С. М. Прокудин-Горский. изобрел цветное фото

Новосельцев Григорий Петрович
Сергей Михайлович Прокудин-Горский является не только выдающимся фотографом и талантливым ученым-изобретателем, но и создателем настоящего чуда, непрекращающего восхищать людей. Он происходил из старинного дворянского рода, который уже более пяти веков верно служил России.

Истоки рода Прокудиных-Горских уходят к татарскому князю по имени Мурза Муса, который вместе со своими сыновьями покинул Золотую Орду. Прибыв на территории Руси, он принял православие и принял имя Петр. В 1380 году он сражался на Куликовом поле под знаменем Дмитрия Донского и потерял всех своих сыновей в этой исторической битве. Однако это не прервало род, так как, по семейным легендам, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, дал ему в жены одну из княжен династии Рюриковичей по имени Мария, а также передал ему владение, называемое "Гора". Отсюда произошла фамилия Горский.
В 1880 году отец С.М. Прокудина-Горского, Михаил Николаевич, описывал герб своей фамилии, объясняя, что звезда и луна на гербе символизируют татарское происхождение, а весы, вероятно, указывают на такую должность как служба в судном приказе. Помимо этого, река Непрядва на гербе свидетельствует о участии в Куликовской битве.

Внук Петра Горского, Прокопий Алферьевич, получил прозвище Прокуда, от чего его потомки стали известны как Прокудины-Горские.

Родовое имение Прокудиных-Горских, Фуникова Гора, находилось в 18 верстах к востоку от Киржача. Оно было селом еще в XVI веке, однако было сожжено польско-литовскими интервентами вместе с церковью в 1607 году. С тех пор Фуникова Гора стала сельцом. Оно входило в состав Владимирского уезда до 1778 года, а затем – Покровского уезда Владимирской губернии. Несмотря на утверждения о том, что этого населенного пункта больше не существует, деревня Фуникова Гора Киржачского района сохранилась и ее старожилы помнят о своем знаменитом земляке.

Происходящие из рода Прокудиных-Горских люди служили России на протяжении веков, оставляя свои следы в истории. Их заслуги включают воевод, дипломатов, героев Аустерлица, участников ополчения 1812 года и обороны Севастополя, первых киржачских предводителей дворянства. Особо стоит упомянуть Михаила Ивановича Прокудина-Горского (1744-1812) – одного из первых русских писателей-драматургов.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский, правнук последнего представителя рода, родился 18 (по новому стилю – 30) августа 1863 года в родовом имении Фуникова Гора и был крещен через два дня в церкви Михаила Архангела Архангельского погоста. Эта церковь сохранилась и постепенно возрождается.
В 2008 году, когда началось восстановление храма, в траве был обнаружен гранитный памятник, принадлежавший другому Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому, который был братом дедушки нашего фотографа и финансировал строительство церкви. Этот Сергей Михайлович скончался в 1841 году.

О начальных 20 годах жизни С.М. Прокудина-Горского пока практически нет информации. Его отец, Михаил Николаевич, служил на Кавказе в Тифлисском гренадерском полку и в 1862 году вышел в отставку в должности подпоручика. В этом же году он женился и поселился в своем родном имении Фуникова Гора. В 1865 году он подал прошение о работе в канцелярии Владимирского дворянского депутатского собрания, так как его владения в Фуниковой Горе, в которых насчитывалось 80 крестьян, не позволяли содержать семью в достатке. Семья, очевидно, жила в Владимире в период с 1865 по 1867 годы из-за работы Михаила Николаевича там. В 1867 году отец Сергея стал дворянским заседателем в Ковровской опеке, работал там до 1872 года и получил звание камер-юнкера. В газетах, выходивших в 1873-1875 годах, его имя упоминалось как агента Ярославско-Костромского земельного банка в Муроме. В 1875 году в Муроме крестили одного из сыновей Михаила Николаевича, Алексея, который умер в раннем возрасте. В период с 1875 по 1877 годы он работал "почетным блюстителем" в Мытском министерском училище (село Мыт Гороховецкого уезда), а с 1878 года стал сверхштатным чиновником в канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого общества с званием камергера. Вероятно, это было связано с переездом в Петербург. Однако в 1880 году Михаил Николаевич опубликовал статью в журнале "Русская старина" под заголовком "Михаил Прокудин-Горский. Гор. Киржач". Но неизвестно, где именно жил Сергей в период с 1875 года, так как его родители уже развелись к этому времени.

