмет философии – не мир и его законы, и не сознание, а человек в его отношениях к миру.

Отношение человека к миру зависит не столько от характера бытия, сколько от понимания человеком своих целей, интересов и предназначения, т.е. от системы ценностей.

Система ценностей, не имеющая отношения к объективному миру, – главный предмет философии.

Ценности и научная истина – совершенно разные вещи.

Ценность не может стать для человека истинной, пока не будет им лично пережита на своем собственном уникальном опыте. Поэтому никакой «научной» философии быть не может.

Не только предмет, но и методы у философии другие – наблюдение над жизнью, человеческой историей, опыт личных переживаний. Семантически строгий, логически жесткий язык науки, ее общезначимые стандартные процедуры. чужды философии.

Если и может быть «философия науки», то только как философия жизни ученых как людей, их этика, конфликты, психология, надежды, убеждения и т.п.
Поэтому предмет Ф.Н. – исследование науки как формы жизни.

Это чисто гуманитарная философия науки.