Священники казаки - хранители истории казачества

Новосельцев Григорий Петрович
В краеведении высокое значение имеет духовенство, которое играет роль коллекционеров и "летописцев" донской старины. Их исторические работы делятся на два периода, которые определяются созданием Донского епархиального церковно-исторического комитета в 1904 году. До этого времени священники собирали краеведческие материалы и записывали их в виде дневниковых записей или записок, без каких-либо определенных целей. Часто эти материалы передавались наследникам, и только благодаря некоторым из них, которые передали записи и рукописи в Донской музей, эти ценные записки стали историческим достоянием.

Учреждение церковно-исторического комитета послужило стимулом для привлечения широкого круга духовенства к исследованиям. Оно также открыло им возможность публикации своих работ в изданиях "Донская церковная старина" и "Донские епархиальные ведомости". Тематика краеведческих работ донского духовенства соответствует двум периодам, определяемым деятельностью церковно-исторического комитета. В первом периоде священники-краеведы стремились описать не только церковную жизнь, но и обращали внимание на казачьи обряды, казачью одежду и быт, а также военную службу. Во втором периоде их внимание было сосредоточено на описании истории отдельных храмов или истории донского духовенства. Некоторые священники готовили к публикации летописи своего храма.

Первым донским священником-краеведом был Василий Прохорович Рубашкин. Он родился в Черкасске 16 марта 1768 года. После занятия торговым делом, он начал подготовку к церковному служению и был рукоположен в дьяконы в 1793 году и в священники в 1797 году. После этого его назначили в домовую Донскую Богородицкую церковь бывших войсковых атаманов Ефремовых. В 1812 году он был перемещен в Александро-Невскую церковь Новочеркасска, где он пробыл до конца своей жизни. В 1822 году его лишили права присутствующего члена Черкасского духовного правления и должности благочинного. Он имел семерых детей, трое из которых служили в Войске Донском.

Судьба дочерей Рубашкина, кроме Александры, Татьяны, Марии и Клеопатры, неизвестна.
Протоиерей В. П. Рубашкин остался в истории донского края как бытописатель. В период с января 1785 года по август 1822 года он вел дневник, в котором отражал важные события, такие как открытие гимназии на Дону и основание Новочеркасска, а также другие события. Выдержки из этого дневника печатались в газете "Казачий вестник" (1883) и в журнале "Дон" (1887). Подлинная рукопись дневника, которая состоит из 244 страниц большого формата с аккуратным почерком, была принесена в дар Донскому музею внуком (по матери) отца Рубашкина, генерал-лейтенантом П. А. Поляковым, и остается неизвестной широкому кругу историков. Отец Василий скончался 1 сентября 1830 года и был похоронен на городском кладбище.

Еще одним священником-бытописателем был Стефан Терентьевич Пивоваров, который родился в 1796 году в станице Каргальской. Как и протоиерей В. П. Рубашкин, он получил домашнее образование. В 1820 году он был рукоположен в священники и занимал различные должности в церквях станицы Мариинской. В 1847 году Св. Синод одобрил его за обучение детей прихожан. Его жена – Евдокия Ильинична, у них было шестеро детей. Их семья проживала в казачьей станице, и Пивоваров оставил записи преданий, наблюдений и воспоминаний о донской старине, которые он вел в течение двенадцати лет (1847-1859). Эти записи были переданы внуком Пивоварова В. Д. Захаровым и принадлежат Донскому музею. В 1884 году часть этих записей была опубликована в "Казачьем вестнике".
В 1859 году священника Пивоварова уволили из-за болезни, и он умер в своем родном Каргальском 25 февраля 1875 года.

