Гуго Гроций. Книги о праве войны и мира

Владимир Дмитриевич Соколов
Трактат свой Гроций, человек в жизни весьма активный, практическая деятельность у которого стояла далеко впереди теоретизирования, начинал в Амстердаме на отдыхе. Несколько принудительном -- в тюрьме. А заканчивал в Париже, тоже на отдыхе, но уже вынужденном, в изгнании. Впервые книга была издана в Париже в 1625 году.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТРАКТАТА

Гроций попытался исследовать в своем трактате, чем определяется право: божественным ли установлением или человеческим произволом. И нашел, что в общем-то последним: "закон что дышло, куда повернул, туда и вышло", "у сильного всегда бессильный виноват". Но чтобы прийти к таким истинам, верным во все времена и у всех народов, не стоило бабахать такой мощный трактат, да еще в трех книгах. Поэтому Гроций попытался проникнуть за видимость вещей, и все же понять, действительно ли только произволом определяется право, или в его основе все же лежат некие объективные законы. Все-таки где-то лежат, несмотря на весь произвол, пришел он к выводу.

Два этих противоречивых постулатах он сгармонизовал следующим образом. Во всяком законе, во всяком праве есть два слоя. Верхний, видимый -- волеустанавливающее право. Вот решил король, парламент или воровской сход, что надо-де подчиняться таким то и таким правилам, и люди стали им подчиняться. И есть второй слой, глубинный: это естественное право людей. Насочинять законов можно каких угодно, чего мы в России насмотрелись до отвала. Например, можно запретить половые сношения между мужчинами и женщинами. Но будут ли такие законы соблюдаться? По форме -- да. А по сути будут всячески обходиться или игнорироваться.

Поэтому нужно учитывать естественные права людей. Только такие законы будут крепки, которые будут базироваться на естественном праве. Естественные права в свою очередь делятся на два больших раздела: права животные и права здравого смысла.

Первые эти права самосохранения. Те же половые отношения -- это право и необходимость человека через потомство продлевать свое бытие. Эти же права лежат в основе отношений между государствами. Каждое государство, каждый народ стремятся к самосохранению. И если одно государство будет полагаться в своих отношениях с другими на силу, то жди ответки. Может не в этой жизни, но и на небесах, а в последующих поколениях, причем довольно-таки быстро, если мерить время не человеческой жизнью, а историческими эпохами. Этому мы видим тьму примеров и как в истории, так и в частной жизни.

Не разумнее ли поэтому, вопрошал Гроций, стремиться заключать такие договора, которые будут учитывать естественные права каждого народа, каждого государства? Сам Гроций свято верил в возможность и необходимость договоров, основанных именно на естественном праве и приложил массу усилий, чтобы истина воссияла. Тогда Европу раздирала Тридцатилетняя война, а Гроций, голландец, был назначен послом Швеции во Франции. Сколько он исписал меморандумов, писем, мемуаров, чтобы втюхать государям свои идеи. В конце концов его нанимателям это надоело, и Кристина Шведская уволила его от службы.

И все же дело его восторжествовало. После еще полустолетия в начале XVIII века, как полагают историки, Филиппу Орлеанскому удалось заключить систему договоров, которые определили границы основных государств в Европе. С тех пор прошло 300 лет, и несмотря на многочисленные войны, среди которых были и такие как Семилетняя, войны наполеоновские, две мировые уже в XX веке, государственные границы в основном сохранились. А теперь в Европе даже никому в голову не приходит менять установленные границы. Напротив, в Азии и Африке, где до Гроция еще не дошли, без конца воюют и чего-то пытаются перекраивать.

Другая группа естественных прав, основана на представлении человека как существа разумного. Здесь Гроций не поработал так плотно, как в установлении права войны и мира, вытекающими из животных прав человека. Но общий смысл ясен. Это право любить, право дружить и т. д., объединяемых общим слоганом право на общение. Из него же вытекает право на митинги и собрания, свобода слова, свобода печати. Важно отметить, что естественное право стоит впереди волеустанавливающих законов. То есть не право, скажем, на митинги должно согласовываться с законом, а закон должен вытекать из этого права. В противном случае, это будет закон только по форме, а по сути насилие и произвол.

ДРУГИЕ МИНИАТЮРЫ О ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЯХ
http://proza.ru/2023/11/20/215