Надежда - часть 21

Мирослава Завьялова
(предыдущая глава здесь
 
http://proza.ru/2024/02/15/379


Дома все сидели в зале за празднично накрытым столом.

-Надюша, что так долго? - бабушка обеспокоилась молчанием, не услышав моего обычного "Я пришла! Привет!" - как добралась, хорошая моя?

-Не сильно промокла, - я старалась держаться, как обычно, - горячая вода есть? В ванну надо, погреться.

-Папа работает все праздники, вот сегодня решили немного отметить. Присоединяйся, - ответив, мама весело рассмеялась шутке папы: мол, женщины провинились перед мужчинами, и погода это показала. С ужасным настроением ушла в ванную, надеясь, что смогу потянуть время и для общения с родными его останется не так много. Не плакалось... так, пощипало в носу, а болело где-то слева. Глубоко внутри.

Закутавшись в длинный махровый халат, пришла в зал, однако долго сидеть за столом не смогла. Тяготило веселье, шутки папы, праздничный концерт по телевизору и даже подарки. Хотелось тишины. Пришлось сказать, что промокла и устала, а теперь согрелась и хочу пораньше лечь, почитаю только сначала.

- Отдыхай, отдыхай, Надюша, - захлопотала бабушка, провожая меня в комнату, - завтра опять на учёбу?

Услышав утвердительный ответ, покачала головой и тихо прикрыла дверь.

В институте Диана торопливо рассказывала, как прошло знакомство родителей, сколько случилось смешного, но слушала и реагировала я через силу. Подруга заметила моё настроение и успела задать вопрос до начала лекции. Прочитав короткий ответ на листке бумаги, Диана оторопело взглянула на меня. Это увидела Лена, стоявшая у дверей вместе с другими опоздавшими. Преподаватель отчитал нарушителей дисциплины и после извинений разрешил занять свои места.

На "пятиминутке" староста Диана объявила, что сегодня в институте только одна пара: всех отпускают, чтобы иногородние смогли съездить домой на праздник, а в понедельник по расписанию третья и четвёртая пары, так что многие успеют вернуться утром. Все бурно обрадовались.

Лена поделилась, что Павлик уехал на несколько дней, как и остальные ребята, но всегда есть чем заняться, можно сходить, например, в кино. Я помалкивала. Лена настояла пойти в "Марину", отметить наш праздник хотя бы молочным коктейлем. На улице оказалось ветрено, мы торопливо прошли сквер и только приблизились к тротуару, как вдруг перед нами возникла высокая мужская фигура, и в ту же секунду я увидела белый автомобиль.

-Здравствуйте, девушки, - вежливо произнёс Михаил. В руках он держал большой букет ромашек, - Надя, можно тебя?

Диана потянула за собой Лену, которая во все глаза рассматривала происходящее и, уходя, оглянулась несколько раз.

-С праздником, - неестественно спокойно произнёс Михаил, протягивая цветы.

-Отвези своей жене! - зло ответила я, убирая руки за спину.

-Да нет никакой жены уже давно, говорил же! - Михаил чуть повысил голос, но продолжил вновь спокойно, - она отдыхает, развлекается с лучшим другом... если понимаешь, о чём я. Всё, что ты увидела в старой квартире, просто спектакль для проверяющих, а их приходило немало; не только студентки бегали по адресам, были и серьёзные комиссии. Дочка у моей двоюродной сестры, поеду после работы туда, мальчики у своей бабушки. Всё как обычно.

Я ничего не отвечала, и Михаил продолжил:

-Давай поговорим. Пожалуйста. Знаешь, понял одну вещь: должен, обязан был сказать правду о себе. Пусть не сразу, чуть позже. А я струсил. Всё стало так хорошо складываться у нас... дал шанс только себе, а надо было дать и тебе. Что бы ты решила? Неизвестно.

-Всё сказал? - бросила я, изо всех сил придавая небрежности словам, - это ничего не изменит. Прощай.

И едва не бегом ринулась прочь от Михаила, от его белого автомобиля и ромашек, от всего того, что могло случиться, но теперь уже никогда не произойдёт. Страшное слово, никогда...

-Надя, это твой кавалер? А что же нас не познакомила? И где цветы? Потеряла по дороге? - Лена хихикнула довольно и попеняла, что у такого видного парня, должно быть, и друзья такие же.

-Хорошая могла бы подобраться компания! Ну, что не так? - произнесла Лена, переводя весёлый взгляд с Дианы на меня.

-Всё не так, - устало ответила я, - и быть ничего не могло. Мы расстались.

Подруга поперхнулась молочным коктейлем.

-Ну, помиритесь. Почему нет? Все ссорятся, и мы с Павликом иногда тоже...

-Ты плохо расслышала? - я изо всех сил постаралась не разозлиться на Лену, - мы не поссорились, а расстались. Расстались! Понятно?

