Владимир Григорьевич Фёдоров

Новосельцев Григорий Петрович
Дата рождения Владимира Григорьевича Федорова - 15 мая 1874 года. Он родился в городе Санкт-Петербурге, который в то время был столицей Российской империи. Отец и мать Владимира работали и заботились о троих сыновьях, включая его.

Хотя многие конструкторы оружия были самоучками, Владимир Григорьевич получил приличное образование. Когда его братья поступили в военную гимназию, отец решил, что Владимир должен получить гражданскую специальность. В 1883 году, в возрасте девяти лет, он поступил в одну из лучших гимназий в Санкт-Петербурге - Санкт-Петербургскую государственную гимназию. После получения среднего образования Владимир поступил в Михайловское артиллерийское училище.
Во время своей производственной практики на Сестрорецком оружейном заводе, он встречается с известным конструктором стрелкового оружия, Сергеем Ивановичем Мосиным, автором знаменитой трехлинейной винтовки. Возможно, эта встреча стала решающей в его дальнейшей карьере.

После успешного окончания училища в 1895 году, Владимир Григорьевич получает специальное образование, которое только укрепляет его уверенность и решение посвятить свою жизнь военному делу. Сразу после выпуска, он служит в первой гвардейской артиллерийской бригаде в должности командира взвода.

В 1900 году Федорова назначают в Оружейный отдел артиллерийского комитета, где он становится докладчиком по оружейному отделу. Получив доступ к архивным и служебным материалам по стрелковому и холодному оружию России и зарубежных стран, Федоров публикует свою работу "Вооружение русской армии за XIX столетие" в журнале "Оружейный сборник" в 1901 году.

В 1905 году начинается его научная и конструкторская работа по созданию его первого автоматического оружия. Уже в 1906 году Федоров заканчивает первый проект самозарядной винтовки, основанный на чертежах винтовки Мосина, и этот проект одобряется в ГАУ. Этот выбор не случаен, так как на то время на вооружении армии было много "мосинок", и переделка их на самозарядный вариант была более экономически выгодной, чем создание нового оружия. Вместе с Федоровым, другие конструкторы, такие как Я. У. Рощепей, П. Н. Фролов и Ф. В. Токарев, также работали над разработкой нового оружия на Сестрорецком заводе. Рощепей, например, начал свою работу уже в 1904 году, но Федоров указал ему на необходимость внести изменения в его проект.

Первые испытания самозарядной винтовки Федорова при использовании патрона калибра 7.62 начались через год. Однако, после появления Николая II на одной из лекций, посвященной новому оружию, разработка Федорова была приостановлена. К тому времени в России было недостаточно патронов для автоматов, и русско-японская война показала, что существующий запас быстро исчерпывается. Федоров и Дегтярев начали работу над вторым образцом винтовки, и в 1911 году был создан прототип, требующий патронов меньшего калибра. Эта новая модель отличалась оригинальной конструкцией и получила одобрение комиссии. Однако производство было остановлено после небольшой партии винтовок, и Федоров был отправлен в Германию в качестве технического консультанта. Через несколько месяцев его удалось вывести из Германии и спастись в Швейцарию.
По возвращении на родину, Федоров заметил, как Германия активно готовится к предполагаемой агрессии и будущей мировой войне. В свою очередь, он решил сосредоточить все свои усилия на завершении своей винтовки в Сестрорецке. Однако военный министр приостановил все испытания, проводимые русскими оружейниками, полагая, что война закончится быстро и не имеет смысла тратить ресурсы на изготовление оружия после конфликта. Сам Федоров и другие изобретатели были отправлены на фронт.

В начале августа 1914 года, в самом сердце первой мировой войны, Федоров был призван к начальнику Главного артиллерийского управления с заданием отправиться в Японию в качестве члена специальной военной миссии для переговоров о закупке оружия, которого не хватало русской армии. Его обязанностью, как эксперта в области стрелкового оружия, было добиться передачи со стороны японского правительства большого количества винтовок и обеспечить их качество. После продолжительных переговоров Япония согласилась передать России 300 тысяч винтовок Арисака, калибром 6,5 мм. Несмотря на то, что это были старые винтовки 1897 года, члены миссии рассматривали их приобретение как значительную помощь для русской армии.

Однако эти переговоры оказались длительными и сложными. К тому моменту, как первая партия винтовок в количестве 70 тысяч штук была назначена на ноябрь, они уже были разбросаны по всей Японии.

Ситуация в русской армии казалась катастрофической. Нам не хватало более 320 тысяч винтовок. Федоров решил отправиться на фронт, чтобы самостоятельно разрешить эту проблему. При виде всех действующих оружейных мастерских и трофейного оружия на фронте, он принял решение, которое могло спасти ситуацию.

