Предыдущая страница http://proza.ru/2024/02/22/1203
В 1861 году командир клипера «Опричник» после трёх с лишним лет пребывания в водах Дальнего Востока получил приказ вернуться в Кронштадт.
28 ноября 1861 года командир «Опричника» капитан-лейтенант Пётр Александрович Селиванов отправил донесение управляющему Морским министерством о том, что покидает Батавию (Джакарту), течь в корпусе в пределах нормы, запасы продовольствия пополнены, команда отдохнула и готова к дальнейшему плаванию.
С тех пор о клипере не было ни слуху, ни духу. Когда прошли контрольные сроки получения сообщений с клипера, контр-адмирал Андрей Александрович Попов получил приказ из Морского министерства собрать все сведения о клипере, а также доложить, был ли тщательно осмотрен клипер перед отправлением в Россию.
Попов доложил, что клипер прошёл ремонт и был полностью подготовлен к плаванию. Другими сведениями командующий Тихоокеанской эскадры не располагал. Обратились за помощью в розыске исчезнувшего клипера к другим государствам.
Сбором сведений о пропавшем клипере занялись все морские офицеры, выполнявшие задания Морского министерства в других странах, но все поиски оказались безрезультатными.
Клипер «Опричник» пополнил внушительный список судов, бесследно исчезнувших в океане.
Приказом № 454 от 11 марта 1863 года исключили из списков офицеров флота без вести пропавших с клипером «Опричник».
Андрей Александрович занялся сбором кораблей своей эскадры, разбросанных по разным портам.
При отправлении на Дальний Восток Попов получил из инспекторского департамента Морского министерства в дополнение к приказу 10 января 1862 года секретную инструкцию.
В ней говорилось: «Вы назначаетесь начальником нашей эскадры в Тихом океане, для чего имеете ныне же отправиться по назначению через Суэц, и по прибытии на место вступить в командование всеми судами, находящимися в Китайском и Японском морях».
Получается, что в Морском министерстве не был определён состав эскадры, а кто под руку подвернулся, того и включали в эскадру.
Далее в инструкции говорилось: «Вам, как главному морскому начальнику подчиняются так же временно присоединённые и находящиеся при эскадре суда Сибирской флотилии.
Если суда эти присланы состоять в непосредственном Вашем распоряжении, то они подчиняются Вам на тех же правилах, как и суда, принадлежащие к составу вверенной Вам эскадры.
Если же они имеют особое назначение, то на общих, определяемых Морским уставом, правах флагмана относительно судов, не входящих в состав его эскадры».
При этом ни разу нигде не упоминается ни одно конкретное судно! Не определены взаимоотношения с начальником Сибирской флотилии (в то время называли не командующий эскадрой, а начальник эскадры).
В инструкции разъяснялось, что Попову были присвоены права и обязанности «флагмана отдельно командующего, начальника отдельной дивизии с правом предавать суду подчинённых до полковника включительно, утверждать в мирное время приговоры, а в военное время – приговоры к смертной казни и лишению чинов.
«Главная цель содержания эскадры в тех отдалённых водах, - говорилось в инструкции, - образование капитанов, офицеров и команд и совершенствование их в военно-морском деле».
Попову предписывалось «находиться в прямых и, по возможности, частых сношениях, как с военным губернатором Приморской области Восточной Сибири, так и с дипломатическими агентами в Китае и Японии, оказывать им содействие».
Инструкция была подписана великим князем генерал-адмиралом Константином, который давно вынашивал мысль избавиться от колоний в Америке.
Напомню читателю, что после главного правителя русских колоний в Северной Америке Александра Андреевича Баранова эту должность занимали морские офицеры.
Инструкция предписывала Попову «посетить все главнейшие колонии Российско-Американской компании и составить своё мнение главному морскому начальству, то же и о Приморской области».
Как всегда, Попову поручался сбор сведений «обо всех иностранных пунктах в Тихом океане с указанием их слабых сторон, чтобы при удобном случае нанести малыми силами значительный урон».
Кроме того, требовалось оказывать содействие русским подданным при отсутствии дипломатов и консульских работников, обращать внимание на действия российских консулов и пополнять гидрографические данные.
Отдельный раздел касался действий во время войны: «войти в сношение с лицом, которое будет командовать всеми силами. Бесполезные суда отправить в океан, в безопасное убежище, остальным – действовать по обстановке, причинять неприятелю наибольший урон».
Также требовалось следить за политическими известиями, переписку вести шифром, экономить расходные средства. Попову разрешалось «делать перемены в личном составе, отсылать офицеров, но делать это только в крайнем случае».
Андрей Александрович распределил свои корабли так: командиру корвета «Калевала» он приказал следовать в Петропавловск, оттуда в Сан-Франциско и на Сандвичевы острова для сбора сведений о китобойных судах. Затем отправиться в Декастри в распоряжение контр-адмирала Казакевича.
Корвет «Посадник» он оставил при российском консульстве в Хакодате. Клипер «Абрек» контр-адмирал послал в Шанхай. Командиру клипера «Наездник» Попов поручил из Шанхая направиться с обходом портов Приморской области, а затем прийти в Хакодате.
Клиперу «Разбойник» после прихода в Хакодате «Наездника» перейти в Шанхай. С отрядом в составе корветов «Богатырь», «Новик» и «Рында» Попов решил направиться в Сан-Франциско, но сначала выяснить, в каком состоянии клипер «Гайдамак», выброшенный штормом на камни в Дуэ.
Андрей Александрович внимательно читал иностранные газеты и по публикациям в них осознавал надвигавшуюся угрозу войны в связи с восстанием в Польше. Это и контакты с иностранными моряками были для него главными источниками информации. Почта из России в Китай приходила раз в месяц.
Связь, а точнее, её отсутствие, заставляли Попова принимать решения самостоятельно, без оглядки на Петербург, что потом ему поставили в вину.
Попов договорился с американским консулом в Гонконге Джоном Гердом, что тот поможет быстрее отправлять письма и посылки в Россию. Американцы не раз выручали русских моряков и в Японии, и на Амуре.
Не зная, что генерал-адмирал уже находится в качестве наместника в Польше, контр-адмирал резал в письме к нему правду-матку о положении флота на Дальнем Востоке.
Он писал, что «мы не имеем опытных механиков на кораблях и средств образования их, поскольку инструкция не разрешает командирам жечь уголь без чрезвычайной надобности».
Командующий эскадрой с сарказмом заметил, что «суда в гавани не изнашивают парусов и не жгут уголь, но разве в этом цель! Лучше иметь немного судов, но исправных, чем много негодных.
Век деревянных судов окончился, в железном судостроении мы новички. У англичан нет ограничения в средствах для обучения своих офицеров и команд, а нам отпускают всё в обрез».
Но это был глас вопиющего в пустыне.
Продолжение http://proza.ru/2024/03/22/794