Великое творение всегда актуально! Борис Годунов,

Мари Козлова
 Великое творение всегда актуально!
"Борис Годунов", опера Мусоргского, Государственный Академический Большой театр, Санкт-Петербург, 13 и 15 марта 2024 года

Мощная опера, грандиозный спектакль, великая музыка, прекрасное исполнение, роскошные костюмы, трагические события — вот, что приходит на ум после «Бориса Годунова», бессмертного спектакля режиссера-постановщика Леонида Баратова и художника Федора Федоровского, созданного в Большом театре тогда еще Советского Союза в 1948 году. Уже три четверти века прошло, а постановка поражает добротным историзмом, серьезным подходом к его оформлению, к костюмам, к декорациям, к сценографии. Говорят, на декорациях к таким спектаклям написано: «Хранить вечно». И с этим трудно не согласиться — наше подлинно русское достояние надо знать, любить и хранить. А оперы Мусоргского в незамутненных постмодернистскими «переосмысливаниями» постановках — и «Хованщина», и «Борис Годунов» — это как раз и есть то самое истинное, русское, настоящее.

Известно, что Мусоргский брал за основу своих опер значимые исторические события, имеющие отношения к ключевым фигурам переломных эпох, и сам писал либретто. И Борис Годунов, как раз из них. Последний полновластный русский царь перед полной неразберихой Смутного времени и Семибоярщины. Опера заставила освежить в памяти исторические события того времени (1605-1613) и это повергло в ужас, хотя я многое помнила из школьного курса истории: крестьянская война Ивана Болотникова, польская интервенция и захват Москвы и многих центральных городов России, нашествия Лжедмитриев, измены и переход на сторону самозванца и поляков целых воинских дружин, набеги крымских татар вплоть до территорий в центре Русского государства за Окой, резня, террор, поборы, считай, грабеж населения в захваченных поляками городах. Как выжили, как все это преодолели, как возродились в силе и мощи? Это поражает больше всего!
В этот раз Большой театр привез в Санкт-Петербург свой раритетный спектакль, дирижера Алексея Богорада и солистов, остальное предоставил Мариинский — оркестр, хор, балет, миманс.
Пять представлений с двумя составами исполнителей - один московский (13, 15, 17 марта) с Ильдаром Абдразаковым (Мариинский театр) в заглавной партии и второй - петербургский (14 и 16 марта) с Михаилом Казаковым (Большой театр) в роли царя Бориса.
Я пока побывала дважды на первом составе.
Борис Годунов - Ильдар Абдразаков.
Шуйский – Роман Муравицкий.
Пимен – Денис Макаров.
Гришка Отрепьев – Олег Долгов.
Марина Мнишек – Агунда Кулаева.
Юродивый – Артем Попов.
Андрей Щелкалов – Андрей Потатурин.
Варлаам – Валерий Гильманов.

Роскошный спектакль! Костюмы и декорации — не просто загляденье, их надо внимательно рассматривать, изучать, любоваться. Не зря зрители начали аплодировать сразу при открытии занавеса в финальной сцене, где представлен тронный зал в Московском Кремле. Грандиозная постановка, узнаваемые Успенский собор, собор Василия Блаженного, площадь в Московском Кремле, царские палаты, Новодевичий монастырь.
Ожидаемо был хорош Борис Годунов в исполнении Ильдара Абдразакова. Причем во втором спектакле, 15 марта, царь Борис был особенно впечатляющим: мощный вокал, величественный образ, яркая игра. Голос, стать, харизма, актерское воплощение — все сошлось и явило публике либерального царя, опередившего свое время (на его счету церковная реформа, борьба с голодом, укрепление связей с зарубежными странами в части образования), которого особо не боялись. Но недолюбливали и интриговали против него. Иван Грозный сильно поднял у всех порог страха — и у бояр, и у простых людей. А тут страх ушел. Развязались языки, начали сеять смуту. И досеялись — царя оболгали, довели до удара, народ взбаламутили до крестьянской войны, а все царство и Москву — до захвата поляками и многолетней войны с Речью Посполитой (Польшей).
Порадовал хорошим крепким тенором Олег Долгов  в роли боязливого, но отчаянного авантюриста Гришки Отрепьева. И образ, и пение превосходны!
Марина Мнишек  Агунды Кулаевой, честолюбивая и властная, красивая и стервозная, блистала в этой роли в прямом и переносном смысле, хотя в урезанной купюрами версии оперы, ее роль стала совсем небольшой. Отличный вокал, переливающийся искрами расшитый имитирующими драгоценные камни стразами. Загляденье!
Эпизодическая, но важная для сюжета оперы роль юродивого в мастерском исполнении Артема Попова придавала действию оправданную тревожность и предсказывала грядущую страшную эпоху бедствий.
В маленьких партиях тоже были задействованы достойные певцы. Альбина Латипова с ее чистым хрустальным сопрано выразительно спела Ксению, дочь Бориса Годунова. Евгения Сегенюк, мамка Ксении, колоритно преподнесла традиционные русские прибаутки. Понравился и Захар Ковалёв в роли Мисаила.
У Валерия Гильманова, исполнявшего Варлаама с его знаменитым хитом "Как во городе было во Казани", мне не хватило мощи и энергии в звучании голоса. Это коварная партия, известная большинству любителей оперы по шаляпинским записям. Еще проблематичнее было вокальное воплощение Романом Муравицким роли князя Василия Шуйского.
Зато впечатлили хоры и массовые сцены. Хор Мариинского театра всегда славился своим мастерством. Так же, как и оркестр, который в полном блеске представил публике грозную музыку Мусоргского, причем в инструментовке Римского-Корсакова. А сцена «У Василия Блаженного» идет в инструментовке Ипполитова-Иванова.
В Мариинском театре мы обычно слышим другую оркестровку - Шостаковича.

