Савва Рагузинский-Владиславич сподвижник Петра I

Новосельцев Григорий Петрович
Савва Владиславич-Рагузинский, талантливый и энергичный дипломат, оказался недостаточно известным, хотя его важная работа для России простиралась от Рима до Пекина, от Петербурга до Константинополя. Именно он заложил основы балканской политики России, был одним из создателей внешней разведки, организовал регулярное чеканение медной монеты и сделал великолепное скульптурное оформление Летнего сада. В конечном счете, Савва Рагузинский заключил Кяхтинский договор с Китаем, устанавливая границу между двумя империями после сложных переговоров.

Савва Рагузинский был потомком герцеговинских князей Владиславичей и родился в 1669 году в городе Гацко, неподалеку от Дубровника. В своей молодости он активно занимался торговлей во Франции, Венеции и Османской империи, славился как честный и надежный купец. В Константинополе он впервые встретился с представителями Московского царства и начал активное взаимодействие с ними. Торговая сеть Саввы Рагузинского можно считать первой русской разведывательной сетью за границей, которая сразу стала очень ценной.

В 1700 году Емельян Украинцев смог заключить мирный договор с Турцией после Азовских походов, который не был выгодным для Османской империи, но позволил Петру I приступить к Северной войне.

В 1701 году Савва Владиславич впервые посетил Россию. Хотя взначай он приехал из коммерческих соображений, его настоящей целью была встреча с Петром, в котором он видел главную надежду на освобождение балканских народов от османского ига. Савва Владиславич привез в Россию свои записки исследования дороги через Черное море в Москву, в которых подробно описывал турецкие порты, гарнизоны, вооружение и флот Османской империи.
Интересно, каким образом Савва Владиславич получил региональное прозвище "Рагузинский" в России, которое звучало так громко и величественно, похоже на титул правителя. Именно с этим прозвищем он вошел в историю России, хотя сам предпочитал называться "Савва Владиславич, граф Иллирийский" в своей переписке.

Впервые он встретился с Петром в 1702 году в Шлиссельбурге, который только что был захвачен русскими войсками.

В 1704 году он вернулся в Константинополь уже как иллирийский дворянин по русской дипломатической службе, затем в следующем году снова отправился в Москву. В то время Рагузинский привез в Россию нескольких чернокожих мальчиков («малолетних арапов»), которых выкупил из рабства в Константинополе. Среди них был прадед А.С. Пушкина Ибрагим Ганнибал, который при крещении получил имя Абрам и отчество Петрович, в честь своего крестного отца Петра I.

Начиная с 1708 года Рагузинский основал свое поселение в Москве, затем построил дворец в Санкт-Петербурге и больше не возвращался в Константинополь. В то время в России происходили события важного значения, и деятельность Саввы Владиславича достигла нового уровня. В 1708-1709 годах он активно участвовал в подготовке Полтавской битвы, предоставляя разведывательную информацию и занимаясь снабжением русской армии.

Савва Владиславич закончил Северную войну в Италии. Он представлял интересы Петра и вел переговоры с Венецией, Далмацией, Дубровником и Римом, включая встречу с папой Климентом XI. Целью переговоров было установление контактов между Россией и Ватиканом, то есть между большой православной страной с претензией на статус великой державы и главой Католической церкви. Эта задача была сложной и требовала опыта общения с папскими властями, чем мог похвастаться только Савва Рагузинский, православный серб с большим опытом работы с венецианскими и французскими контрагентами.
В Италии Рагузинский занимался различными делами, включая выполнение ответственного заказа от царя - покупку и доставку мраморных скульптур для Летнего сада в Санкт-Петербурге (всего было отправлено около ста произведений искусства). Он также нанимал на работу русских каменотесов, живописцев, мастеров корабельного дела и организовывал обучение русских скульпторов у итальянских мастеров. Рагузинский также занимался выплатой пенсий русским гардемаринам, живописцам и архитекторам, которые учились в Италии.

В 1722 году Рагузинский вернулся в Россию и привез с собой всю свою семью в Петербург. Смерть Петра Великого, которому он встретился и которая определила его судьбу, была для Саввы Владиславича большим ударом. После смерти императора Рагузинский прожил еще 13 лет, которые посвятил службе. Он возглавил русское посольство в Китай с 1725 по 1728 годы, включая работу на Дальнем Востоке.

Исследуя биографию Рагузинского, сложно не подумать о том, что его путешествие к восточным границам империи сразу после смерти Петра могло быть осознанным выбором дипломата, который предпочел совершить профессиональный подвиг, не желая участвовать в дворцовых интригах в условиях династического кризиса.

Инициатива переговоров пришла от стороны китайцев. В 1724 году император Иньчжэнь направил своих послов на границу с Россией с предложением обсудить спорные вопросы и заключить вечный мир. Посольство, возглавляемое Рагузинским, отправилось из Москвы в октябре 1725 года и добралось до границы с использованием казенного обоза за почти 10 месяцев.

Деятельность Рагузинского в Китае была сравнима с подвигом. Посол был с большим почетом принят императором в Пекине и затем с октября 1726 по апрель 1727 года вел изматывающие переговоры.

В августе 1727 года был подписан договор о границе на реке Буре, который затем был отправлен в Пекин для утверждения в дополненном виде. Обмен текстами состоялся только в июле 1728 года на реке Кяхте. Заключение Кяхтинского договора стало важным событием в истории российско-китайских отношений.
Савва Рагузинский основал город Троицкосавск на границе с Китаем, в названии которого объединились образы Святой Троицы и святого Саввы Сербского. В 1934 году в советское время этот город был переименован в Кяхту, однако и по сей день здесь с особым почтением относятся к памяти своего основателя.

Савва Рагузинский скончался в 1738 году в Матоксе, деревне под Санкт-Петербургом, и был похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Согласно его завещанию, его наследники отправили ценное церковное имущество, изготовленное в России, в сербские храмы, а два ящика церковных книг были доставлены в Требинский и Житомисличский монастыри. Вывезти эти книги на Балканы было невозможно из-за запрета со стороны османских властей.

Интересно отметить, что Савва Рагузинский и Абрам Ганнибал неоднократно пересекались на своих жизненных путях. Однако история об Абраме Ганнибале будет рассказана в другой новой экскурсии, назначенной на 2024 год.

В России были установлены два памятника этому знаменитому сербу, а один памятник находится в Сербии.