Лермонтов Михаил Юрьевич

Новосельцев Григорий Петрович
Михаил Лермонтов был русским поэтом, прозаиком и драматургом, родившимся в Москве 15 октября 1814 года и умершим на горе Машук близ Пятигорска 15 июля 1841 года. Он был похоронен в селе Тарханы в Пензенской губернии. Лермонтов был потомком старинного дворянского рода со шотландскими корнями. Его отец был отставным армейским капитаном, а после смерти матери, его бабушка Е.А.Арсеньева (урожденная Столыпина) взяла на себя его воспитание. В детстве Лермонтов жил в Тарханах, имении его бабушки, и посещал Кавказские минеральные воды вместе с ней в 1820 и 1825 годах. Он учился в Благородном пансионе при Московском университете в 1828-1830 годах, а затем поступил в нравственно-политическое отделение университета, где учился в 1830-1832 годах.

В 1828 году Лермонтов начал свою литературную деятельность, в этом периоде он написал более 300 стихотворений, 16 поэм, трагедию в стихах "Испанцы" и две драмы в прозе. В 1832 году он переехал в Санкт-Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он мало писал стихи, но работал над своим первым прозаическим сочинением - романом "Вадим". В 1834 году Лермонтов был принят в лейб-гвардии Гусарский полк, расквартированный в Царском Селе. В 1835 году была опубликована его поэма "Хаджи Абрек", первая публикация с его полной подписью. Он также работал над драмой "Маскарад" и романом "Княгиня Лиговская", которые не были закончены до его смерти.
В 1837 году Лермонтов начал взрослый период своего творчества. В его стихотворении "Смерть поэта", опубликованном в 1858 году, сразу после смерти А. С. Пушкина, он осуждал правящую элиту, которая была чуждой России и равнодушна к ее славе, которая была воплощена в убитом поэте. Это стихотворение быстро стало популярным и принесло Лермонтову политические преследования. В феврале 1837 года Лермонтов был арестован и отправлен в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Во время своего пути в место ссылки он побывал в различных местах, таких как Кизляр, Тамань, Ставрополь, Тифлис, и встретился с декабристами и грузинскими культурными деятелями. Интерес к кавказским народам и их поэзии отразился в его творчестве. В 1837 году он написал поэму "Бородино", которая выражала его патриотическое настроение и увлечение героическим прошлым России. В октябре 1837 года Лермонтов был переведен в Гродненский гусарский полк благодаря усилиям своей бабушки. Он вернулся в Санкт-Петербург в январе 1838 года и начал служить в лейб-гвардейском Гусарском полку в Царском Селе. В 1838 году были опубликованы его поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Тамбовская казначейша". Он также стал известным и пользовался вниманием в аристократических и литературных кругах Санкт-Петербурга. Он посещал различные салоны и был уважаем писателями пушкинского круга. В начале 1839 года он постоянно печатался в журнале "Отечественные записки". В том же году была прочитана окончательная редакция его поэмы "Демон". К концу 1839 года он был повышен в ранге. Весной 1840 года он написал пародийную поэму "Сказка для детей". В апреле 1840 года был опубликован его роман "Герой нашего времени". В октябре того же года вышел его сборник стихотворений. Оба издания вызвали много отзывов критиков.
В феврале 1840 года Лермонтов сражался на дуэли с сыном французского посланника Э. де Барантом (1818–1859), по причине обмена оскорблениями на балу. В результате он был арестован, подвергнут военному суду и в апреле 1840 года был отправлен на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Летом и осенью того же года он участвовал в экспедициях в Большую и Малую Чечню, в походе в Темир-Хан-Шуру, а также в сражении на реке Валерик, описанном в его стихотворении "Я к вам пишу случайно, право…" Проявив храбрость, Лермонтов был дважды номинирован на награду, но дважды был удален из списков лично императором Николаем I.