23 февраля 1915 года, на северо-западном фронте, был объявлен специальный приказ № 691 о сборе оружия. В каждой дивизии и бригаде назначались ответственные офицеры по сбору оружия. Им выделялись 60 солдат и 5 стражников для фактического сбора оружия, а также денежные средства для выплат населению, привлеченному к сбору оружия.
Во время осени 1915 года, Федоров стал участником военной миссии и отправился из Архангельска на конференцию в Лондон, представляющую союзные государства. Путешествие началось на английском крейсере "Арлянц". Во время этой поездки Федоров столкнулся с опасностью, так как крейсер получил пробоину и начал тонуть в ледовитых водах северного океана. Возникла паника, и люди начали прыгать в холодную воду. Однако Федорову повезло оказаться на спасательной шлюпке, а тральщики приплыли на сигнал SOS и спасли всех пострадавших.

На конференции обсуждалась помощь России в поставке оружия, но оказалось, что помощь была не такой, как ожидали представители России. Россия получала "ненужное" оружие союзников, и снабжение патронами было несовместимо из-за разных систем. Несмотря на это, решение о помощи было принято еще до приезда переговорщиков, и спорить с ним уже было бесполезно.

В сравнении с западными союзниками стало очевидно, что создание сильной армии невозможно при существующих устаревших порядках и без использования современных технологий. По возвращении с западного фронта, Федоров представил подробный отчет о результатах своей поездки в Англию. Он привел множество примеров, доказывающих необходимость немедленного производства автоматического оружия в России, и настаивал на создании пулеметного завода.

Благодаря многочисленным сообщениям Федорова в Главное Артиллерийское Управление о преимуществах автоматического оружия, были приняты соответствующие меры. Оружейные конструкторы были отозваны с фронта и приступили к работе на Сестрорецком заводе.

В 1916 году, уже имея звание генерал-майора, Федоров и слесарь Василий Дегтярев переделали автоматические винтовки калибра 7,62 и 6,5 мм для непрерывной стрельбы. Особенно успешным оказалось изменение винтовки калибра 6,5 мм с приставным магазином ёмкостью 25 патронов, которая получила название "ружье-пулемет".

После испытаний было замечено, что оружие заводит вверх при стрельбе, поэтому была добавлена передняя рукоятка, упрощающая удержание оружия. Также был введен металлический наконечник цевья, чтобы предотвратить пригорание деревянной ложи от нагретого ствола. В последних версиях винтовки были укорочены ствол и ложе.
В ОСШ в Ораниенбауме состоялись войсковые испытания, в которых приняли участие 50 самозарядных винтовок и 8 автоматов Фёдорова. Генерал Н.М. Филатов, начальник Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы, назвал изобретение Фёдорова автоматом Федорова, именно это оружие получило такое название. В этом же году оно было протестировано в боях на румынском фронте.

В сентябре 1916 года Главное артиллерийское управление заказало у Сестрорецкого завода 25 000 автоматов Федорова. Однако в связи с военными трудностями заказ был сокращен до 9 000, а затем и полностью отозван.

В 1917 году произошла смена власти, а Федорову была предложена гражданская должность инженера в обмен на его военную карьеру. Хотя он снял генеральские погоны, Владимир Григорьевич продолжал проявлять интерес к оружию и оставался верным своей Родине. Он хотел помогать народу в возрождении промышленности, поэтому в 1918 году Фёдоров был направлен в Ковров для возрождения пулеметного завода и организации производства автоматов Федорова. Там ему удалось разработать, отладить и запустить производство новых моделей автоматического оружия.

В Коврове Фёдоров со своей семьей поселился на улице Дворянской, которая позже была переименована в его честь. Хотя адаптация к власти большевиков проходила без проблем, но основные испытания ещё предстояли. Против Фёдорова часто вспоминали его прошлое как царского генерала.

10 июля 1919 года на пулеметном заводе в Коврове произошел пожар, который повредил металлорежущие станки и помещения. В этот же день Фёдорова арестовали подозревая его в поджоге. После пожара были созданы комиссии для расследования причин и последствий. В ходе опросов свидетелей, было высказано несколько необоснованных предположений о причастности Фёдорова в поджоге, так как он был бывшим царским генералом. Отношение общества к бывшим подданным царя не предвещало ничего хорошего для Владимира Григорьевича, и он понимал, что его ждет смертный приговор.
Однако на этот раз все прошло гладко. Следователи, осознавая, что опыт и знания Федорова важнее его жизни или подписи рабочей группы большевиков, решили его освободить.

После восстановления завода было создано новое правление, в которое вошли А.М. Бурухин в качестве председателя и Федоров в качестве члена и технического директора.

В течение года после того, как высшие представители Красной армии разрешили производство автоматов, было произведено 100 единиц, а выпуск в 1921 году достигал 50 штук в месяц и продолжался до 1928 года. Начиная с первой партии, они принимали участие в гражданской войне на Северном Кавказе и в Карелии.

