Философские основания науки, их виды

Зирк Алексей
* «МиРаНаука! 01. Сборник статей от А до Я»
* http://proza.ru/2021/08/02/86
_____________________________________________

Философские основания науки, их виды.
_____________________________________________

Для рассмотрения механизма и формы взаимосвязи современного естествознания и философии, необходимо подчеркнуть, что это невозможно сделать, не учитывая сложной структуры самих современных естествознательных наук.

Каждая из них имеет уровневую структуру организации, главными из которых являются эмпирический и теоретический уровень научного знания.

Эмпирический уровень в любой из наук формируется в основном за счет определения своего содержания результатами систематического наблюдения и эксперимента над изучаемым данной наукой объектом или предметной областью.

Как правило, эмпирическое исследование требует от ученого методичности, внимательности, настойчивости, усидчивости, многократной повторяемости опытов. Философское знание не может оказывать сколько-нибудь существенного влияния на результаты эмпирического познания.

Здесь порядок и методичность важнее глубоких философских раздумий, и увлечение последними скорее мешает, чем помогает эффективности исследования. Конкретно-научная теория надежно защищает от философского вторжения.

Совсем другое дело – теоретический уровень знания в науке, особенно если речь идёт о фундаментальных и парадигмальных теориях в той или иной области естествознания.

Сегодня научные теории логически не выводятся из эмпирических фактов и законов, не являются их индуктивным обобщением, а надстраиваются над эмпирическим знанием в качестве описания особого типа реальности – мира идеальных объектов и взаимосвязей между ними.

Все современные фундаментальные теории естествознания (теория относительности, космология, квантовая механика, молекулярная генетика и многие другие) в своем возникновении, обосновании и функционировании в существенной степени опираются на определенные философские идеи.

Это связано с тем, что в философии сознательно конструируются различные, альтернативные и рационально проработанные модели мира и познания. И многие естествоиспытатели сознательно заимствуют из арсенала философии такого рода конструкции, приспосабливая их к конкретному эмпирическому материалу и одновременно интерпретируя его соответствующим образом.

Философия выполняет по отношению к естественнонаучным теориям роль, аналогичную той, которую конкретно-научные теории выполняют по отношению к эмпирическому знанию в самой науке.

Поскольку современное научное теоретическое знание структурировано и включает в себя теории менее общие и более общие, более фундаментальные, постольку влияние философии на теоретический мир является не фронтально-всеобщим, а всегда точечным, выборочным.

Как показывает историческое развитие наук, граница между теоретическим естествознание и философией весьма условна и подвижна, но она всегда существует.
Учитывая важность философского обоснования фундаментальных научных теорий, целесообразно выделить в структуре научного знания не два её качественно различных уровня (эмпирический и теоретический), а три – эмпирический, теоретический и метатеоретический.

В качестве существенной части метатеоретического уровня знания фундаментальной теории выступают её философские основания.

Философские основания представляют собой философские утверждения, рассматриваемые в качестве базисных для некоторой фундаментальной теории.

Так, например, философскими основаниями классической механики Ньютона были философские утверждения о дискретной структуре мира, субстанциональном и абсолютном характере пространства и времени, о возможности мгновенной передачи физического воздействия одного тела на другое.

Существуют различные виды философских оснований науки в соответствии с важнейшими разделами философии: онтологические, гносеологические, логические, аксиологические, социальные.

Онтологическое: «Бог не играет в кости» (А. Эйнштейн)

Гносеологическое: «Все объективно значимые теоретические понятия науки должны быть сводимы к эмпирическим» (Э. Мах)
Аксиологическое: «Истина – высшая ценность науки» (К. Поппер)
Социальное: «Содержание науки определяется практическими потребностями общества» (Дж.Бернал)

Не существует единых философских оснований для всех наук, их выбор определяется для разных наук многими факторами, важнейшие из которых – талант, воля и авторитет создателей новых фундаментальных теорий. Наличие у всех фундаментальных наук философских оснований и философских проблем служит эмпирическим доказательством реального взаимодействия философии и конкретных наук.