Феофан Грек

Новосельцев Григорий Петрович
Феофан Грек, именитый русский иконописец из Византии, а также миниатюрист, прославился своими впечатляющими фресковыми росписями.

Единственным «документированным» произведием Феофана Грека являются его работы в Спасской церкви в Новгороде. Существуют сведения, что он расписал почти сорок церквей, написал множество икон и оставил свой след в книжной миниатюре. Однако до сегодняшнего дня сохранились только фрески в Новгороде, а книги, которые он украшал, потеряны, а мнения искусствоведов о его иконах разделяются, они говорят о них как о произведениях "мастера Феофанова круга".

Также так мало осталось уцелевших фактов из жизни Феофана Грека, как и его наследия, дошедшего до наших дней. Объединяющая версия гласит, что Феофан родился в 1340 году в самом сердце Византии - Константинополе, поэтому его прозвали Греком. Он прибыл в Русь в возрасте 30 лет в 1370 году, предположительно сопровождая митрополита Кирпиана в Новгород. Через два десятка лет он переехал в Москву, где прожил остаток своей жизни. Некоторые историки также утверждают, что Грек некоторое время проживал в Коломне и Серпухове, где оставил после себя множество шедевров, которые, к сожалению, до нас не дошли.

Феофан Грек был сторонником исихаизма, христианского учения, согласно которому медитация представляет собой путь к познанию божественного. Информация о его личной жизни также не сохранилась, и историки предполагают, что у него не было ни жены, ни детей.

Даже точная дата смерти Феофана Грека неизвестна, но считается, что он умер примерно в 1410 году, возможно, и позже, но не позднее 1413 года. Смерть наступила от старости, так как в это время он уже был пожилым старцем, ему шел восемьдесятый год.

Основным источником биографических данных о Феофане Греке стало письмо писателя и художника Епифания Премудрого, адресованное преподобному Кириллу Белозерскому. В этом письме Епифаний рассказал о жизни и деятельности Грека, а также о его методах работы.
Согласно письму Епифания, Феофан Грек работал над росписью более 40 каменных церквей в разных городах, включая Константинополь, Галат, Халкидон и Кафу, а также в древнерусских городах. Однако до сегодняшнего дня сохранились только несколько фрагментов его работ, в том числе церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. Эта церковь является первой и единственной работой Грека, официально зарегистрированной на бумаге. Остальные росписи мастера сохранились лишь неполностью. На основе сохранившихся элементов можно судить о его мастерстве и масштабе работы. В церкви Спаса Преображения особенно хорошо сохранились купол и "барабан", на которых великий художник изобразил Пантократора. Кроме того, троицкому приделу церкви удалось сохраниться достаточно хорошо, и наиболее ценной частью этого придела является изображение Святой Троицы. В общем оформлении церкви Грек использовал только два цвета - белила и охру. Композиция его работ также отличалась от традиционной, поскольку он располагал фигуры по кругу, и лица святых были изображены очень реалистично и детально проработаны.
Церковь в Великом Новгороде трижды пережила пожары, которые произошли в 1388, 1541 и 1696 годах. Из-за огня и высокой температуры фрески изначально изменили свой цвет, став более контрастными.

К концу 1370-х годов появились последователи известного иконописца. Эта манера была использована художниками, работавшими над церквями Федора Стратилата и Успения Богородицы. Икону "Отечество" из Новгорода неизвестный художник украсил серафимами, скопированными с фресок Спасо-Преображенской церкви.

Работы грека, которые датируются 1380-ми годами, не дошли до наших дней. В одном письме Епифаний Премудрый упомянул, что в то время Феофан занимался росписью храмов в Нижнем Новгороде и принимал участие в их реставрации, поврежденных татаро-монгольскими набегами. И еще он работал в Серпухове и Коломне.

Феофан Грек поселился в Москве примерно в 1390-м году и занялся написанием икон и украшением церковных книг. Он начал расписывать стены дома Владимира Храброго, который был двоюродным братом Дмитрия Донского. В то время терем князя Владимира был украшен "невиданной и необыкновенной росписью". Грек также украшал храмы. Вместе с ним иконописец Симеон Черный и их ученики принимали участие в росписи церкви Рождества Богородицы на Сенях. Московские князья привлекли Грека к работе над собором Святого Архистратига Михаила. К сожалению, этот художественный памятник был разобран по приказу царя Ивана III в 1505 году.
Существует предположение, что знаменитый византийский иконописец, Феофан Грек, изобразил и оформил буквицы в Евангелии для Федора Кошки - дипломата и московского боярина, а также в Евангелии Хитрово. Несмотря на то, что авторство грека не удалось подтвердить, иллюстрации демонстрируют его характерный творческий стиль, включающий использование ярких и контрастных цветов и четкую границу между фигурами. Предположительно, работы были завершены им в 1392 году. После проведения художественного анализа искусствоведы пришли к выводу, что Феофан Грек написал иконы «Донская икона Божией Матери» и «Успение Божией Матери».
Девять икон, включая изображения Апостола Петра, Василия Великого, Богоматери, Архангела Михаила, Иоанна Предтечи, Спаса Вседержителя, Апостола Павла, Архангела Гавриила и Иоанна Златоуста, представлены на Благовещенском иконостасе. Авторство этих икон приписывается Феофану, так как его стиль написания практически идентичен тому, который использовался при создании Спасо-Преображенской церкви в Великом Новгороде.

Феофан создавал своих героев икон с особым характером, придавая им человеческие или божественные черты, он творил по наитию. Иконописец часто прерывал свою работу, чтобы говорить с прихожанами или служителями церкви, что давало ему возможность размышлять о следующем шаге и продумывать каждый мазок, который он собирался нанести на полотно. Манера Феофана создавать фрески - это быстрая ручка, которая не предусматривает детальной проработки каждого деталя изображения.

Некоторые искусствоведы считают, что Грек использовал монохромную технику в своей работе, отдавая предпочтение красно-коричневым оттенкам. Другие специалисты считают, что в то время цвета могли быть ограничены, и Феофан использовал широкую палитру цветов, которая, к сожалению, не сохранилась после реставрационных работ. Для достижения «истинных шедевров» в работах византийского мастера, реставраторам приходилось иногда снять штукатурку и использовать известь.