Концепция "вся власть народам" распространилась и на Ковров. 13 июля 1921 года решением Центрального политического аппарата заводское правление было распущено, и на заводе установилось единое руководство. Федоров был отстранен от своей последней должности и назначен главным консультантом. Однако это не повлияло на его творческую мотивацию, возможно, он давно предвидел такие изменения в будущем. Федоров продолжал работать над унификацией автоматического оружия с той же энергией.

В том же году на заводе было создано конструкторское бюро под руководством Федорова, которое вырастило целую группу известных конструкторов, таких как В.А. Дегтярев, С.Г. Симонов, П.М. Горюнов, В.Е. Воронков, Г.С. Шпагин и другие. Все они создали первоклассное оружие для Вооруженных Сил Советского Союза, которым оснащались наземные войска, авиация и флот.

Учитывая боевой опыт, Федоров усовершенствовал автомат в 1923 году. Были введены пазы в коробе для загрузки магазина из обоймы, а также механизм задержки затвора, чтобы избежать двойных выстрелов. Три прицельные прорези были заменены одной, а мушка теперь была защищена предохранителем. Автоматы отправлялись на завод для модернизации.
Проходили годы, в течение которых Федоров полностью поглощался своей любимой работой и казалось, что он будет продолжать ей заниматься еще очень долго. Однако жизнь продолжала приносить ему различные "сюрпризы".

В Москве в 1928 году состоялся судебный процесс группы инженеров и техников, которых обвиняли во вредительской деятельности в Донбассе (дело "Шахтинское"). Два года спустя прошел судебный процесс группы инженеров и технической интеллигенции, которых обвиняли в создании антисоветской подпольной организации. В это же время на Ковровский экскаваторный завод было отправлено около тридцати осужденных членов партии, включая профессора Н.Ф. Черновского. Поистине, эта ситуация активизировала Ковров, как многие говорили: расцвет драматического театра, вечерние встречи в столовой железнодорожного мастерского, интересные разговоры...

Многим людям не давала покоя прошлая жизнь Федорова, и шла речь о том, что бывшему царскому генералу нужно тщательно следить за ним. Тем не менее, замену из рабочих он уже нашел, поэтому его значимость была сведена на нет.

В 1931 году, когда Федорову исполнилось 58 лет, его "отправили на пенсию" и вернули в Москву. Поскольку было известно, что его поддерживают многие конструкторы, которых он сам воспитал, у него не стали применять жесткие меры, чтобы не вызывать потрясений, хотя тогда легко можно было попасть под карательные меры.

Он поселился в тихом пригороде Москвы, недалеко от главного аэропорта, где сейчас расположена станция метро "Сокол", и продолжал работать только на общественных началах в качестве консультанта или члена комиссии по различным вопросам, время от времени давая лекции.

Федоров не сдавался и пытался вернуть доверие партии. Перед Второй мировой войной он выдвинул несколько предложений по повышению обороноспособности страны, но ни одно из них не было принято Главным артиллерийским управлением. Федоров так и не стал принадлежать к своим для советского общества того времени, поэтому, осознавая это положение, он стал уделять больше времени созданию литературы, посвященной огнестрельному оружию в России. Он написал "Эволюцию стрелкового оружия", "Классификацию автоматического оружия" и "Оружейное дело на грани двух эпох", последняя из которых была написана в историко-мемуарном стиле.
Однако, невозможно было просто отбросить вклад и заслуги Владимира Георгиевича, поэтому его продолжали помнить и время от времени награждать. Он был отмечен за свою работу по изучению новейшего зарубежного оружия. В начале 1940-го года Федоров получил ученую степень доктора наук и звание профессора, а в 1943-м году ему присвоили звание генерал-лейтенанта и он был удостоен ордена Отечественной войны I степени за свои заслуги в победе над Германией.

Федоров продолжал писать, и в 1949 году он выпустил книгу "К вопросу о дате появления артиллерии на Руси". Однако, его интересами была не только оружейная тематика, он также был увлечен историей Руси. В 1956 году вышла его книга "Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла?", которая получила широкий тираж.

Федоров официально ушел на пенсию в 1953 году, когда ему исполнилось 80 лет.

В мае 1964 года, когда Федорову исполнилось 90 лет, в центральных газетах было объявлено о том, что он будет удостоен второго ордена Ленина. В это же время была выпущена книга с его воспоминаниями под названием "В поисках оружия".

Владимир Григорьевич скончался 21 сентября 1966 года в Москве и был похоронен на Головинском кладбище. В 1978 году в его бывшем доме был открыт музей В.Г. Федорова. Его имя было дано одной из улиц в городе Ковров, где он жил, а также улице Оружейника Федорова в Центральном районе Санкт-Петербурга, от Фонтанки до Гагаринской улицы. Московскому политехническому колледжу № 47 также было присвоено имя В.Г. Федорова.