Ничего неизвестно и об образовании Сергея в раннем детстве, возможно, он получал его дома. Когда мальчик вырос, его отослали в знаменитый Александровский лицей в Петербурге, но через три года отец забрал его оттуда по неизвестной причине.
Биография Сергея Михайловича до настоящего времени остается неясной и полна мифов и ошибок. В книге Роберта Оллсхауза под названием "Фотографии для царя" утверждается, что Прокудин-Горский учился в Германии и Франции у известных ученых, занимавшихся цветной фотографией. Однако, на самом деле, после окончания Александровского лицея, Прокудин-Горский поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где слушал лекции по естественным наукам. Возможно, он был учеником Дмитрия Менделеева, который в то время работал в университете. В книге Оллсхауза также упоминается биографическая записка Прокудина-Горского, в которой он рассказывает о полете Менделеева на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. Эти записки были удалены из книги по требованию издательства, но их существование подтверждается упоминанием о полете Менделеева в других источниках. Поиск этих записок является важной задачей для исследователей жизни Прокудина-Горского.
Возможно, Менделеев сыграл ключевую роль в пробуждении интереса молодого Прокудина-Горского к химии. Интересно отметить, что в то же время Менделеев занимался исследованием ортохроматизма, проблемы передачи цвета на черно-белой фотографии. Эта проблема имела прямое отношение к развитию метода цветной съемки через цветовой раздел, который Прокудин-Горский применит в следующем столетии.

Однако в то время, очевидно, не было никаких серьезных занятий химией и особенно цветной фотографией.

По неизвестной причине Прокудин-Горский покидает университет и в сентябре 1888 года становится студентом Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил.

Но его образование не ограничивалось этим. Сергей Михайлович был одаренным и разносторонним человеком - по некоторым источникам, он принимал уроки живописи в Академии художеств и увлекался игрой на скрипке. Однако его музыкальные амбиции не смогли осуществиться - Р. Оллсхауз упоминает, что в химической лаборатории Прокудин-Горский серьезно повредил руку, что подтверждается другими источниками.

В мае 1890 года Прокудин-Горский начинает работать в Демидовском доме призрения трудящихся в качестве действительного члена. Это социальное учреждение для девочек из бедных семей было создано в 1830 году благодаря финансовой поддержке Анатолия Демидова и являлось частью государственного аппарата, находясь под управлением Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Прокудин-Горский работал в Демидовском доме более 10 лет, продвигаясь по карьерной лестнице и получая государственные звания. В 1903 году он уже был титулярным советником в качестве действительного члена Дома.
В 1894 году Демидовский дом трудолюбия был переименован в дом "Анатолия Демидова" и преобразован в первое женское коммерческое училище в России. Неизвестно, чем именно занимался С.М. Прокудин-Горский в этом учебном заведении, но уже известно, как он туда попал. В "Адрес-календаре" за 1888 год можно найти информацию о том, что Михаил Николаевич Прокудин-Горский был почетным членом Демидовского дома призрения. Отец явно надеялся, что его сын пойдет по его стопам.

В 1890 году Прокудин-Горский женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937), дочери известного металловеда и активного члена Императорского Русского Технического Общества, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова (1836-1904), который был директором Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. Благодаря поддержке тестя, Прокудин-Горский стал членом правления этого предприятия.

Несмотря на то, что основное место работы (Демидовский дом) находилось в Петербурге, Прокудин-Горский поселился в Гатчине, где родились его дети Дмитрий (1892), Екатерина (1893) и Михаил (1895).

Влияние тестя на какое-то время определяло научные интересы Прокудина-Горского. Он стал членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества, где в 1896 году сделал свой первый доклад о современном состоянии литейного дела в России. Однако постепенно его внимание все больше привлекала фотография. В 1898 году он также стал членом фотографического отдела ИРТО и выступил с докладом о фотографировании падающих звезд (звездных дождей). Он также опубликовал первые работы о технических аспектах фотографии: "О печатании с негативов" и "О фотографировании ручными фотоаппаратами".
В 1898 году на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский представляет фотографии картин художников XVII-XVIII веков, выполненных масляными красками. Возможно, именно в это время он начинает обращать внимание на проблему ортохроматизма, так как на черно-белом снимке требуется передать различные тона всех цветов картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность.

Очевидно, Прокудин-Горский все больше увлекается фотографией, не только с научно-теоретической, но и с практической точки зрения. В нем проявляются базовые навыки бизнеса и предпринимательства, стремление использовать свои научные знания и опыт в своем собственном бизнесе, достичь не только признания в научных кругах, но и полной финансовой независимости. 2 августа 1901 года в Петербурге, на улице Большой Подъяческой, 22, открылась фотоцинкографическая и фототехническая мастерская С.М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала "Фотограф-любитель", под руководством Сергея Михайловича.

