9 Игорь Тальков Убийство

Виктор Ардашин
        Предыдущая глава:    http://proza.ru/2024/03/01/142

        Фото из интернет. Здание Дворца Спорта «Юбилейный» и его концертный зал

        Гибель Игоря Талькова явилась совершенно неожиданной трагедией как для его родных и близких людей, так и для его многочисленных почитателей. Я ознакомился со множеством материалов по этому поводу. Есть веские доводы в пользу самых разных предположений о происшедшем. Поэтому я ограничусь здесь лишь констатацией наиболее распространённых фактов и свидетельств.

        На протяжении уже достаточно длительного времени Игорь получал немало анонимных звонков с угрозами. Естественно, что всё это нервировало впечатлительного Игоря. Он частенько стал находиться во взвинченном, нервическом  состоянии. Жена Игоря Талькова Татьяна рассказывала, что незадолго до убийства супруг обращался то ли в МВД, то ли в КГБ с просьбой предоставить ему профессионального охранника с правом ношения огнестрельного оружия. Чтобы этот охранник постоянно был при группе. За несколько дней до убийства, когда Тальков отсутствовал дома, ему позвонили и один из представителей этих органов просил Татьяну передать мужу, что этот вопрос решён положительно. В начале 1991 года Тальков приобрёл газовый пистолет, который постоянно заставлял жену брать с собой. При этом он говорил, что если ему захотят сделать плохо, то будут действовать в первую очередь через семью. Кроме того, Игорь завёл  себе охранников.

        Летом 1991 года у Талькова появился новый коммерческий директор Валерий Шляфман, который ранее работал с Людмилой Сенчиной. Это назначение было совершенно неожиданным для всех участников группы «Спасательный круг». Валерия Шляфмана в группе никто толком не знал (с хорошей стороны, по крайней мере). Близкие к Игорю люди отмечали, что с приходом Шляфмана в группе начали вспыхивать постоянные конфликты. Тальков невольно оказывался вовлечённым в их разрешение. В итоге группа «Спасательный круг», созданная и гастролировавшая с Игорем уже несколько лет, была на грани полного распада.

        Татьяна Талькова вспоминает: «Незадолго до трагедии Игорь уволил из группы человека, который одно время работал у нас водителем, был на подхвате, не чурался и работы носильщика (переносил аппаратуру). Потом он стал как-то очень быстро перемещаться по административной лестнице при поддержке Шляфмана. Вскоре он стал претендовать на должностные полномочия, которым он не соответствовал ни по профессиональным, ни по человеческим, моральным качествам. Между ним и Игорем произошёл разрыв. Игорь отстранил его от работы в коллективе, что привело к угрозам с его стороны. Где-то числа 3—4 октября состоялся короткий телефонный разговор, во время которого Игорь был очень немногословен. Тем не менее, в этом разговоре прозвучало принципиальное: «Вы мне угрожаете? Хорошо. Объявляете войну? Я принимаю её. Посмотрим, кто выйдет победителем»».

        Кроме того, вдова Игоря Талькова вспоминает, что: «Нам домой звонил продюсер, у которого с Тальковым произошёл конфликт на съёмочной площадке фильма «Царь Иван Грозный». Телефонную трубку взяла Татьяна. Со стороны звонившего прозвучали угрозы в адрес её мужа вперемешку с ненормативной лексикой: «Да кто он такой ? Да я с ним сотворю такое !...»».
   
        Сын музыканта Игорь Тальков-младший говорил, что незадолго до смерти отец жутко ругался с кем-то по телефону, часто повторяя при этом слова: «Что вы пристали? Мне и так не больше месяца жить осталось…».

        Возможно поэтому, когда Игорь собирал вещи на концерт в Санкт-Петербург, то положил в чемодан газовый пистолет, чего он обычно не делал. По словам его жены, накануне отъезда певцу в очередной раз звонили по телефону и серьезно угрожали. Но Игорь не рассказал супруге, кто именно ему звонил. Возможно, в связи с этим звонком, взвинченный и чем-то напуганный Игорь и решил этот газовый пистолет взять с собой в поездку.

