МИНИАТЮРЫ О ПРОЗЕ МАЛЫХ ЖАНРОВ
http://proza.ru/2023/08/04/563
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОБЛЕМА "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА"
Роман или повесть рассказывает о парижском мелком буржуа, который торговал косметикой, изобрел новый лосьон, нахапал под него кредиты и, не сумев их вовремя погасить, впал в нищету. Однако ценой невероятных усилий он все же расплатился за кредиты, и хотя материальное положение его от этого не выиграло, однако он избежал процедуры банкротства, доказав, что он честный человек.
Как и большинство других произведений писателя, история основана на реальных событиях. Правда, прототип разорился по причине революционных событий, когда людям было не до лосьонов, и его торговля пошла прахом. Кроме того, Булли (прототип Цезаря) так и не расплатился с кредиторами и умер в больнице для бедных. Бальзак расширил историю, показав мир финансовых спекулянтов и ростовщиков, и, как всегда, с подробными деталями описав царившие там нравы.
Создавая свой роман, писатель ставил перед собой большие художественные задачи. "У меня в работе капитальное произведение. Это будет самое широкое, самое значительное из полотен, которые я создал до сих пор", -- писал он своей будущей жене, той самое Э. Ганской.
С самого начала работы над "Человеческой комедии" Бальзак поставил перед собой колоссальную задачу показать все слои общества, обозначить все человеческие типы. В его романах снуют куртизанки, банкиры, преступники, светские люди. Он изображает мир искусства и науки. Это мир больших страстей и неординарных людей. Однако рядом с этим миром существовали простые люди с их повседневными заботами, которые всю неделю работали, а по воскресеньям ходили в церковь и в гости друг к другу. Жизнь их была, как тогда так и сейчас и во все времена, незамысловата и однообразна. Как ухватиться за нее? Как изобразить мир простых, непритязательных людей.
Не один Бальзак мучился этим вопросом. Возможно, всеобщая демократизация поставила проблему "маленького человека" на повестку дня. К. Маркс писал, что заслугой раскритикованного им Прудона было то, что тот раскрыл психологию мелкого буржуа, "которому во всех социальных грядущих битвах будет принадлежать ведущая роль".
Но как рисовать "маленького человека" тогдашняя литература не знала. Если "маленький человек" и появлялся на страницах романов или театральных подмостков, то как грязный проходимец, ловкий слуга или честный крестьянин, но, что кроется за этой маской, никого не интересовало. "Маленький человек" ни у Шекспира, ни у Мольера, ни у кого другого не имел ни внутреннего мира, ни истории, ни судьбы, ни даже характера, а только маску.
У нас на "маленького человека" обратил внимание Пушкин своим "Станционным смотрителем", но ничего путного из сюжета, кроме как и "станционные смотрители, а тем более их дочери любить умеет", выжать не сумел.
"Маленький человек" был главным героем "Петербургских повестей" Гоголя. Гоголь сумел показать быт "маленького человека" во всех его деталях и мелочах, но каких-то больших философских проблем не ставил, хотя Белинский и обнаружил их и даже сумел внушить это самому Гоголю. Таким образом писатель, без всякого на то собственного желания, был втащен в историю на правах создателя "натуральной школы". Вокруг этой школы объединились молодые литераторы, отметив свое объединение сборником "Физиология Петербурга".
Драматург Островский, сам к этой школе не принадлежавший, но живо воспринявший ее идеи, пробудил интерес к "маленькому человеку", сделав его этнографической фигурой, интересной как раз своей экстравагантностью. Действительно, русское образованное общество так далеко отошло от "народа", что обитатели Замоскворечья были им в такую же диковинку, как индейцы американских лесов и прерий.
Литература по самой своей сути строится вокруг царей, правителей, выдающихся людей не столько из подобострастия, сколько потому, что они дают богатый материал для изображения и размышления. Они просто интересны, в то время как маленький человек неинтересен по сути.
"В течение шести лет я сохранял 'Цезаря Бирото' в черновом наброске, отчаявшись в возможности заинтересовать когда-нибудь и кого бы то ни было образом довольно глупого и ограниченного лавочника, чьи несчастья заурядны, символизирующего собой то, над чем мы постоянно смеемся, -- мелкую парижскую торговлю (из писем Бальзака). "И вот в один прекрасный день, -- продолжает Бальзак, -- я сказал себе: 'Надо переосмыслить этот образ, представив его как образ честности!'"
Так заурядный "маленький человек" становится героем не только в литературном, но и в прямом смысле. Героем по своим поступкам, по той непреклонной честности, которую он демонстрирует в суровых жизненных обстоятельствах. "Цезарь Бирото, человек заурядный по своему развитию и окружению, становится возвышенным благодаря своей честности. Что-то величавое появляется в нем, когда он отдает кредиторам все, чем владеет, 'вплоть до гравюры 'Геро и Леандр', подаренной Попино, и личных драгоценностей... булавки для галстука, золотых пряжек, карманных часов; самый добросовестный человек унес бы их, не боясь погрешить против честности'. Бирото трогает нас тем, что упорно отказывается носить до своей полной реабилитации орден Почетного легиона, который прежде переполнял его сердце такой гордостью. Честь коммерсанта не уступает чести солдата. Смерть Бирото -- это смерть мученика". (Моруа).
"Бирото -- простоватый Сократ, который во мраке капля за каплей пьет свою цикуту, ангел, которого попирают ногами, затравленный честный человек. Замечательная получится картина!" -- писал все в том же письме к Ганской Бальзак.
Третий путь решения проблемы "маленького человека" предложили немецкие писатели, которые в отличие от Бальзака не стали ставить его в необычные обстоятельства и тем показывать, на что он способен, но ни каков он есть на самом деле. Грильпарцер в "Бедном", а Шторм в "Тихом музыканте", Штифтер взялись как раз обозначить этот мир, показав что и у простого человека есть своя гордость, своя сфера, не менее возвышенная и глубокая, чем сфера выдающихся людей. Они ее нашли во внутренней гармонии, в музыке, которая звучит в душе каждого человека, нужно только уметь к ней прислушаться.
И уже совершенно распоясались на этой теме писатели XX века, предложив столько типов, столько решений проблемы, что хлебать ни расхлебать. Тут и Гашек со своим маленьким человеком, хотя и бравым солдатом Швейком, стремится выжить в круговороте истории, здесь и Чапек, который напротив готов посадить "маленького человека" на божничку и открывает в нем неисчислимые миры, здесь и Кафка со своим землемером К., который как Цезарь Бирото, напрасно пытается отыскать свой уголок, где честность и профессионализм позволили бы ему сохранить свое Я.
И наконец, целая плеяда писателей, идущих от "Восстания масс" Ортеги-и-Гассета, для которых нашествие "маленьких людей" -- это нашествие гуннов на культуру.