И СТАТЬ ПРИМЕРОМ
ОБРЕЧЕН…
Он шел по жизни прямо,
С достоинством и рьяно!
Служил искусству всей
душой,
а нам,пусть барин,-
парень свой!
***
Знакомьтесь:
Василий Дмитриевич
ПОЛЕНОВ (1844 -1927 гг.) –
русский художник,
пейзажист
и портретист, педагог,
академик
живописи (1876 г.) и первый
народный художник РСФСР
(1926 г.).
***
Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/03/18/1375
Глава 2. Экскурс в цикл
«ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА»
(Главное дело жизни художника Поленова, -
по собственному его признанию,-
это тема Христа…).
Так уж сложилось с юных лет, где Вася Поленов, еще под родительским
приглядом , впервые восхитился только что привезенной в Петербург
картиной Александра Иванова «Явление Христа народу» , над которой
Иванов работал в Италии два десятка лет (с 1837 по 1857 годы) ,
библейская тема стала для Поленова священной, вызывающей трепет
и сомнения, но побуждающей к действию. И он задумал цикл
картин «Из жизни Христа», где хотел «создать Христа не только
грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой
путь среди народа».
К библейским сюжетам Василий Поленов обратился еще студентом Академии
художеств в Петербурге, где за картину «Иов и его друзья» в 1870 г.
получил малую золотую медаль, а при выпуске из Академии в 1871 г.
за исполненный им библейский сюжет «Христос воскрешает дочь Иаира»
Василий , как и ряд других выпускников, работавших над тем же
сюжетом ( художники Илья Репин, Евгений Марков, Михаил Зеленский и
Гергий Урнлауб), получает большую золотую медаль и право
пенсионерской поездки за границу за счет Академии тоже...
Но медаль-то предусмотрена одна, а тут сразу 5 медалистов-
как быть?
Выручает великий князь Владимир Александрович, который
щедро разрешает возникший казус:
- Раз золотую медаль заслужили пятеро выпускников –
так тому и быть! Наше слово нерушимо…
Однако на торжественном обеде в честь «золотых» выпускников Академии
он подошел с поздравлениями за картину сына лишь к отцу Василия Поленова -
Дмитрию…
А сестра-близнец Поленова Вера, тоже самодеятельный художник,
оценивая работы других медалистов, скептически
заявит:
«Остальные картины медалистов мне не понравились,все пахнут
русскими художниками (не в обиду им будь сказано),
даже хваленый Репин!».
И вот Василий, как «золотой» пенсионер Академии , получив право на
творческую командировку за границу, выезжает туда
«на этюды» в 1872 г.
Посещает Грецию, Неаполь, Флоренцию, Рим, знакомится
с творчеством знаменитых художников, памятниками архитектуры,
красочными пейзажами, много путешествует и пишет этюды…
Там, в Риме, он встретил и потерял свою первую любовь
(о чем подробнее в следующей главке миниатюры), а потому
в 1876 г., - досрочно, вернулся в Россию.
Где встретил в поезде
свою вторую любовь Машу Климентову…
Но объясниться с нею
не удалось.
По приезде в Москву в том
же 1876 г. Василий Поленов попадает на фронт русско- турецкой войны, где
назначается официальным
художником при главной квартире великого князя Александра
Александровича.
О его впечатлениях тех лет – несколько строк из писем Василия к его возлюбленной
Марии Климентовой:
«Потом мы поехали дальше,
на самое поле битвы.
Оно было усеяно убитыми
и умирающими, и все больше турками… Один, с разбитой головой, лёжа в предсмертной
агонии и, вероятно,
сжигаемый жаждой, сгребал
с головы в рот кровь и мозг, стараясь утолить невыносимую жажду,другой, с разбитыми
ногами, изодрал на себе все платье и, почти обнаженный,
со сжатыми кулаками и закатившимися глазами,
испускал какое-то глухое хрипение, третий выгребал
руками яму возле себя,
так тут и умер...
К следующему утру большая часть из них замерзла!».
Так жутко и зримо мог представить нам смерть
«на блюдечке с золотой каемочкой» лишь настоящий художник!
Но вряд ли сии строки могли затронуть струны любви в душе
его избранницы – девицы Машеньки,отношения с которой
так и не сложились!
Вернувшись с войны, Василий Поленов в 1877 г поселился
в Москве, где пишет
лирические пейзажи, -
«Московский дворик»
(1877 г.)," Бабушкин сад"
(1878 г.) и «Заросший пруд» (1879 г.), представленные
им на выставке «передвижников» и
сделавшими художника знаменитым.