         В день отъезда в Санкт-Петербург  Игорь играл на акустической гитаре на творческом вечере. И вдруг у его гитары лопнула струна. Вот таким знаковым было последнее выступление Талькова на публике. После этого выступления Игорь отправился в гости к Джуне. Как я уже писал ранее, Джуна очень отговаривала Игоря от этой поездки. По её словам, она даже пыталась его подпоить, чтобы Игорь опоздал на поезд. Но не получилось и Игорь успел к поезду. Это я к вопросу о мистике, которая постоянно преследовала Игоря на протяжении всей его жизни.

        В итоге - поздним вечером 5 октября 1991 года Тальков выехал поездом из Москвы в Санкт-Петербург. Там 6 октября он предполагал выступить на сборном концерте звёзд советской эстрады во Дворце спорта «Юбилейный». Этот концерт был  организован продюсерской компанией «ЛИС'С» в честь открытия своего филиала в Санкт-Петербурге. В этом концерте должны были принять участие такие известные коллективы и исполнители, как Бит-квартет «Секрет», «Комбинация», «Кабаре-дуэт „Академия“» (Александр Цекало и Лолита Милявская), Богдан Титомир, Женя Белоусов, Игорь Николаев, Наташа Королёва, Олег Газманов, Ольга Кормухина, Андрей Державин и Азиза.

        Татьяна Талькова вспоминала, что её супруг первоначально не собирался выступать на концерте в «Юбилейном». В тот же день, 6 октября, ему предстоял полёт на три-четыре дня в Сочи, где намечалось закрытие сезона в концертном зале «Фестивальный». Однако, в ноябре Игоря ожидал ряд сольных концертов в спортивном комплексе «Олимпийский» в Москве при аудитории до 30 тысяч зрителей. Для проведения концерта в «Олимпийском»  нужна была специальная аппаратура, какой располагала только продюсерская фирма «ЛИС’С». Возможно, именно поэтому Тальков, принимая решение об участии в запланированном «ЛИС’С» концерте, рассчитывал решить вопрос с аппаратурой для предстоящих концертов в «Олимпийском».

        По приезде в Санкт-Петербург Тальков был встречен на Московском вокзале при выходе из поезда представителями Санкт-Петербургского телевидения. Там он дал краткое интервью. Затем Игорь с другими московскими артистами был заселён на теплоход «Алексей Сурков», в ресторане которого днём дал ещё одно интервью для телевидения, ставшее для музыканта последним. В нём Игорь заявил, что отныне будет выступать против бывших коммунистов, назвавших себя демократами.

        Около 16:00 Тальков со своим другом Геннадием Берковым и Валерием Шляфманом в хорошем настроении прибыли во Дворец спорта «Юбилейный», где к тому времени уже начался дневной концерт, на котором Тальков должен был выступать.

        Выступление Талькова было запланировано на 16:20. К моменту прибытия музыканта в «Юбилейный» в нём уже возник конфликт по поводу очерёдности выступления Игоря Талькова и Азизы. Конфликт был инициирован телохранителем Азизы 28-летним Игорем Малаховым. Согласно очерёдности программы, последним в концерте должен был выступать Олег Газманов.  Перед ним - Тальков, а перед Тальковым - Азиза. В шоу-бизнесе того времени завершение концерта считалось более престижным, чем выступление в середине. Поэтому Игорь Малахов настойчиво требовал сначала от ведущего, а потом и от организаторов концерта изменить очерёдность выступающих - переставить Азизу после Талькова. Он аргументировал это тем, что Азиза не успевает подготовиться к моменту своего выхода на сцену. Режиссёр концерта Татьяна Пригожина объясняла  Малахову, что осуществить такую ротацию затруднительно, поскольку концерт идёт не в прямом эфире, а в записи и под фонограммы, очерёдность которых выставлена в аппаратной комнате предварительно. Что технически поменять фонограммы местами достаточно сложно. После ряда угроз со стороны Игоря Малахова замена была всё-таки произведена, а в гримёрку Талькова была направлена девушка-администратор с информацией о замене.

