Изучается обстановка на кладбищах

Игорь Кутузов
На основе открытых источников Би-би-си совместно с изданием «Медиазона» (признано в России «иноагентом») и командой волонтеров удалось установить имена 46 678 российских военных, погибших на войне в Украине с февраля 2022 года. За прошедшие две недели подтвердилась гибель еще 1555 человек, что является одним из самых высоких показателей прироста за все месяцы войны.
Текущая динамика боевых потерь России сопоставима с теми цифрами, которые  фиксировали зимой прошлого года во время масштабного наступления российских сил в Донбассе. Тогда за 2 недели февраля, например, подтвердилась гибель 1679 человек, сейчас — немногим меньше.

Поскольку сообщения о смерти военных часто доходят до родственников с задержкой, фиксируемый всплеск потерь отчасти относится к последствиям штурма Авдеевки. Но поступают подтверждения и более поздних потерь, связанных с попытками развить наступление российских сил в Донецкой и Луганской областях.
Российская армия все чаще использует тактику группы «Вагнера» — волнообразные атаки малыми штурмовыми группами на разных направлениях. Такой метод ведет к большим потерям в живой силе, но изматывает противника и снижает оборонительную силу украинской артиллерии.

Более 46 тысяч погибших — это только те потери, которые удалось подтвердить по открытым данным. Реальное число погибших с российской стороны (без учета военных с территорий так называемых «ДНР» и «ЛНР»), по наблюдениям волонтёров, может быть в два раза больше. К такому выводу пришли, систематически изучая обстановку на кладбищах в 70 населенных пунктах по всей России.
Делать выводы о февральских потерях России на фронтах еще рано, поскольку информация о погибших поступает с задержкой. Данные об осенних месяцах и декабре — гораздо более полные.

Цифры российских потерь с октября 2023 по январь 2024 года уступают лишь потерям в ходе штурма Угледара и Бахмута зимой и весной 2023 года. Тогда темпы прироста погибших в два раза превышал средние показатели 2022 года.
Схожая картина наблюдается и сейчас, когда командование российской группировки войск «Центр» пытается развить свой успех и продвинуться дальше на запад.
Больше всего потерь сейчас несут отправившиеся на фронт добровольцы (плюс 382 подтвержденных погибших за две недели), мобилизованные (плюс 219 погибших), и завербованные из колоний заключенные (плюс 191 погибший).

Не все эти люди погибли в течение февраля, однако общая тенденция сохраняется: две трети всех установленных погибших — это те, кто до начала вторжения не был связан с армией.
За два года на войне погибли 12 женщин-военнослужащих — в основном это медики. Но об обстоятельствах их смерти в некрологах сообщается очень мало.
Так 14 января в Украине погибла 34-летняя медик из Тюмени Светлана Медведева. А фельдшер Нелли Нестерова погибла в России: военный Камаз, в котором она везла медикаменты на фронт, столкнулся с другой грузовой машиной на трассе в Волгоградской области. Женщина погибла на месте.