Этьенн Фальконе

Новосельцев Григорий Петрович
Этьен Морис Фальконе; (Falconet) – выдающийся французский скульптор, теоретик искусства, родившийся 1 декабря 1716 года в Париже и умерший 24 января 1791 года в том же городе. Он был сыном столяра и получил свое первое обучение работы с камнем в мастерской своего дяди по имени Н. Гильом. Фальконе;т учился у знаменитого французского скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже с 1734 по 1744 год. Под влиянием итальянских скульпторов Дж. Л. Бернини и П. Пюжа, он создал выдающуюся барочную патетикой гипсовую модель скульптурной группы "Милон Кротонский" (1744 год), которая была принята в Парижскую Академию Художеств. За перевод этой группы в мрамор он получил звание академика (1754 год).

В отличие от своих современников, Фальконе; не имел возможности посетить Италию, поэтому он знакомился с античной и итальянской скульптурой только по скульптурным отливкам и гравюрам. Он изучал классические языки, историю и литературу. Фальконе;т был другом Дени Дидро, который восхвалял его произведения, и его поддерживала Жанна Антуанетта Помпадур.

В 1750-х и 1760-х годах сложился стилистический манер Фальконе;, объединивший в себе эстетику чувственного рококо и рациональность классицизма. Он создал изысканные скульптуры, такие как "Флора" (1751 год), "Мадам Помпадур в образе Венеры с голубями" (1755-1757 годы), "Пигмалион и Галатея" (1763 год), "Зима" (1763-1771 годы). Особенное признание Фальконе; получил за выставленные в Салоне 1757 года скульптуры "Купальщица" и "Грозящий Амур". По протекции Помпадур он стал директором скульптурной мастерской фарфорового завода в Севре (1757-1766 годы), где он создал около 100 моделей для мелкой пластики. В это время его стиль оказал влияние на производство этого завода, и период его директорства был назван "периодом Фальконе". Фальконе принимал участие в реконструкции и создании скульптурной декорации капелл Распятия и Святой Девы в церкви Святого Роха в Париже (сохранилась только скульптура "Моление о чаше").

После смерти Помпадур в 1764 году Фальконе оказался в финансовых трудностях. По рекомендации Дидро, который находился в переписке с Екатериной II, Фальконе был приглашен в Россию для создания памятника Петру I в Санкт-Петербурге ("Медный всадник"; 1766-1778 годы), который он выполнил вместе со своей ученицей М. А. Колло (она создала голову статуи). Не дождавшись открытия памятника (1782 год, из-за конфликтов с И. И. Бецким), Фальконе уехал в Амстердам в 1778 году. С 1780 года он вернулся в Париж. С 1783 года он был ректором Парижской Академии Художеств.

Как теоретик искусства, Фальконе в своем труде "Размышления о скульптуре" (1761 год), написанном по просьбе Дидро для его "Энциклопедии", отстаивал превосходство современного искусства над древним, роль творческого начала и обращения к природе в противовес слепому подражанию античности и жесткому следованию канону. Он выражал свои мысли об искусстве также в переписке с Дидро (1765-1773 годы) и Екатериной II (1767-1778 годы).