В XX веке Прокудин-Горский увлекается новым увлечением, которое принесет ему мировую славу - цветная фотография, возможность передачи на снимке естественных цветов окружающего мира!

Здесь стоит сделать небольшое отступление в историю. В 1861 году, в год отмены крепостного права в России, английский физик Джеймс Клерк Максвелл провел удивительный эксперимент: он сделал пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры. Затем, осветив полученные негативы через те же фильтры, ему удалось получить цветное изображение - первую в мире цветную фотографию.

Этот метод был назван "цветным делением", однако потребовалось еще 40 лет упорной работы лучших европейских ученых, включая Прокудина-Горского, чтобы эта технология позволила правильно передавать все натуральные цвета, захватывая их малейшие оттенки. Для этого стеклянные пластины нужно было покрывать специальной эмульсией сложного состава, которая делала их одинаково чувствительными ко всему цветовому спектру.
В 1902 году Прокудин-Горский работал над этой задачей в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге, близ Берлина, под руководством профессора Адольфа Мите, который был известным ученым в области цветоделения. Уже в 1901 году Мите создал камеру для цветной съемки, а 9 апреля 1902 года он показал свои цветные фотографии королевским особам. Таким образом, была создана техническая основа для фотографирования в натуральных цветах.

В декабре 1902 года Прокудин-Горский презентовал результаты своей работы на заседании V отделения Императорского Русского технического общества, где отозвался очень положительно о работе Мите.

Однако, как сообщала русская пресса, "ученик превзошел учителя". Прокудин-Горский, используя свои знания в химии, разработал свою собственную эмульсию, которая обеспечила наиболее точную передачу цветов на тот момент.

В 1903 году лучшие немецкие фирмы "Гёрц" и "Бермполь" построили специальное оборудование для цветной съемки и проекции по чертежам Мите для Прокудина-Горского. Уже тогда он мог печатать свои цветные фотографии в виде открыток и книжных иллюстраций, но полная красота и качество этих изображений раскрывались только при проекции на большом экране. Зрители первых демонстраций слайдов в Петербурге и Москве зимой 1905 года были поражены и восхищены увиденным и аплодировали автору. Так началась эра цветной фотографии в России.

Получив необходимое оборудование и материалы, Прокудин-Горский поспешил запечатлеть свою страну в "натуральных красках" со всеми её достопримечательностями и красивыми уголками.
Дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи точно неизвестна из документальных источников. Однако с большой уверенностью можно утверждать, что первое его путешествие с целью цветной фотосъемки состоялось в сентябре-октябре 1903 года, когда он запечатлел осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера.

К сожалению, мы почти ничего не знаем о самом раннем периоде "коллекции достопримечательностей" в цвете и вынуждены восстанавливать хронологию и географию основываясь на очень ограниченной информации.

Известно, что уже в апреле 1904 года Прокудин-Горский отправился в один из самых труднодоступных уголков европейской части России – грозные дагестанские горы, где снял знаменитый аул Гуниб и окружающие ущелья и селения, а также представителей местного населения. По сей день остается неизвестным, кем и с какой целью была организована эта дальняя экспедиция.
В мае 1908 года Прокудин-Горский посетил Ясную Поляну, где он сделал более 15 снимков, включая несколько цветных портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях фотограф отметил, что писатель проявлял особый интерес к новым открытиям в разных областях, а также к передаче изображений в истинных цветах. Кроме того, Прокудин-Горский сфотографировал Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. Есть информация, что фотографировал членов царской семьи, хотя эти снимки пока не были обнаружены и, возможно, потеряны.

30 мая 1908 года в залах Академии художеств был организован показ цветных проекций фотографий Прокудина-Горского, сделанных им в дальнейшем. Его снимки древних ваз из коллекции Эрмитажа были использованы для восстановления потерянных цветов.

Прокудин-Горский также проводил лекции о своих достижениях в области цветной фотографии с использованием слайдов в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и других учреждениях города.

В это время фотограф задумал проект по запечатлению современной России, ее культуры, истории и модернизации с помощью цветной фотографии. В мае 1909 года Прокудин-Горский встретился с императором Николаем II, который поручил ему снять все аспекты жизни в каждом регионе Российской империи. Для этой цели ему был предоставлен специально оборудованный железнодорожный вагон. Он также получил небольшой пароход для съемок на водных путях и моторную лодку для работы на реке Чусовой. Для съемок Урала ему был предоставлен автомобиль "Ford". Прокудин-Горский также получил документы от царской канцелярии, которые давали ему доступ во все места империи, и чиновники были приказаны помогать ему в его путешествиях.
С 1909 по 1916 годы Прокудин-Горский путешествовал по значительной части Российской империи, запечатлевая старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и различные повседневные сцены.