Другая судьба выпала краеведческим исследованиям Григория Андреевича Левитского. Он родился в 1809 году в семье священника и провел свое детство и юность в Старочеркасской. В 1826 году ему было предложено стать причетником Архангельской церкви в Новочеркасске, а 21 мая 1832 года он был рукоположен в дьяконы в Архангельской церкви станицы Александровской. Через три года его переместили в Новочеркасскую Архангельскую церковь, где он исполнял обязанности наставника нотного пения в своем благочинии и городских церквах. 14 января 1840 года Григорий Андреевич стал священником и был назначен в Воскресенскую соборную церковь станицы Старочеркасской. В 1869 году его повысили в протоиереи.

Протоиерей Левитский провел последние годы своей жизни в Старочеркасской станице, которой он посвятил свои исследования. Он был творческой натурой и увлекался историей родного донского края. Он сделал все возможное, чтобы ознакомить людей со всеми памятниками истории древней столицы Дона и ее окрестностей.

Благодаря усилиям протоиерея Левитского до сегодняшнего дня сохранились сведения о раскопках старочеркасских укреплений, месте захоронения покорителей и защитников Азова, павших в борьбе с турками в 1637 и 1641 годах соответственно. В 1869 году он организовал торжественное празднование 150-летия Старочеркасского собора.

В конце XIX века в Российской империи началось активное изучение и сбор исторических памятников. Во всех губерниях были созданы научные церковно-исторические организации, древлехранилища и музеи. В 1904 году по решению архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия (Пархомовича) был учрежден Донской епархиальный церковно-исторический комитет, задачей которого стало описание церквей и приходов Донской епархии, а также изучение церковно-религиозной жизни Донского края. В состав комитета входили историки, священники и статские советники, в том числе протоиереи Лобов и Троицкий.
Донский епархиальный церковно-исторический комитет выпустил четыре издания книги "Донская церковная старина" и собрал коллекцию более 250 дореволюционных фотографий донских храмов. Комитет стал основным научным центром для донских священнослужителей, как и для духовенства других регионов Российской империи, в соответствии с определением В. А. Бердинских.

Протоиерей Тихон Алексеевич Донецкий, активный член комитета, родился 25 июля 1870 года в семье священника в селении Песковая Павловского уезда Воронежской губернии. Он получил степень кандидата богословия после окончания Санкт-Петербургской духовной академии в 1894 году. 8 января 1895 года он был рукоположен в сан священника и назначен в Варваринскую церковь при Мариинской женской гимназии в новочеркасске. Он также был активным участником различных церковных и образовательных организаций и комитетов на Дону и в Воронеже.

У протоиерея Донецкого и его жены Серафимы Петровны было восемь детей: Варвара, Митрофан, Анна, Наталия, Серафима, Тихон, Николай и Алексий.
Т. А. Донецкий, аналогично А. А. Кириллову, не родом с Дона, проявил особую активность среди духовенства в изучении истории Дона. С 1906 по 1915 год он написал несколько статей, таких как "Значение трудов Воронежских архивных обществ для Донского церковно-исторического комитета", "Слово на освящение Вознесенского кафедрального собора", "Донское духовенство 150 лет назад, по данным ревизии Святителя Тихона", "Церковь во имя Святыя Троицы в г. Новочеркасске" и "Русское духовенство в Отечественную войну" [13]. Кроме того, он опубликовал некоторые заметки в "Донских церковных ведомостях" [14].

Интересны отдельные исследования священников, работавших в церковно-историческом комитете, посвященные храмам Донской и Новочеркасской епархии. Примером может служить история Александро-Невской церкви в Новочеркасске [3], написанная протоиереем Василием Михайловичем Петровым, выпускником Киевской духовной академии и священником Вознесенского собора [15, л. 3 об.]. Протоиерей Дмитрий Перекопский опубликовал "Церковно-приходскую летопись Троицкой церкви в Харцызске Таганргогского округа" [1], а священник А. М. Наумов написал историю Михаило-Архангельской церкви в станице Романовской [16].

