Корнелиус Крюйс, забытый создатель ВМФ России

Новосельцев Григорий Петрович
Герой статьи, известный как голландец, фактически родился в норвежском городе Ставангер 14 июня 1657 года. Он получил имя Нильс и фамилию Ольсен (Ульсен). Позже, после вступления на морскую службу в Голландии, он принял имя Корнелиус Крюйс. В России его звали Корнеем Ивановичем. Родители мальчика не были богатыми - отец работал портным, а у матери материальное положение ухудшилось после смерти отца. В возрасте 14 лет будущий адмирал вынужден был устроиться юнгой на голландское торговое судно. Он плавал на разных кораблях и посетил три части света - Европу, Азию и Америку. Во время Второй англо-голландской войны он служил матросом на голландском боевом корабле. В 1680 году он стал капитаном торгового судна и только в 1681 году он вступил в брак. У него было пять детей, однако двое из них умерли в детском возрасте, а один из сыновей служил в российском флоте под командованием отца.
Имя Крюйса появилось в документах только в 1680 году, когда он стал капитаном торгового судна "Африка", доставляющего сахар, фрукты и соль из голландских портов в Лиссабон. В 1681 году он вступил в брак с Катариной Фоогт, дочерью купца, и у них родилось пять детей, двое из которых умерли маленькими. Один из сыновей, Ян, служил вместе с отцом в российском флоте.

Помимо торговли, Крюйс также занимался приватиризмом - нападением на корабли противников во время войн. Это было законное действие по сравнению с пиратством, так как приватиры атаковали только корабли тех государств, которые вели войну с их страной. В 1689 году Крюйс захватил французское торговое судно, а в последующих годах он был пленен французскими приватирами, но благодаря своему статусу норвежца (подданного Дании), он был освобожден и возвращен своему кораблю.

В 1696 году Крюйс устроился на службу в амстердамском Адмиралтействе, где надзирал за строительством и сборкой боевых кораблей. Он столкнулся с финансовыми проблемами и обвинениями в недостаче товаров. В 1697 году бургомистр Амстердама предложил ему возможность принять работу в России, где Петр I искал опытных людей для создания флота, и Шхей посоветовал обратить внимание на Крюйса.
Крюйс также не сразу согласился принять предложение Петра, однако 9 апреля 1698 года он всё-таки заключил контракт. Условия договора были очень выгодными для него. Крюйс получил звание вице-адмирала, ежегодный оклад в размере 3 600 ефимков (9 тысяч гульденов) и половину своего годового жалованья в виде аванса. Во время пребывания на суше ему также выделялись деньги на пропитание. Кроме того, ему полагалась 3% от стоимости захваченного добычи, за исключением судов и орудий.

Подписав контракт на четыре года, он имел право вернуться в Голландию через три года. Новому вице-адмиралу предоставили полный персонал, включая переводчика, секретаря, лютеранского священника и от 5 до 6 человек обслуживающего персонала. Петр I также обещал выкупить Крюйса, если он попадет в плен.

Ещё в Голландии Крюйс разработал устав для тех, кто поступает на службу в Россию, который был утвержден Петром I и в 1710 году опубликован под названием "Инструкции и Артикулы военные Российскому флоту". Эти правила были действующими до 1720 года, когда был выпущен Полный морской устав. Крюйс установил очень жестокие наказания, включая килевание, отсечение руки виновнику или привязывание ее к мачте и смертную казнь, за нарушение положений устава, из которых было 63.

Иронически, сам Крюйс в 1713 году был осужден на смертную казнь по основанию своего собственного устава за неудачное преследование вражеских кораблей. Однако приговор не был исполнен, а позднее Крюйса помиловали.

Кроме того, ещё до заключения контракта, Крюйс начал помогать русским агентам в подборе персонала. По его рекомендации в русскую службу были приняты капитан Рез с званием контр-адмирала, 5 капитанов, 23 командора, 36 поручиков, 17 штурманов, 15 подштурманов, 34 боцмана, 32 боцманмата, 17 констапелей, 354 матроса и 51 лекаря. Все они прибыли в Россию в июне 1698 года. Вместе с морскими офицерами было нанято до 50 мастеров.

Всего в июне 1698 года около 600 человек отправились в Россию, и они достигли Архангельска в августе. Через месяц Крюйс прибыл в Москву.

Каким же Крюйс запомнился в Голландии и России? Те, кто знал его, говорили, что он был высокого роста и крупного телосложения. На его лице были заметны багровые родимые
Корнелиус Крюйс был известен своей справедливостью, что означало, что он всегда действовал в соответствии с принципами справедливости и неуклонно придерживался высоких моральных и этических стандартов. Кроме того, его честность была безупречной и он всегда говорил правду и честно выполнял свои обязанности.

Отзывчивость Крюйса означала, что он был всегда готов помочь и поддержать других. Он проявлял заботу о команде, продумывал способы улучшить условия жизни и работы на кораблях, и всегда стремился обеспечить благополучие своих подчиненных.

В морских делах Крюйс был считался высококомпетентным. Он обладал обширными знаниями и опытом, которые он применял в своей работе. Его экспертиза в области морской стратегии, навигации и строительства кораблей была высоко ценной и признавалась на международном уровне.

