Арабский философ 14 века Ибн Хальдун о государстве

Ирина Александровна Высоцкая
Хотите - верьте, хотите - нет, но о некоторых произведениях и их авторах я узнаю во сне.

Так в 2020 году произошло моё знакомство с арабским философом Ибн Хальдуном. Он поведал мне много интересного как о своих идеях, так и о будущих событиях, в том числе, и о судьбе нашей страны. Для того, чтобы я не упустила ничего из памяти после пробуждения, а также смогла убедиться в достоверности личности философа, он несколько раз назвал своё имя, дату рождения (которую было легко запомнить, так как она совпадала с моей), и рассказал о своей политической деятельности.

Сразу же, как только открылись мои глаза после сна, я зашла в интернет для проверки полученных данных. Стоит ли говорить, каково было моё удивление и восторг, когда информация об этом загадочном философе полностью подтвердилась. Хотя такое происходит со мной не впервые, но каждый раз я остаюсь под большим впечатлением от подобных паранормальных знакомств.

Однако, радость моя была недолгой. Как оказалось, произведения Ибн Хальдуна в русском переводе отсутствуют. Всё, что мне удалось найти - это фрагменты и отрывки из его работ, опубликованные в научных статьях и докладах учёных. Самой ценной находкой стал перевод "Введения", которое предворяет главный труд философа - "Большую историю" (полное название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть"). Именно там были раскрыты основные идеи Ибн Хальдуна, о которых он мне рассказывал во сне, а я, в свою очередь, хотела бы поделиться полученной информацией с вами.

Арабский философ 14 века Ибн Хальдун выделил пять фаз государства:

"Первая - фаза победы и достижения цели. Сломлено сопротивление, завоёвано владение, вырванное из рук другого государства. На этой фазе люди на равных обретают славу, получают богатство и защищают себя. Никто ничем из этого единолично не обладает: такого следствие спаянности, благодаря которой они достигли преобладания". Я провела аналогию с победой Советского Союза в Великой Отечественной войне.

"Вторая - фаза закабаления жителей государства и единоличного захвата владения, когда обуздывается их стремление соучаствовать. На этой фазе государь занят тем, что во во множестве вербует мужей, принимает их под покровительство и набирает ставленников, дабы подрезать крылья членам своего рода и своей спаянности. Он отстраняет их от дел, оттесняет от источников благ, поворачивает их вспять, дабы одному ему были покорны, пока не утвердит всё за своим кругом". Этот этап развития мне напоминает время правления Сталина и его репрессии.

"Третья - фаза отдыха и покоя, когда пожинают плоды владения, дабы удовлетворить естество человеческое, стремящееся стяжать богатство, увековечить свой след и обрести широкую известность. Это - последняя фаза, когда государи держат всех в кабале, ибо на протяжении всех этих фаз они самостоятельны во взглядах, созидают своё могущество, прокладывают путь для тех, кто пойдёт им вслед". Есть сходство со временем правления Хрущёва и Брежнева.

"Четвёртая - фаза нетребовательности и замирения. Государь удовлетворяется тем, что создали его предшественники, живёт в мире с другими владыками и со своими смертельными врагами". - Политика Горбачёва, восстановление отношений с США.

"Пятая - фаза расточительства и растраты. Собранное предшественниками государь губит в погоне за удовольствиями, потакая страстям и стремясь облагодетельствовать челядь. Он заводит дурных дружков и мерзких прихвостней, поручает им величайшие дела, с которыми они справиться никак не в силах, ибо не ведают, что там к чему. Так он разрушает основанное предками, разваливает ими созижденное. На этой фазе государство настигает природа дряхлости, его поражает хроническая болезнь, от которой уже не оправиться и не излечиться". - Распад СССР, приход к власти Ельцина, установление капитализма.

Согласно теории Ибн Хальдуна, естественный срок жизни государства, в большинстве своём, не превышает смены трёх поколений.

