Пётр Сысоевич Косолап, пластун и художник

Новосельцев Григорий Петрович
Пётр Сысоевич Косолап, известный также как Касалап или Косолапо, родился 16 декабря 1834 года на Кубани в городе Катеринодар (ныне - Краснодар). Он рос в семье хорунжего Сысоя Артёмовича Косолапа из Азовского Казачьего Войска, которое было создано в 1832 году из казаков Задунайской Сечи и располагалось между Бердянском и Мариуполем, но прекратило своё существование в 1865 году. Большая часть его казаков была переселена на Кубань. Сысой Артёмович получил звание генерал-майора за свои "военные достоинства", а его сын был принят в Павловский Кадетский Корпус в 1847 году. На тот момент, рисование было одним из предметов в программе обучения кадетских корпусов и военных училищ, так как будущие офицеры должны были уметь изображать рельеф и планы местности. Обычно преподавателями военных и морских училищ были выпускники Императорской Академии Художеств. В кадетском корпусе именно там проявился талант рисовальщика у Петра Косолапа, и его экзаменационные работы были особенно отмечены. Например, в 1851 году Косолап сделал рисунок с литографированного изображения картины французского художника А.Э. Филиппото "Эпизод отступления из России", которую посвятил поражению и бегству армии Наполеона зимой 1812 года. Рисунок был подписан как "Павловского Кадетского Корпуса Сводного Рисовального Класса Кадет Касалап". После окончания обучения 16 июня 1856 года и получения звания хорунжего, Пётр Косолап отправился на Кавказ, а затем был переведён в составе пластунской сотни в Крым. Служба П.С. Косолапа в 1857-1860 годах в Адагумском отряде, созданном атаманом Черноморского Казачьего Войска Г.И. Филипсоном и под командованием полковника (позднее - генерал-лейтенанта) П.Д. Бабыча, наиболее известна. Адагумский отряд подавлял восстания горцев и открывал путь для казаков в Закубанье. Новые покоренные земли были освоены кубанцами, которые основали там станицы Варениковскую, Гостагаевскую, Раевскую, Натухайскую, Новороссийскую, Анапскую и другие.
Пётр Косолап был награждён орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны IV степени, а также медалями "За храбрость" и "За покорение Западного Кавказа" за своё участие в Кавказской и Крымской войнах. Его награды были честно заслужены, так как он принимал участие в опасных сражениях, в частности, в битве 22 июня 1859 года, где ему пришлось защищаться от пятнадцатитысячного скопища натухайцев, шапсугов, убыхов и абадзехов. Именно во время своей службы Косолап создал картины "Засада пластунов в прикубанских плавнях. Эпизод из Кавказской войны с черкесами" и "Казаки-пластуны", которые говорят о его опыте и умениях военного стиля кубанских пластунов. Пластуны были известны как лучшие стрелки и следопыты своего времени, способные противостоять враждебным горцам на их собственной территории. Их военное умение и методы были использованы и развиты впоследствии кубанскими партизанами во время и после Гражданской войны, а также применялись советскими врагами казачества для создания своих разведывательных и диверсионных групп. Мы надеемся, что в настоящее время среди потомков казаков в XXI веке найдутся те, кто унаследуют и продолжат традиции пластунов и казачьих партизан.
Примером того, как Пётр Сысоевич Косолап прекрасно запечатлел пластунов времён Кавказской войны, может служить его рисунок "Казаки-пластуны". На этом рисунке изображены, скорее всего, его сослуживцы, так как групповой портрет сопровождается надписями, указывающими их должности. Рисунок не только мастерски выполнен и передает позы и черты лиц, достоверно отражает вооружение и одежду пластунов, но и сама троица на рисунке интересна - это священник, проводник и пластун из линейцев. Эти три пластуна воплощают дух и суть кубанского казачества, так же как и их потрепанные одежды, которые они считают своеобразной украшением. Также замечательно передана подготовка к атаке из засады в другой картине "Засада пластунов в прикубанских плавнях" - герои работы Косолапа выражают концентрацию, ожидание, готовность к бою и одновременную жажду сражаться. Рисунки из боевой жизни производили сильное впечатление, и Пётр Сысоевич Косолап стал пенсионером Кубанского Войска и был зачислен в Императорскую Академию Художеств. Впоследствии, кубанский историк И.Д. Попко отметил, что Косолап - "казак, который превратил свои доспехи в кисть и палитру". В его творчестве появлялись новые мотивы. Наиболее известна его картина "Сумасшествие", которая была написана в 1863 году после двухлетнего обучения и представлена на академической выставке. В.В. Стасов, художественный критик, так описывал это полотно: "Сумасшедший музыкант" г-на Косолапа, небольшая картина художника, который только начинал свою карьеру, еще незавершенная в технике, но уже обладающая потрясающей пластичностью, правдой и поэзией: его бедный сумасшедший играет свою безумную музыку на чердаке перед своей старой больной матерью, на которую еле-еле светит лампочка, в окружении бедности и лишений - этот образ заставил зрителей задержаться и вызвал глубокое впечатление у каждого, кто увидел картину Косолапа на выставке Академии...". За это поразительное произведение Косолап был удостоен малой серебряной медали.
На академической выставке 1867 года Пётр Косолап получил золотую медаль за незаконченную картину "Последние минуты Шамиля в Гунибе", но, к сожалению, эта работа, как и многие другие картины и рисунки художника, не сохранилась для нас. В 1868 году, когда истек срок его пенсии, П.С. Косолап был вынужден вернуться на военную службу. В результате он стал войсковым старшиной, что не позволило ему завершить необходимое образование для получения звания классного художника. Однако в 1870 году он получил свидетельство о праве преподавания рисования в средних учебных заведениях. С 1874 года он жил в Катеринодаре, где преподавал каллиграфию в Кубанском Мариинском Женском Институте.

Пик творческого развития Косолапа наступил в 1894 году. В этом году был объявлен на Кубани конкурс на лучший проект памятника черноморским казакам, высадившимся в 1792 году на Тамани под командованием Саввы Билого. Заслуживающий отдельного упоминания этот памятник стоит до сих пор, с 1911 года, и был создан скульпторами Б.В. Эдуардсом и Л.И. Адамсоном. Мало кто знает, что проект этого памятника создал кубанец П.С. Косолап. Он изобразил опытного запорожца, ступающего на незнакомый берег, с пробитым пулями знаменем в правой руке и левой руке, прижатой к груди в знак благодарности Богу за переданную землю. Косолап писал о своем замысле: "Я хотел придать памятнику больше достоверности и жизненности, соответствующей историческому событию Черноморского Казачества...". Проект Косолапа был одобрен кубанскими казаками. Помимо этого, был предложен альтернативный проект генерал-майором И.И. Мазаном, в котором запорожец изображался с открытой головой, держащим в руках серебряное блюдо с хлебом-солью и грамоту, присвоенную императрицей Екатериной II Черноморскому Казачьему Войску. Казаки явно выбрали проект Косолапа, отказываясь от демонстрации подчиненности и преклонения перед императрицей в пользу отражения в памятнике их собственной воли и героизма предков, вступивших на неизведанную землю.

К сожалению, сбор средств на воздвижение памятника и само его создание заняли много времени, и Пётр Сысоевич Косолап не дожил до его открытия. Он скончался от сердечного приступа 8 февраля 1910 года.