Голландский историк Де Йонг утверждал, что потеря Крюйса для Голландии была значительной. Она свидетельствует о том, что Крюйс был не только успешным и востребованным на русской службе, но и оказывал значительное влияние на развитие морской сферы в Голландии. Его уход в Россию мог существенно затронуть дальнейшее развитие голландского флота и морской торговли.

Таким образом, Крюйс был признанным экспертом и сторонники его талантов и навыков были расстроены его уходом в Россию, поскольку его компетентность и вклад в морские дела считались несомненными.
Корнелий Крюйс продолжал свою службу в Воронеже и часто осуществлял инспекционные поездки в Таганрог. В марте 1702 года он был переведен в Архангельск с задачей возглавить работы по укреплению города и создать флотилию Белого моря.

Осенью того же года Крюйс отправился в Голландию для набора новых специалистов и закупки кораблей для России. Ему также было необходимо получить разрешение на обучение на голландских кораблях для 150 подростков, которые прибыли вместе с ним. В этот период был издан «Атлас реки Дон» Крюйса.

Набор молодых людей, которые прибыли с Крюйсом, вызвал определенные трудности. Во-первых, они прибыли в позднюю осень, когда экипажи большинства судов уже были сформированы для зимнего плавания. Во-вторых, многие из юношей оказались слишком молодыми для службы на кораблях. Однако Крюйс не оставил их на произвол судьбы и с помощью своего знакомого Николааса Витсена, бургомистра и руководителя голландской Ост-Индской компании, ему удалось устроить старших из них на ост-индские или китобойные суда. Остальные молодые люди стали учениками различных мастеров. Самые молодые были отправлены в местные школы за счет Крюйса.

Крюйс также столкнулся с трудностями в наборе моряков из-за дефицита квалифицированных моряков во время участия Нидерландов в Войне за испанское наследство. Некоторые моряки, желающие поступить на службу в России, не устраивали самого Крюйса. Часть моряков он нанял в Норвегии на пути обратно в Россию. Всего в 1703 году Крюйс отправил около 450 человек в Россию, включая женщин и детей. В конце 1704 года с Крюйсом прибыло еще 177 специалистов, включая таких известных людей, как Витус Ионассен Беринг, Питер Бредаль, Петр Сиверс и Вейбрант Шельтинг.
Также был отмечен приезд в Россию Генриха Иоганна Остермана, будущего вице-канцлера и генерал-адмирала Российской империи, вместе с Крюйсом в качестве его секретаря. Сын Остермана, Иоганн, занял должность канцлера империи.

Крюйс в 1705 году получил задание создать Балтийский флот. Он подготовил детальные инструкции для своих подчиненных, включая распределение команд и снабжение экипажей. Флот Крюйса собрался возле острова Котлин, где строился Кроншлот. В составе флота было 22 корабля, включая флагманский корабль "Дефам" и командованный сыном Крюйса корабль. Кроме кораблей, под командованием Крюйса были также сухопутные части, а его сын руководил строительством Ивановской батареи на острове Котлин.

В 1708 году Крюйс принимал участие в отражении нападения шведов на Петербург, где ему удалось провести операцию дезинформации, вынудив шведского командующего отступить. В 1710 году Крюйс получил приказ отправиться в Воронеж, где ведлась война с Турцией. Вскоре он стал командующим флотом и Троицкой крепостью в Таганроге. Русскому флоту, возглавляемому Крюйсом, противостоял значительно более сильный турецкий флот и экспедиционная армия. Однако после неудачной попытки высадки десанта, турецкий командующий отступил. Несмотря на это, город Таганрог был вынужден покинуть после неудачного Прутского похода, и Крюйс вернулся в Санкт-Петербург.

Крюйс пользовался огромным уважением, что было видно на свадьбе Петра I и Екатерины в 1712 году, где он занимал важное место со статусом "отца", а его жена - "матери".
10 июля 1713 года, эскадра Крюйса вела погоню за тремя шведскими судами, когда внезапно два русских корабля, «Рига» с самим Крюйсом на борту и «Выборг», попали на подводные камни. Вместе с тем, оставшиеся корабли имели реальные шансы догнать шведов и захватить их, но Крюйс велел прекратить погоню. 12 июля, «Риге» удалось сняться с мели, а «Выборг» пришлось сжечь. Крюйс был отправлен под суд, на котором присутствовали Петр I, Апраксин и Меншиков.

В январе 1714 года, Крюйс был приговорен к смертной казни, однако эта казнь была заменена лишением всех его чинов и ссылкой в Казань. В марте 1715 года, Крюйс был прощен и смог вернуться в Петербург. Он продолжал свою службу в Адмиралтействе, но занимался только делами на берегу.

В начале 1716 года, Крюйс, уже в звании генерала-интенданта, управлял Московской парусной фабрикой, ижорскими пильными мельницами и угольными заводами. В декабре 1717 года, он стал президентом Адмиралтейств-коллегии. В 1721 году, его повысили до полного адмирала.

Петр I продолжал проявлять доверие к Крюйсу, и во время праздняка в честь первого русского ботика, сам император был рулевым этого судна, Меншиков и Крюйс были гребцами.

Корнелиус Крюйс скончался в день своего 70-летия, 4 июня 1727 года. Согласно его завещанию, его тело было похоронено в Амстердаме.