Произведения этого писателя оказались пророческими, и социально-философский роман "Час Быка" не исключение.
Данная книга Ефремова Ивана Антоновича была опубликована в 1970 году, но в ней современный читатель сможет легко узнать настоящее время, а также заглянуть в будущее. С помощью романа "Час Быка" я бы хотела сравнить состояние, в котором находится общество сейчас, с тем, в котором оно будет находится в дальнейшем, и как людям удалось осуществить такой переход.
В книге потомки назвали наше время Эрой Разобщённого Мира, когда практически во всех странах господствовал капитализм, а в некоторых - лжесоциализм. И в том и в другом случае "ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебания приносится в жертву чему угодно - государстаенному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу".
"Духовные ценности знания и искусства, тысячелетиями накопленные народами, изымались из обращения. Вместо них внушали погоню за мнимыми ценностями, за вещами, которые становились всё хуже по мере разрушения экономики, неизбежного при упадке морально-психического качества людей".
"Чудовищная невоспитанность детей никого не смущала. Даже у взрослых считалось чуть ли не позором оказать помощь больному или пожилому, проявить уважение к старости, уступить в чем-либо другому человеку".
"Все лучшие умы направлялись только на удешевление производства, на умножение вещей - людей заставляли гоняться за вещами и умирать от духовного голода ещё раньше физической смерти. В результате получалось множество неудобств и от непродуманного строительства и от небрежной технологии и неквалифицированной работы".
"Жестокость государственного олигархического капитализма неизбежно делает чувства людей, их ощущение мира мелкими, поверхностными, скоропреходящими. Создаётся почва для направленного зла - Стрелы Аримана, как процесса присущего, именно этой структуре общества. Там, где люди сказали себе: "Ничего нельзя сделать", - знайте, что Стрела поразит всё лучшее в их жизни".
В романе "Час быка" общество будущего характеризуется переходом от Эры Разобщённого мира (ЭРМ), напоминающей настоящее время, к Эре Встретившихся рук (ЭВР).
Нашим потомкам понадобилось много лет, чтобы устранить катастрофические последствия от загрязнения природы и от бесконтрольного, бездумного потребления её ресурсов предыдущими поколениями.
Кардинальные перемены произошли абсолютно во всех сферах жизни общества, т.к. в основу нового мира легли определённые морально-нравственные ценности, не связанные с безудержным стремлением к материальному обогащению.
Первой на пути к новому мировоззрению была Россия.
"Опять Россия - первая страна социализма. Именно она пошла великим путём по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями. Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве. Вот ключ, который привёл наших предков к Эре Мирового Воссоединения".
Следует отметить, что речь идёт не о гражданской войне или кровавой революции:
"Нельзя уничтожать зло механически... В борьбе следует применять свои особые средства, но лишь допустимые для пути Добра, без лжи, мучения, убийства и озлобления. Иначе победа для народа будет означать лишь смену угнетателей".
Такой перелом в общественном сознании может показаться фантастическим, но читая книгу, приходит понимание, что он неизбежен.
Роман "Час быка" вполне может служить руководством к построению общества будущего. Неспроста эту книгу изъяли из магазинов и библиотек почти сразу же после её выхода в свет. Роман впервые вышел в количестве 200 тысяч экземпляров в 1970 году, и, конечно, были люди, которые успели прочесть произведение. Однако, через некоторое время книги изъяли из библиотек и магазинов, а в 1975 году о романе даже не упомянули в собрании сочинений. Лишь в 1988 году "Час Быка" был вновь опубликован.
Ниже приведены конкретные шаги в преодолении кризиса, который затронул практически все сферы жизни общества. О них в произведении рассказывают люди будущего.
"У нас нет простонародья, нет толпы и правителей. Законно же у нас лишь желание человечества, выраженное через суммирование мнений. Для этого есть точные машины".
"У нас нет некомпетентных личностей. Каждый большой вопрос изучается миллионами учёных в тысячах научных институтов. Результаты доводятся до всеобщего сведения. Мелкие вопросы и решения по ним принимаются соответствующими институтами, даже отдельными людьми, а координируются Советами по главным направлениям экономики".
"Подлинная борьба за здоровье потомства и чистоту восприятия началась, когда мы поставили учителей и врачей выше всех других профессий на Земле. Ввели диалектическое воспитание. С одной стороны, строго дисциплинированное, коллективное, с другой - мягко индивидуальное. Люди поняли, что нельзя ни на ступеньку спускаться с уже достигнутого уровня воспитания, знания, здоровья, что бы ни случилось. Только вверх, дальше, вперёд, ценой даже серьёзных материальных ограничений".
"С переходом сознания на высшую общественную ступень мы перестали замыкаться в личном страдании, зато безмерно расширилось страдание за других, то есть сострадание, забота о всех, об искоренении горя и бед во всём мире - то, что ежечасно заботит и беспокоит каждого из нас. Если уж находиться в инферно, сознавая его и невозможность выхода для отдельного человека из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни? Простая истина, понятая до удивления не скоро. Поэтому настоящие РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ ДУХА вначале были редки в те древние времена".
Чтобы произошли подобные изменения, революция должна произойти не на площадях, а в головах людей. Внутренние изменения в каждом из нас неизбежно повлекут за собой и внешние преобразования.