Журавский Дмитрий Иванович

Новосельцев Григорий Петрович
Журавский Дмитрий Иванович был видным русским ученым и инженером, основоположником научной школы мостостроения. Он родился 17 декабря 1821 года в селе Белый Колодезь, Щигровский уезд, Курская губерния. Из дворянской семьи.

Журавский начал свою научно-инженерную карьеру после окончания Санкт-Петербургского Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1842 году. Сразу после окончания института он принял участие в исследованиях и проектировании железных дорог между Санкт-Петербургом и Москвой.

Одним из самых значимых достижений Журавского стала разработка уникальной теории расчета раскосных деревянных ферм с железными стойками, основанной на системе американского инженера У. Гау. Используя эту теорию, он предложил методы моделирования и создал проекты пролетных строений усовершенствованной конструкции, известные сейчас как фермы Гау-Журавского.

Что отличало труды Журавского от предыдущих эмпирических методов - это его предложение расчета решетчатых неразрезных ферм, позволяющих покрывать пролеты без прерывания над быками. Это значительно усиливало конструкцию моста. Благодаря работам Журавского были спроектированы и построены многочисленные мосты на Петербург-Московской железной дороге. Его теория ферм и расчеты стали основой для дальнейших исследований в области мостостроения и применяются во всем мире.

В области строительной механики Журавский также внес важный вклад, предложив в 1855 году новый метод определения касательных напряжений в изгибаемых балках и установив наличие глубинных напряжений в стенках балок. Он также разработал и построил конструкцию пустотелого металлического шпиля высотой 78 метров для колокольни Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1856–1859).

Журавский активно участвовал в различных инженерных проектах. В 1871-1876 годах он принимал участие в перестройстве Мариинского водного пути и руководил проектированием приладожских каналов. А в 1877-1884 годах, возглавляя Департамент железных дорог, он способствовал совершенствованию перевозочной работы и увеличению проходной способности.

За свои достижения Журавский был удостоен Демидовской премии в 1855 году.

Журавский Дмитрий Иванович скончался 18 ноября 1891 года в Санкт-Петербурге. Его научные труды и разработки остаются значимыми и востребованными до сих пор.