А потому с 1882 по 1896 годы Василий Дмитриевич Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества, где и его
любимыми учениками стали юные художники Левитан и Коровин .
С ними Василий проводит творческие эксперименты, направленные на сохранение красочного слоя полотен, благодаря чему и сегодня
большинство картин Поленова хорошо сохранились!
Но не лирические пейзажи, сделавшие его знаменитым, считал он
главным делом своей жизни.
Еще у изголовья умирающей любимой сестры Веры брат Василий
дал ей слово написать картину о жизни Христа.
И слово сдержал!
Забегая вперед, отметим, что он создаст не только обещанную сестре
картину «Христос и грешница» (1888 г.) , но и цикл картин
«Из жизни Христа» в 74 полотна о земной жизни Христа!
По замыслу Поленова, они хронологически делятся на 6 разделов.
А в дополнение к живописному описанию бытия Христа
в картинах, художник работает и над словесным его
воплощением – рукописью « Христос из Галилеи»,
сводом евангельских текстов и сказаний о Христе,
дополненных собственными примечаниями…
(Впервые выставка всех картин из его евангельского цикла
состоялась сразу по завершении этих работ Поленовым –
в 1909 г.).
***
Над первой картиной, предшествующей задуманному циклу сюжетов из земной
жизни Христа, – полотном «Христос и грешница",
Василий Поленов начал работать еще в 1881 году, а закончил
его лишь в 1888 году. В этом временном промежутке
он успел совершить турне с ознакомительной целью
на Ближний Восток.
В поездке его сопровождали друзья - искусствовед Андриан Прахов и промышленник
Семен Лазарев. Они побывали
в Турции, Египте, Палестине,
Сирии и Греции,где Поленова поразили и восхитили
восточные пейзажи, пестрые одежды местных жителей.
А этюды, привезенные из этой поездки ,были представлены им на выставке "передвижников"
1885 года, где их сразу же
купил меценат Павел Третьяков и увез в свою галерею.
Но эти этюды, как понимал Поленов, к задуманному сюжету
«Христос и грешница» отношения не имели, а потому на поиски
натуры он , как и памятный с детства художник Александр Иванов
со своим «Явлением Христа народу», убывает в Италию,
где делал
наброски углем, карандашом, маслом.
А саму картину в 1886-87 годах Василий писал уже в Москве,
в кабинете мецената и давнего приятеля Саввы Мамонтова,
где окончательно и завершив ее в 1888 г.
Облик Христа Поленов писал со своего друга Исаака Левитана,
стараясь подчеркнуть человеческую сущность Христа.
В его понимании это мудрый учитель
и сын человеческий…
Первоначально он назвал картину « Кто из нес без греха?», но
цензура не пропустила такое название,чем сильно расстроила
Поленова. Да и критики высказывались не однозначно.
Но все сомнения художника рассеялись,когда картину
«Христос и грешница» тут же купил император
Александр Ш, опередив на сей раз Павла Третьякова,
который уже вел переговоры о ней с художником…
Но разве поспоришь с императором?
***
Грандиозный замысел художника – создать живописную биографию
ХРИСТА как человека, он осуществит во второй своей
этнографической поездке на Восток, куда убывает весной 1889 г.
с целью посетить библейские места - Иерусалим,Сихем, Назарет,
Бейрут. Кроме обычных христианских святынь,он посещает
поселения и знаковые объекты, неустанно делая наброски
и зарисовки… Работу над евангелистским циклом о Христе,
как главным делом своей жизни, он завершит почти
через два десятилетия,в 1909 году.
Вот лишь некоторые известные картины Василия Дмитриевича
Поленова из его цикла о Христе:
«Христос и грешница» -1888 г.,
«Марфа приняла его в свой дом» -1890 г.,
« Среди учителей» -1896 г.,
«Мечты» ( На горе) – 1900 г.,
« Возвестила радость плачущим» - 1900 г.,
« За кого меня почитают люди» -1890 -1900 гг.,
« Тайная вечерня» - 1900 г.,
« Повинен в смерти» -
1906 г.,
« Кто из вас без греха?»
-1908 г.,
« Был в пустыне» -
1909 г.,
и др.
А в 1890 г. Поленов осуществит свою давнюю мечту – купит
усадьбу на берегу реки Оки в Тульской губернии, где
совьет свое уютное и милое душе семейное гнездышко
(но об этом уже в следующей миниатюре!).
21.03.2024 г
(Продолжение следует)
Фото из интернета