Философия и наука - два типа рациональности

Зирк Алексей
Философия и наука - два типа рациональности.

В дискуссиях о сущности научной философии, равно как и конкретных нормах воплощения начал научности вообще, выделилась особая тема о сущности рациональности и способах (критериях) ее определения и отчленение от нерациональных видов познания.

Исследуются типологии рациональностей, их виды, эволюция различных форм рациональности, механизм проявления и сравнительные характеристики. Обращается внимание на неоднозначность, связанную с этим понятием.

Известный методолог П. Суппес выделил два основных понятия рациональности: «различных, но соотнесенных».

Один из типов он, по аналогии с физикой, именует «кинематическим понятием рациональности».

Оно главным образом заключается в списании действий, или выбора, которое может помочь в определении разумного поведения, то есть такого, которое основано на решениях обеспечивающих в максимально возможной степени достижение ожидаемой полезности.

Такого рода рациональность проявляется в области экономических действий, в сложных социальных контекстах и т. д.

В этом состоит смысл по Суппесу так называемого бейесианского понятия рациональности. По замечанию Суппеса, последнее представляет собой весьма важную и развивающуюся теорию рациональности группового поведения.

Ее исторические традиции Суппес связывает с философией утилитаристов XIX века (прежде всего Бентамом) и теориями политической экономии.

Предпосылки иного понимания рациональности Суппес видит в аристотелевском учении о человеке, который действует в соответствии с требованиями разума.

«Аристотелевская позиция может быть охарактеризована как качественная динамика рациональности», отмечает Суппес, пытаясь таким образом связать аристотелевское понимание разумного поведения с общей «квалитативной» аристотелевской механики.

Рациональность первого рода, основана на вероятностных расчетах, таким образом, соответствует «квантитативному» характеру современной механики.

Эти два типа рациональности Суппес противопоставляет философскому смыслу рациональности, закрепленному в понятии рационализма, утверждающему, что разум в большей степени является основанием знания, нежели чувства.

Трактовка рациональности как гносеологического рационализма не представляется, по его мнению, перспективной для анализа с позиций философии науки.

Отказ от философской интерпретации рациональности приводит к тому, что Суппес ограничивается теми ее видами, которые ориентированы на господствующие типы сциентизма.

Тип научности определяет тип рациональности. В своей общей форме такое решение вопроса не может вызывать возражения.

Они появляются только тогда, когда становится ясной узкая, фактически физикалистская трактовка научных оснований рациональности.

Поскольку же рациональность воплощается в поведении, а цель поведения определяется как польза, то в дополнение мы имеем еще одно ограничение
рациональности: она становится характеристикой утилитарности.

Суппес так и называет ее: «утилитарное понятие рациональности».