В марте 1910 года он представил царю свои фотографии Мариинского канала и Урала. В 1910-1912 годах в рамках фотоэкспедиции по Камско-Тобольскому водному пути Прокудин путешествовал по Уралу. В январе 1911 года он прочитал лекцию в Академии художеств о достопримечательностях Мариинского водного пути и Верхней Волге, а также о важности цветной фотографии. В 1911 году он дважды отправился в фотоэкспедиции в Туркестан и фотографировал памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.

В 1911-1912 годах, в связи с празднованием столетия победы в Отечественной войне 1812 года, Прокудин-Горский фотографировал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России, посетив Бородинское поле, Малоярославец, Смоленск и Ковно.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский принял участие в основании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учрежден декретом от 9 сентября 1918 года. Это произошло уже после того, как Прокудин-Горский уехал за границу. Его последняя коллекция фотографий была представлена в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.

В период с 1920 по 1922 годы Прокудин-Горский написал несколько статей для журнала «British Journal of Photography» и получил патент на изобретение "фотоаппарат для цветной кинематографии".

После переезда в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал совместно с братьями Люмьер. Вплоть до середины 1930-х годов он занимался просветительской работой во Франции, а также планировал создать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Частично эту идею реализовал его сын Михаил Прокудин-Горский.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался в Париже несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Его похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Литература
Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. — М., 2003.
Российская империя Прокудина-Горского. 1905—1916. «Красивая Страна», 2008.
Российская империя в цвете: Владимирская и Ярославская губернии. 1909—1915 (альбом). — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2007.
Prokudin-Gorskii, Sergei Mikhailovich; Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II (англ.). — The Dial Press, 1980. — ISBN 0-8037-6996-2.
Coote, Jack H. Illustrated History of Colour Photography (англ.). — Fountain Press, 1993.
Гаранина С. Учёный, изобретатель, фотохудожник // Советское фото. — 1982. — № 8. — С. 25—26.
Гаранина С. Неизвестные диапозитивы (снимки С. Прокудина-Горского в Ясной Поляне) // Советское фото. — 1983. — № 2. — С. 40—41.
Гаранина С. Прокудин-Горский С. Выдающийся деятель фотографии (памяти С. М. Прокудина-Горского) // Фотография. — 1994. — № 4. — С. 29—31.
Гаранина С. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863—1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности: Сборник статей. Вып. 2. — Политехнический музей, 2001. — С. 141—171.
Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
Красильников Ю. Россия, которую мы открываем (недоступная ссылка) // Компьютерра. — 2001. — № 42.
Октябрьская И. «Фотография в натуральных цветах — моя специальность…» // Эксперт № 30—31 (764). — 2011. — 1—14 августа. — С. 9—18.
Прокудин-Горский С. М. Неделя в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого (воспоминания) // Иллюстрированная Россия. — 1936. — № 8.
Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 2: К — П. — Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2009. С. 435—464 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0125-4 (т. 2)
Нарышкина-Прокудина-Горская Н. А. «Семейная сага. Секунды, минуты, столетия…» — СПб.: Издательство: Нестор-История, 2010. — 470 с., — 3000 экз. — ISBN 978-5-98187-670-7.
Гаранина С. П. Российская империя в цветных фотографиях С. М. Прокудина-Горского. — М.: «Красивая Книга», 2006.
И. В. Газеева, С. А. Кузнецов. Выпуск 1. Типы киноплёнок и их применение: // Современные киноплёнки для фильмопроизводства / Тарасов Б. Н.. — СПб.,: Изд. СПбГУКиТ, 2010. — 40 с.
А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6.
Э. Фогель. Карманный справочник по фотографии / Ю. К. Лауберт. — 14-е изд.. — М.: «Гизлегпром», 1933. — 368 с. — 50 000 экз.
Р. В. Г. Хант. Цветовоспроизведение / А. Е. Шадрин. — 6-е изд.. — СПб., 2009. — 887 с.
А. В. Шеклеин. 7 ловушек цифровой фотографии // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 3/111. — С. 3—19.
Никитин В. А. Дело всей его жизни // Рассказы о фотографах и фотографиях. — Л., 1991. — С. 47—71.
С. М. Прокудин-Горский. Российская Империя в цветных фотографиях. — М.: Красивая Книга, 2020. — 330 с. — ISBN 978-5-907274-86-0.