У Лены сделался растерянный вид, Диана сидела, опустив голову. Наверное, у меня начинали сдавать нервы. Я резко поднялась, допила залпом коктейль с кусочками льда, совершенно не думая о том, что может заболеть горло.

-Пойду, не буду мешать. Отдыхайте. Мне лучше побыть одной. Созвонимся.

Кое-как одевшись, заторопилась на улицу. Хоть бы никто не караулил и не встретил, не задавал никаких вопросов. Родители собирались поехать к родственникам за город, может быть, бабушку с собой возьмут. Мне, точно, нужно побыть одной. Одной! Какое страшное слово тоже...

Одиночество получилось, с родителями и бабушкой ехать в гости отказалась наотрез, сославшись на занятия. Читать по литературе требовалось очень много, плохо оказалось то, что почти не понимала, что читаю. А скоро начнутся занятия, где преподаватели по литературе потребуют хорошее знание текстов, без этого не получить доступ к экзаменам.

Лена звонила несколько раз и очень утомляла вопросами. Припомнилось, как сильно она хотела вмешаться в дела Федотовой Наташи, когда мы ездили в пригород к мужчине, который бросил Наташу; он оказался женатым, а Наташа в отчаянии соврала нам, что беременна.

В институте Лена продолжала "ухаживать" за мной, но это только злило.

-Лена, я не больная, что ты привязалась!

-Надя, ты нервничаешь, это заметно. Конечно, у тебя такое случилось...

Последнюю фразу услышала куратор, неожиданно появившаяся на пороге аудитории. Диана убежала по общественным делам, а Лена оставалась со мной, словно приклеенная.

-Девочки, нужна помощь. Лена, могу я вас попросить сходить в библиотеку и принести книги на кафедру? Вот список. Хочу закончить статью для методички.

Лена ушла, а меня Людмила Павловна позвала на кафедру.

-Надя, не спрашиваю никаких подробностей, но что-то сама заметила во время занятий. И Лена дала пищу для размышлений. От вас не жду необдуманных поступков, но скажу: надо держаться... старо, как мир. Полагаю, ситуация связана с мальчиком.

Людмила Павловна замолчала, рассматривая меня внимательно Я не выдержала её взгляд.

-Трудно об этом говорить. Вы правы, надо держаться. Как Наташе Федотовой когда-то. Мы помогали по её просьбе, я и представить не могла, что через несколько месяцев ситуация повторится со мной в точности.

Унять дрожь в голосе не удалось. Но Людмила Павловна продолжила по-прежнему спокойно.

-Надя, во многом мы виноваты сами. И расплачиваемся за свои ошибки, за свою доверчивость, за какие-то неправильные мысли и выводы. За ошибочные, порой, решения. Я редко говорю о личном, почти никогда - со студентами. Но вы отличаетесь от многих... когда-то случайная встреча перевернула всю мою жизнь. Он был намного старше, добившийся в жизни практически всего; двое почти взрослых детей. С женой расставался несколько раз, но внешние обстоятельства заставляли оставаться в семье. Когда в его жизни появилась я, понадобилось принять решение. Он не сразу решился, а я не настаивала. Впереди вагон времени, успеется. Главным считала чувства. И счастье, оно обещало вечность. Незадолго до развода он скоропостижно скончался. Инфаркт. Обо мне никто и ничего не узнал. На похороны пойти не смогла - попала в больницу, беременность оказалась нелёгкой. К его детям не обращалась, и до сих пор не знаю, правильно ли поступила. Маша выросла совсем одна. У неё никого нет, кроме меня. Ей скоро двадцать, может, рассказать наконец правду о родных со стороны отца? Думаю об этом всё чаще.

Людмила Павловна немного помолчала, затем продолжила:

-Надя, я ни секунды не сомневалась, что Маша - самое большое счастье в жизни. Возможно, забегаю вперёд. Но прошу вас не принимать каких-то скоропалительных решений. Ведь подарить жизнь, это святое. Главное предназначение женщины - дети. Именно это, а не карьера, не деньги, ничто иное.

Куратор хотела ещё что-то сказать, но тут в кабинет зашла Лена и получила кучу благодарностей за помощь. Во дворе института Лена пыталась расспросить, о чём мы говорили с Людмилой Павловной.

-Ничего особенного. О жизни, - отнекивалась я, желая распрощаться с Леной как можно быстрей. Неожиданно подруга перебила сама себя.

-Вот балда! Мне нужно книги вернуть девчонкам в общежитии! Пока, до завтра!

Лена повернулась и побежала обратно в институт, громко стуча каблуками. Я посмотрела ей вслед. Подруга всегда носит высокие каблуки. И терпеть не может кроссовки и тапочки. Иной раз на занятиях и замечания получала за свой топот. Но на кафедру она вошла практически бесшумно.

(продолжение следует

 http://proza.ru/2024/03/16/1534