        По словам костюмерши Талькова Марии Берковой Игорь  воспринял замену спокойно и начал готовиться к выходу на сцену. На этом выступлении Тальков отказался от своей обычной белой рубашки и решил одеться в чёрное.

        Коммерческий директор Талькова Валерий Шляфман сам пошёл выяснить когда начинается выступление Талькова. После того, как ему сообщили, что Талькова поменяли с Азизой местами по инициативе друга Азизы Малахова, Шляфман зашёл к Талькову в гримёрку и сказал, что того меняют по инициативе какого-то Малахова. Тальков послал Шляфмана выяснить - по каким причинам это сделано. Шляфман отправился на переговоры с Малаховым, а вернувшись, сказал, что тот обозвал его «Васьком» и назвался «дельцом теневой экономики», которому лучше не возражать. После этого Тальков попросил позвать Малахова к себе в гримёрку.

        Около 16:15 Малахов пришёл в гримёрку Талькова, Там состоялся напряжённый разговор. Игорь Малахов также назвал «Васьком» и Талькова, после чего охранники Талькова Александр Барковский, Аркадий Бондаренко и Сергей Игнатенко вывели Малахова в коридор. По утверждению Олега Газманова, находившегося в соседней гримёрной, Малахов находился в подвыпившем состоянии.

        Около 16:17 Игорь Малахов в коридоре достал своё оружие. По показаниям очевидцев, это был револьвер системы «Наган». Существует мнение, высказанное костюмершей Талькова Марией Берковой, что оружие он достал после того, как Шляфман, вышедший следом из гримёрки, бросил ему провокационную оскорбительную фразу. Охранники Талькова оказались под прицелом Малахова. Шляфман забежал в гримёрку и крикнул Талькову: «Игорь, дай что-нибудь! Он достал пушку». Тальков со словами «На его пушку у нас и своя найдётся» достал свой газовый пистолет и вышел в коридор.

        В коридоре Тальков сделал несколько выстрелов из газового пистолета в направлении Малахова. Выстрелы должного эффекта не дали, потому что газовые патроны с ирритантом были либо неисправны, либо просрочены. Или сам Тальков, не зная особенностей газового оружия, стрелял с большого расстояния, из-за чего облако перечного газа просто не долетело до цели.

        Но в это время охрана Талькова, воспользовавшись моментом, набросилась на Игоря Малахова. Охранник Игоря Талькова Александр Барковский обхватил Малахова руками и сбил его с ног. Малахов успел сделать два выстрела из своего нагана. Одна пуля ушла в пол, вторая попала в ящик из-под аппаратуры. Игорь Тальков набросился на Малахова и стал бить его рукояткой своего газового пистолета по голове. Затем, по словам очевидцев потасовки, оружие из рук Малахова было выбито.

        После этого произошёл ещё один выстрел, ставший смертельным для Талькова. У очевидцев потасовки нет единого мнения, кто и из какого оружия стрелял. По рассказу костюмерши Марии Берковой, которая ссылается на свидетельство телохранителей, у Малахова был выбит пистолет, который подобрал Шляфман. Отойдя назад, он крикнул: «Всем стоять», а затем выстрелил в Талькова. После выстрела Тальков сказал: «Как больно», прошёл несколько метров к сцене, упал возле большого зеркала и через считанные минуты умер.

        По наиболее распространённой версии, после происшествия Валерий Шляфман отнёс револьвер Малахова в гримёрную Талькова и спрятал в туалете, в сливном бачке унитаза. Затем наган из бачка достала Азиза, которая передала его своей помощнице Элле Касимати, а та возвратила его Малахову. Позже на допросе Азиза заявила, что месторасположение револьвера в гримёрной Талькова ей сообщил охранник Талькова Барковский. Игорь Малахов, поймав такси у «Юбилейного», скрылся с места происшествия. По дороге он избавился от оружия: разобрал наган и выбросил его части в воды Мойки и Фонтанки. В 2017 году Азиза высказала предположение, что её бывший возлюбленный избавился от револьвера, чтобы избежать уголовной ответственности за незаконное хранение оружия.