А музыка оперы во всех смыслах очень особенная, говорящая. Она строится, как я наконец расслышала, на многочисленных традиционных русских колокольных звонах, мелодиях церковных песнопений и знаменитой русской песни "Дубинушка".
Именно с мелодии ее припева "Эх, дубинушка, ухнем!" с вариациями и начинается увертюра "Бориса Годунова" напоминая о крестьянских волнениях, переросших в 1606 году в полноценную войну Ивана Болотникова, длившуюся целый год. Он даже осаждал Москву.
В первом хоре и в сцене у Новодевичьего монастыря музыка имитирует биение набатного колокола.
Женский хор воспроизводит "малиновый", праздничный, звон и церковные песнопения во время богослужения. Это особенно ярко звучит в сцене венчания Бориса Годунова на царство. В ней вся музыка встраивается в ритмы и звуки колокольного звона, как в музыкальную раму. Как и народные хоры, где еще звучат и стенания, и мольбы, и плачи. Тут и набатные, и погребальные, и прочие значимые для людского уха того времени звоны. Похоже, это главная народная музыка допетровской эпохи.
Даже прибаутки мамки Ксении звучат в ритме мелкого колокольного тряса. А уж в сценах с Борисом Годуновым это абсолютно очевидно. Ария-признание об убитом царевиче выстроена на фоне тревожного звона колоколов.
И Гришка возражает Марине "Царевич я!" под мелодию, похожую на тревожный колокольный звон. Поразительная, потрясающая музыка оперы, сакральная, действующая на слушателя даже на подсознательном уровне. Великая опера!

В этот Большой театр оправдывал свое название. И то, что он Большой, и то, что Академический. Это значит, что он предлагает зрителям великие произведения в эталонных спектаклях, в которых публика знакомится с подлинными произведениями композиторов и либреттистов, в той трактовке, в которой они их задумали и создали. Без смешения жанров, без режиссерской отсебятины, без поиска смыслов, которых в них нет.
Великие произведения потому и великие, что всегда актуальны, всегда волнуют без всякого осовременивания и переиначивания, без внесения дополнительных смыслов и подтекстов.
Это хорошо чувствовалось в ходе спектакля. Зал буквально замирал, явно осмысливая происходящее и проводя сегодняшние параллели, когда взбунтовавшиеся голодные крестьяне (семь неурожайных лет при Борисе Годунове) сами открыли дорогу врагам и своими руками привели поляков в Москву, поверив в Лжедмитрия и царя-убийцу. И князь Шуйский с его наветами на Бориса Годунова, с его подлыми речами, прикрывающими алчную жажду власти. И Литва и Польша, всегда готовые сеять раздор и получать свою выгоду. Как похоже все это на то, что сегодня происходит в мире! Ну, чем не информационная война и "оранжевые революции"? Ничему человечество не учится...
И чтобы выгнать поляков из Москвы, тогда, в начале ХVII века, потребовалось нижегородское народное ополчение Минина и Пожарского, вооруженное на общие пожертвования, подвиг Ивана Сусанина, спасшего молодого царя Михаила из новой династии Романовых, преодоление боярской смуты и распрей, победа в войне с Польшей и Швецией. Русь всегда была сильна в единстве и в воле к свободе и жизни. И возрождалась она несчетное количество раз, даже тогда, когда, казалось бы, уже растерзана до основания! Только в ХХ веке это произошло трижды - 1917, 1941 и 1991. Настоящая птица Феникс, возникающая вновь из собственного пепла! И все беды ее проистекали от слабой нерешительной власти. В России с ее масштабами нужен сильный правитель. И опера как раз об этом!
Овация по ее завершении была оглушительная. В зале аншлаг. И почти никто не уходил, несмотря на поздний час.