- Бабушка, мы тебя переставили, я в четверг не смогу прийти. А можно я сегодня?
- Конечно, приходи, - обрадовалась я.
- Я в четыре приду, но только до семи часов, потому что потом у меня английский язык, - предупредил внук.
- Хорошо, жду.
За праздничной суетой не получалось побыть вдвоём, пошептаться, не виделись, не делились новостями. Соскучилась по нему.
Вот и четыре, а внука нет. Уж не случилось ли чего, заелозилась в моей душе тревога. Он скорее раньше прибежит, чем опоздает. Парнишка-то растёт чёткий, а тут опаздывает. О, наконец, слышу: дынь-дынь-дынь.
- Ты чего задержался?
Внук возбуждённо произнёс:
- Я голубя в снег зарывал, он мёртвый без головы лежал на дороге. Не хочу, чтобы его пинали и наступали на него. Не хорошо ведь.
Посмотрела в его покрасневшие глаза. Сняла с него рюкзачок, обняла:
- Не хорошо. Ты правильно поступил! Какой же ты молодчина! Смерть надо уважать. Даже если это смерть животного. Даже маленькая птичка после гибели должна быть пристроена.
- Наверное, её кошка сцапала, - вздохнул Гордей.
- Наверное. Жизнь грустно устроена порой, - сказала я и постаралась перевести разговор на другую тему:
- Как у тебя дела в школе? Давно не рассказывал.
- Ой, я же первое место занял по ЧИПу!
-Да, ладно?! А что такое ЧИП?
- Это конкурс такой, вопросы всякие задают. Нас два класса собрали и мы отвечали.
- Ну, про вопросы понятно, а само слово ЧИП что значит?
- Это «Человек и природа». ЧИП, чтобы длинно не говорить.
- Вот теперь понятно. Съешь чего-нибудь?
Внук отрицательно покачал головой.
- Тогда идём заниматься.
- А кофе с печеньем? – удивлённо посмотрел на меня Гордей.
Понятно, поняла я, он кофе с печеньем к еде не относит.
- Тогда в кухню.
Рассевшись, наслаждались действом, разговором. Вдруг внук стал переносить чашку с блюдцем, вазочку с печеньем на другой конец стола.
- Ты чего? – удивилась я
- Хочу к тебе поближе.
- А давай. Мне так тоже больше нравится.
Гордей немного помолчал, потом заговорил:
- Знаешь, бабушка, чего я у Деда Мороза на другой Новый год попрошу?
- Интересно. Не калаши, я надеюсь?
- Калаши нам он в этот новый год подарил. Я бы у него попросил, чтобы мышцы мои стали большими и сильными. А то у нас на самбо есть Резчиков такой противный. Я на последних соревнованиях две схватки выиграл, а третью нет. Так он меня за это козлом назвал. А мама ещё потом вместе со мной его домой отвозила. Сиди после этого с ним в машине рядом. Вот я бы тогда его отвалял! Так бы отвалял! Так бы отколотил!
- Понятно. Мне бы тоже было обидно. Знаешь, одно дело в спортивной схватке победить, но совсем другое в драке. Драка – это уже неспортивно как-то. Надо научиться сдачи давать ещё и словом.
- Как это?
- О, слово – это мощная сила. Иногда действует сильнее тумака. Ну, вот, к примеру, обозвал он тебя, а ты ему ответь в другой раз: можешь лучше, иди и сделай, если не козёл. А когда он с тобой в машине ехал, ты бы сказал:
- Как мне тебя жалко!
- А чего его жалеть-то? – недоумённо спросил Гордей.
Я продолжила начатую фразу:
- Как тебя жалко, ты такой весь замечательный, а с козлом рядом едешь.
Гордей понял и рассмеялся. Я продолжила:
- Выигрывать везде и всегда невозможно. Когда занимаешься спортом, надо быть готовым к тому, что будут не только победы, но будут и поражения. И относиться к поражениям надо мудро, спокойно. Главное, понять, почему не победил, что сделал не так, успокоиться, работать и жить дальше без скандалов и соплей. Учиться проигрывать надо уметь даже больше, чем выигрывать, чтобы неудачи не подкашивали. А Деду Морозу, конечно, можно написать желание, он поможет тебе, если и сам будешь отжиматься раз по сто. Он ленивых не любит. Самому всё равно надо стараться.
Гордей молча пил кофе, о чём-то раздумывал. Потом спросил:
- А про что сегодня урок?
- Будем тему продолжать. Мы с тобой на прошлом занятии помнишь, о чём говорили?
- Про оружие первобытных людей.
- Ну, вот, а сегодня про оружие Древнего мира.
- А когда про пулемёт «Максим»?
- Гордей, а чего ты не пошёл в 10-й класс учиться?
Внук посмотрел на меня вопросительно:
- Я же не смогу там учиться.
- Конечно. А почему? А потому что не учился ещё во 2, 3, 4, 5 и других классах. Так и тут. Дойдём мы с тобой и до пулемёта «Максим», который изобрели в двадцатом веке, а до него было много веков и тогда много было удивительного изобретено. Мы же должны об этом тоже знать.
Немного погодя Гордей старательно выписывал почти каллиграфически тему урока, которая позже его вполне захватила. В перерыве его спросила:
- А в школе какой урок тебе больше всего нравится? Кроме физкультуры, конечно, с ней всё понятно, она вне конкурса.
Мальчишка поводил ручкой по наморщенному лбу, потом произнёс:
- Технологии. А ещё русский язык и чтение.
- Здорово! Ты настоящий русский человек! – возликовала я.
Внук призадумался. Потом удовлетворённо чуть улыбнулся и склонился над тетрадкой.
Время на нашем занятии - стремительная птица. Когда Гордейка обувался в прихожей, я обратила внимание, как выросла его нога. Он гордо заявил:
- У нас с Елей одинаковый размер. Только у него свободно в сапоге, а у меня упирается.
- Та-а-а-к, выходит у тебя нога уже больше Елиной. Скоро, глядишь, старший брат за тобой будет ботинки донашивать.
Внук радостно рассмеялся. Улыбался чему-то, стоя у лифта, который, спустя минуту, поглотил его и повёз. Из удаляющегося лифта до меня донеслось:
- Бабушка, спасибо.