В феврале 1841 года Лермонтов получил двухмесячный отпуск и приехал в Санкт-Петербург, где участвовал в подготовке второго издания своего романа "Герой нашего времени" и написал предисловие. В конце марта, с намерением полностью посвятить себя литературной деятельности и изданию собственного журнала, он попытался выйти в отставку, но ему отказали. В начале апреля Лермонтову было приказано в 48-часовой срок покинуть столицу и отправиться на Кавказ. По дороге к своему месту службы в Пятигорске, где он останавливался для восстановления здоровья, произошла дуэль со старым товарищем по юнкерской школе, Н. С. Мартыновым (1815–1875), которая закончилась его смертью.
Образ лирического героя занимает центральное место в поэзии Лермонтова и отличается яркой индивидуальностью. В его юношеской лирике 1828-1832 годов, представляющей собой своего рода лирический дневник, этот герой является романтической личностью с трагическим восприятием мира. Он избранник, обреченный на одиночество, стремящийся к действию и подвигу, не находящий покоя и забвения, и предчувствующий свою преждевременную смерть (в основном, этот образ черпает вдохновение из произведений Дж. Байрона). У этого героя имеется конфликт с миром и другими людьми, который мотивируется его высокими идеалами. Он не довольствуется компромиссами и стремится к другому порядку бытия, к небесной отчизне (отсюда и мотивы изгнанничества, вечного странничества и другие). Характерной особенностью поэзии Лермонтова является использование антитез в мышлении (например, земля и небо, забвение и память, человек и природа и т. д.), принципиальный оценочный подход ко всему окружающему, а также фокусировка на определенной сфере выраженно субъективных эмоций и оценок. В зрелом творчестве поэта эгоцентричность юношеской лирики преодолевается за счет стремления отойти от прямого выражения собственного "я" и высказаться от имени "другого" (как, например, в стихотворениях "Бородино", "Казачья колыбельная песня", "Завещание"), а также увеличения доли символических и аллегорических стихотворений обобщенно-философского содержания (например, "Три пальмы", "Тучи"). В сборник 1840 года Лермонтов включил именно такие стихотворения, в которых личность автора, сохраняя свою индивидуальность, отходит на второй план. В зрелых поэмах герой объективирован в символических образах Демона, Мцыри, опричника Кирибеевича и купца Калашникова, которые противопоставлены, но взаимодополняют друг друга. Стилистическая особенность его поэзии определяется взаимодействием и взаимопроникновением разных традиций - "элегической школы" Жуковского, гражданской и философской лирики 1820-1830-х годов, а также оды 18-го века, а также поэзии Пушкина, с которой творчество Лермонтова находилось в сложных отношениях притяжения и отталкивания. В свою очередь, Лермонтов оказал влияние на разных поэтов, таких как Некрасов, Соловьев, Маяковский, Блок и другие.
Драмы Лермонтова, написанные в его раннем периоде, имеют схожие настроения и связаны с его юношеской лирикой. Единственная пьеса, которую Лермонтов сам считал достойной сцены, - это драма в стихах "Маскарад". В этой пьесе сатирическая картина современного общества является лишь задником для разыгрывающейся романтической "драмы страстей", где каждый персонаж имеет символический смысл. Наказание, нанесенное личности, восставшей против порядка, свидетельствует о кризисе романтического индивидуализма на пороге зрелого творчества поэта. "Маскарад" остается единственной русской романтической драмой в репертуаре отечественных театров.

Проза Лермонтова, вместе с произведениями Пушкина и Гоголя, является высшим достижением в русской литературе 1830-х годов. "Герой нашего времени" - это первый опыт философского и психологического романа, где на примере судьбы героя Лермонтов переосмысляет основные ценности романтизма (любовь, дружба, свобода) и поднимает глубокие религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и сомнения, отношение к Творцу и др.) без однозначного ответа. Социальные, национальные и исторические вопросы в романе являются внешним выражением глубинных проблем личности и бытия. Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, объединенных вокруг главного героя Печорина. Повествование не последовательно, тем самым игнорируя внутреннее развитие героя, а через смену повествователей с разными точками зрения выводит на передний план образ "героя нашего времени", который остается загадкой. Этот роман оказал значительное влияние на русскую прозу во второй половине 19 века и для таких писателей, как Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов.

С детства увлекшийся живописью, Лермонтов создал множество акварелей, картин маслом и рисунков, многие из которых связаны с кавказской тематикой.