Анатолий Михайлович Наумов родился 20 июня 1877 года в семье протоиерея, который был не местным жителем. Он закончил Донскую духовную семинарию в 1899 году. С 1901 по 1906 год он служил в Богоявленской церкви в станице Каргальской, а затем был переведен в станицу Романовскую [17, л. 86 об.], что повлияло на его выбор темы исследования.

Донское духовенство внесло значительный вклад в развитие краеведения на Дону. К сожалению, большая часть краеведческих работ священников В. П. Рубашкина и С. Т. Пивоварова, которые охватывают самый объемный и ценный по времени период, не была опубликована. Нахождение этих рукописей и их публикация с комментариями является задачей современных историков.

Ссылка: Шадрина А. В. Священники - хранители истории // Донской временник. Год 2015-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2014. Вып. 23. С. 185-188. URL:
ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Перекопский Д., прот. Церковно-приходская летопись Троицкой церкви слободы Харцызской Таганрогского округа // Дон. церков. старина. Вып. 2. Новочеркасск, 1909. С. 97–130.

2. ГАРО. Ф. 226. Оп. 1. Д. 987.

3. Петров В., прот. Александро-Невская гор. Новочеркасска церковь // Дон. церков. старина. Вып. 2.

4. Донцы XIX века. Ростов н/Д : NB, 2003.

5. ГАРО. Ф. 226. Оп. 2. Д. 3689.

6. Савельев Е. П. Средняя история казачества : (ист. исслед.) Ч. 2. Ростов н/Д, 1990. (Репринт. воспр. изд.: Новочеркасск : Дон. печатник, 1916.)

7. Пивоваров С., свящ. Из донской старины : зап. свящ. Пивоварова // Казачий вестн. 1884. № 2. С. 1–2; № 5. С. 1–2; № 10. С. 2; № 14. С. 2–3; № 19. С. 2–3; № 24. С. 3; № 30. С. 1–2; № 40. С. 1–2.

8. [Левитский Г. А.] Старочеркасский Ефремовский женский монастырь // Дон. епарх. вед. 1870. № 5. С. 141–154. В конце подпись: П. Г. Л.; [Его же].Старочеркасск и его достопримечательности // Там же. № 6. С. 170–179; № 7. С. 207–218; Его же. Окрестности Старочеркасска // Там же. № 8. С. 251–254; № 9. С. 272–277.

9. Бердинских В. А. Приходское духовенство России и развитие краеведения в XIX веке // Вопр. истории. 1998. № 10.

10. Кириллов А. А. Сообщение о деятельности Донского епархиального церковно-исторического комитета. Новочеркасск : Част. дон. тип., 1912.

11. Степаненко Н. А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет // Дон. арх. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009.

12. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11732.

13. Донецкий Т., свящ. Значение трудов Воронежских архивных обществ для Донского церковно-исторического комитета // Дон. церков. старина. Вып. 1. 1906. С. 26–33; [Его же]. Слово на освящение Вознесенского кафедрального собора // Там же. С. 120–128. (В конце подпись: С. Т. Д.); Его же. Донское духовенство 150 лет тому назад по данным ревизии Святителя Тихона. 1763–1764 гг. // Там же. Вып. 2. С. 131–144. Его же. Церковь во имя Святыя Троицы в г. Новочеркасске // Там же. Вып. 4. Отд 1. 1915. С. 57–69. Его же. Русское духовенство в Отечественную войну // Там же. Вып. 4. Отд. 2. С. 43–68.

14. Его же. Публичное чтение о Ренановской «Жизни Иисуса» // Дон. епарх. вед. 1909. № 8. С. 168–176; № 9. С. 197–207; № 12. С. 269–275; № 15. С. 375–380; № 17. С. 433–440; Его же. Церковь и интеллигенция на рубеже XX столетия // Там же. 1905. № 1. С. 11–15.

15. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11673.

16. Наумов А., свящ. Романовской станицы Михаило-Архангельская церковь и приход её (1613–1913 г.) // Дон. церков. старина. Вып. 4. Отд 1. С. 27–56.

17. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 11747.