* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________
Диалектическая концепция взаимосвязи философии и науки, её сущность и гносеологические основания.
_____________________________________________
Четвертую концепцию можно назвать диалектической, поскольку она базируется на признаниитесной, необходимой и существенной связи философии и частных наук.
Все предшествующие концепции взаимоотношения философии и частных наук стремились противопоставить один вид знания другому как более ценный.
Сторонники диалектической концепции подчеркивают, что философия и наука представляют собой качественно различные по многим параметрам виды знания.
Философия делает акцент на познании всеобщих связей и отношений в окружающей действительности, максимально абстрагируясь при этом от частного и единичного.
Любая же конкретная наука, не изучая мир в целом, всеобщие связи и отношения, акцентирует внимание на познание единичного, частного, конкретного, относительно которого возможно эмпирически собирать, количественно моделировать и контролировать достаточно полный и поэтому впоследствии практически используемый объем информации.
Однако, каждый вид знания: философский и конкретно научный самоценны.
И философия, и наука нужны людям, помогая решать их жизненные духовные и материальные проблемы.
В силу того, что философия и наука по своему предмету и методам являются различными видами знания, они для решения своих проблем нуждаются друг в друге.
Внутренней основой, создающей предпосылки для их сотрудничества друг с другом, является то, что для философии и науки характерно следование идеалу рациональности, т.е. достижение определенного, обоснованного, системно-организованного, истинного, открытого к изменениям знания.
Степень реализации этого идеала в конкретных науках значительно выше, чем в философии.
Различие между конкретными науками и философией заключается, во-первых, в широте объективного базиса и, соответственно, в степени общности и существенности принципов, на которые опирается наука и философия.
Во-вторых, в самом характере базисов.
В-третьих, в способе отражения и предъявляемых к процессу и результатам этого отражения требованиям рациональности.
Эмпирический базис любой конкретно-научной теории носит достаточно определенный гомогенный характер, эмпирический базис философии является в высшей степени гетерогенным и неоднозначным по содержанию.
Философия посредством своего категориального аппарата пытается в специфической форме отразить реальное единство всех видов человеческой деятельности, осуществить теоретический синтез всей наличной культуры: эмпирический базис философии включает в себя результаты теоретического и практического, научного и обыденного, художественного и религиозного и других способов освоения действительности.
Благодаря предельной общности и ценностно-мировоззренческой направленности философское знание является более умозрительным, но, вместе с тем, менее строгим и доказательным, чем конкретно-научное знание.
В процессе решения своих задач конкретная наука и философия активно используют познавательные ресурсы друг друга в процессе фиксирования и развития каждой из них.
Конкретным выражением внутренней взаимосвязи науки и философии, является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у всех фундаментальных теорий, а с другой – слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации и построениях.
Как показывают исследования в сфере истории и методологии наук, обращение ученых к когнитивным ресурсам философии детерминированы характером самого процесса конкретно-научного познания.
Научное познание совершается не учеными робинзонами, живущими на необитаемом острове, а реальными людьми, живущими в определенную эпоху и испытывающими на себе в той или иной степени влияние культуры своего времени.
Процесс научного познания имеет ярко-выраженный творческий и социально-обусловленный характер.
Открытие новых законов и построение новых теорий всегда происходит в форме конструктивной умственной деятельности по выдвижению, обоснованию и принятию определенных гипотез.
Этот творческий процесс обусловлен не только имеющимися в распоряжении ученого эмпирическими данными, но и опосредован целым спектром представлений и принципов научного и вненаучного порядка, составляющим социокультурный фон данной науки.
Важнейшим элементом этого фона являются циркулирующие и пользующиеся влиянием в данном обществе определенные философские концепции.
Ученые в своих построениях фундаментальных теорий активно используют эти концепции.
Эти концепции могут выступать в качестве определенных онтологических, гносеологических, логических, методологических и аксиологических оснований при построении конкретно-научных моделей изучаемых явлений, интерпретации теоретических построений, оценивании возможности и перспективы использования объективной реальности.
Таким образом, философские основания науки являются тем первым посредствующим звеном, которое связывает философское и конкретно-научное знание.
В свою очередь, философия использует конкретно-научное знание для подтверждения или опровержения некоторой концепции.
Однако конкретно-научное знание может выступать в этой роли не само по себе, а лишь после его философской интерпретации.
Вторым когнитивным посредующим звеном между философией и конкретными науками является философия науки как определенная промежуточная область познания.
Философия науки, используя знаниевую базу и методологию философии и науки, способствует взаимообмену их когнитивными ресурсами.
В ее развитии заинтересованы как философия, так и конкретные науки.