        Концерт был остановлен. В это время на сцене выступал Игорь Николаев. Ведущий концерта Сергей Кальварский взволнованно сообщил публике, что за сценой стреляли в Игоря Талькова. Он попросил пройти за кулисы врачей, если таковые в зале есть.

        До приезда «Скорой помощи» начальник медпункта «Юбилейного» врач Игорь Петушин и медсестра Зоя Козлова сделали Талькову две инъекции: раствор кордиамина и кровоостанавливающее. Ряд источников утверждают, что Талькову делали противопоказанный в данном случае массаж сердца.

        В 16:37 был зафиксирован первый звонок в «Скорую помощь». В числе первых дозвонившихся был Олег Газманов. В течение 4—5 минут последовало ещё шесть обращений за помощью из «Юбилейного». В 16:39 к месту происшествия с первой станции «Скорой помощи» были направлены две машины: реанимационно-хирургическая и с бригадой интенсивной терапии. В 16:51 врачи были на месте происшествия. В истории болезни Талькова по состоянию на 16:53 было записано: «Сердцебиение, дыхание, пульс отсутствуют. Зрачки максимально расширены». Затем уже мёртвому Талькову под натиском толпы поклонников, требовавшей немедленного оживления артиста, приехавшие врачи, опасаясь расправы над собой, установили капельницу, внесли в реанимационный автомобиль и увезли из «Юбилейного». В 17:00 доставили в больницу «скорой помощи» № 10, где врачи подняли умершего в реанимацию, а затем доставили в морг.

        По словам главного врача городской станции «Скорой медицинской помощи» А.Ушакова, с диагнозом «огнестрельное пулевое проникающее ранение грудной клетки с повреждением сердца и лёгкого, при запредельной кровопотере», который был поставлен Талькову, шансов выжить у него не было. Заведующий дежурным отделением бюро судебно-медицинской экспертизы Андрей Алексеев, осуществлявший повторный осмотр места преступления в октябре 1991 года, в интервью программе «Человек и закон» охарактеризовал ранение Талькова как «проникающее ранение сердца с большим дефектом» и высказал свою точку зрения о том,  что вне зависимости от времени приезда скорой помощи спасти Игоря было уже невозможно.

        Высказывалось мнение, что проведённый врачами в гримёрной массаж сердца не имел принципиального значения, поскольку Тальков изначально получил смертельное ранение.

        По утверждению одного из врачей бригады «Скорой помощи», приехавшей по вызову, которое было опубликовано лишь через 8 лет после происшествия: «Игорь Тальков был мёртв, необратимо мёртв ещё задолго до нашего прибытия в «Юбилейный»». Даже если бы мы непосредственно по прибытии развернули на месте его гибели полномасштабный реанимационный комплекс из института Склифосовского, то ничего поделать было бы всё равно уже нельзя. «Травма, несовместимая с жизнью», — медицинское понятие, не оставляющее никакой надежды ни реаниматорам, ни, тем более, пациенту».

        На вопрос, почему тело мёртвого Талькова было увезено вопреки запрету «Скорой помощи» увозить мёртвых, врач сказала:  «Как только мы прибыли в «Юбилейный» и осмотрели Талькова, я поняла, что для него всё кончено. Но вокруг бесновалась толпа. Люди словно озверели, тыкали в нас кулаками и кричали: «Оживляй! Оживляй!» Скажи я им в ту минуту, что Игорь Тальков мёртв, и нас, наверное, разорвали бы в клочья…».

        На просьбу оценить характер ранения врач ответила:  «Никогда и нигде не стану утверждать ничего подобного, но сейчас скажу: на «случайный» выстрел это мало похоже, так, по-моему, могут стрелять только профессионалы. Можно выжить с пулей в сердце, но с пулей, перебившей важнейшие коронарные сосуды, питающие сердце, и вызвавшей обширное внутреннее кровотечение с разрушением жизненно важных органов, — никогда. Стрелявший в Талькова случайно или не случайно с первого выстрела поразил его наповал, не оставив ни малейшего шанса».

        Следующая глава:  http://proza.ru/2024/03/15/173