По словам философа, "поколение - это возраст среднего человека. Он равен сорока годам, когда рост и становление достигают предела."

Теперь сопоставим пять вышеуказанных фаз государства с характерными чертами и укладом жизни трёх поколений, что позволит нам предвидеть будущее развитие событий в государстве.

"В каждую фазу его жители приобретают некий нрав, соответствующий особенностям данной фазы, так что в другие фазы такой нрав не встречается. Ведь нрав естественно зависит от смеси того состояния государства, в котором он имеется."

Итак, представители первого поколения испытывают лишения, они отважны, отличаются суровостью, участвуют в общей славе. Спаянность остаётся в неприкосновенности.

Второе поколение благодаря владению и благополучию живёт в изобилии, "оно не соучаствует в общей славе, поскольку её единолично забрал один из них, а другим недосуг теперь бороться за неё. Так спаянность даёт трещину". Люди в этот период привыкают повиноваться, "но остаётся в них немало и того, прежнего, поскольку они лицезрели первое поколение, жили с ним бок о бок, свидетельствовали величие тех людей и их стремление к славе, видели, как они защищаются и дают отпор врагу. Вот они и не могут забыть всё это окончательно, хотя утрачивают известную долю оного; они живут надеждой на то, что вернётся жизнь, которую вело первое поколение, - или которую они думают, что вело".

Третье поколение забывает эпоху жизни первого поколения. "Им уже не сладки могущество и спаянность, ибо подчиняться принуждению стало их свойством. Они достигают пределов роскоши, постоянно благоденствуя и живя в изобилии. Так спаянность полностью исчезает. Они пускают людям пыль в глаза знаками различия и одеяниями, конной ездой и утончённостью. Приди кто по их душу, они не способны дать отпор".

В результате, происходит то, что случилось у нас 15 января 2020 года, когда правительство РФ было распущено. Слова Ибн Хальдуна служат тому подтверждением: "Вот тогда оказывается, что государю требуются иные помощники и защитники. Он во множестве привлекает перешедших под покровительство и вербует тех, кто приносит какую-то пользу государству, пока Бог не решит его участь. Тогда государство со всем, что имело погибает".

Но конец есть лишь начало чего-то нового...

Что способно сделать общество сильным и процветающим?

Кто-то скажет - высокий уровень материального благосостояния, кто-то ответит, что духовные ценности, а вот арабский философ Ибн Хальдун, ещё в 14 веке, пришёл к выводу, что ни то ни другое не может полноценно развиваться без опоры на одну из важнейших основ человеческого общежития - асабии.

До возникновения ислама термин "асабия" обозначал сплочённость родных по крови людей, готовых поддерживать друг друга и защищать ценой собственной жизни. Связующей силой подобных взаимоотношений было именно ощущение и осознание кровного родства. По этой причине, с приходом ислама, асабия стала осуждаться, т.к. задачей новой религии стало объединение людей независимо от их происхождения и принадлежности к определённому роду.

По мнению Ибн Хальдуна, сплочённость действительно подлежит осуждению в случае, "когда люди кичатся ею или благодаря ей пользуются преимуществом перед кем-нибудь, поскольку так не поступают разумные люди. Если же спаянность - вокруг истины и ради установления Божьего дела, то она необходима: исчезни она - исчезнут и Законы, поскольку стоят они только благодаря спаянности".

В понимании философа асабия не ограничивается семейными узами, а возникает следующим образом:

"Значение объединения проистекает из общения и совместной обороны, длительного совместного занятия чем-либо, совместного воспитания, вскармливания и всех условий жизни и смерти. И если вследствие всего этого произошло объединение, то появляется чувство принадлежности и взаимная поддержка".

Ибн Хальдун отмечает, что законы, верования, любое дело невозможно реализовать, если между людьми отсутствует солидарность, чувство общей цели, единство, одним словом - асабия.