Байкал. Байки деда Михи - 1

Белов Владимир
Иллюстрация - из сети   

Сколько раз довелось проезжать у Славного моря, - сейчас даже подсчитать не могу. Только одиннадцать раз в поездках в отпуск и обратно… Пролеты над озером в самолете, - не считаю. А вдобавок, - еще и командировки.

Про впечатления и байки, услышанные во время одной из затянувшихся остановок на станции Слюдянка, и хочу сейчас рассказать.

Вез тогда специальную и дорогую по тем временам, машину в капитальный ремонт в г. Николаев. Это примерно 7.5 тысяч километров пути. «Умный Яндекс» выдает, что это расстояние можно преодолеть всего за 4 дня и 16 часов на машине, и за каких-то 67 дней и 17 часов пешком…
Я с грузом и караулом проехал этот путь за 42 дня по железной дороге. На поезде конечно! Не по шпалам!
42 дня в теплушке.
Томительные часы и даже дни ожидания переформирования состава почти на каждой крупной станции, неустроенность быта в пути и прочие издержки кочевой жизни…
Но все это компенсировалось тем, что можно было, сев у открытой двери товарного вагона в самодельное кресло, созерцать красоты проплывающих видов природы… А смотреть и восхититься есть чем в наших родных и бескрайних просторах!

Сейчас не об этом.
***
Маленькое лирическое отступление.

На одной из станций где-то уже в Сибири, побрел в диспетчерскую, чтобы узнать, когда сформируют и отправят мой груз и меня дальше. Стандартная и нудная процедура.
Бреду, спотыкаясь о занесенные снегом шпалы к руководителю движения поездов. Догоняю огромную фигуру в фуфайке и валенках, легко и непринужденно скользящую в моем направлении впереди меня.
На плече необъятной фигуры, игрушкой кажется огромная кувалда на длинной металлической ручке. Сразу видно, что кувалда изрядно пострадала в боях с битым ею металлом. Края кувалды расплесканы от ударов о сопротивлявшихся ей металлических собратьев.
Обратив внимание на это, как и на очевидно, немалый вес этого ударного инструмента, окрикиваю сзади фигуру:
 - Эй, мужик! Где тут у вас диспетчерская?
Фигура оборачивается. Ее голова, в нахлобученной шапке, возвышается надо мной. А у меня ведь рост немаленький! 188 см!..
 - Тут еще метров 500 пройти по этой тропинке нужно, - отвечает она бархатным женским голосом…
И только тут я понимаю, что это… женщина.
 - И не мужик я! А баба! – разъясняет она. 
… Сразу приходит на ум из Н. Некрасова…
«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,..»

Да уж!... Неловко извиняюсь:
- Простите меня, пожалуйста! Из-за одежды Вашей обознался!
- Да чаво там! Меня все издалека путают! – простодушно отвечает она.
Быстро обгоняю красавицу, и уже бегом направляюсь к диспетчерской.
« Так ведь можно и по башке кувалдой получить,.. слегка!», - размышляю я.
***
Вернемся в Слюдянку.
До нее мы добрались быстро. Всего за 4 дня пути. Один раз переформировались в Наушках, один раз в Гусиноозерске.
Но в Слюдянке застряли почти на 5 суток. Груз наш был не литерным. Поэтому так долго пришлось «грустить» в Слюдянке.
 
Красота великолепного озера и его окрестностей уже через пару дней надоела мне. Хотя, наверное, все это потому, что хотелось скорее продолжить свой путь.
Оставив за себя старшим своего помощника, я направился к ближайшей сопке, надеясь взобраться на ее вершину и разглядеть все красоты Байкала с птичьей, вполне, высоты.
Путь до подножия сопки показался мне недалеким. Вот уже стою у какой-то дороги, ведущей вверх. Может сейчас эти дороги уже заасфальтированы, но в то время, к которому относится мой рассказ, - это был обычный проселок.
Пройдя несколько сотен метров по этой дороге, вдруг выхожу… к кладбищу.
Вот незадача! Не туда пошел!
Ладно. Окидываю взглядом окрестности.
Памятник: «Советским воинам, защищавшим Родину в 1941-1945 гг. и умершим в эвакогоспиталях № 1944 и № 1945». Это я читаю на табличке у памятника. И здесь война прошлась своей «косой»!
Дальше замечаю еще какие-то захоронения. Подхожу ближе… Ба! Да тут и могилы какие-то не наши, и надписи японскими иероглифами.
Постояв немного, возвращаюсь обратно, забыв о цели моего путешествия…

Вроде бы и конец моей прогулки? Нет!
Примерно на 4-й день нашего стояния в Слюдянке, случайно знакомлюсь с одним стариком.
- Дед Миха! – представился он мне, когда мы начали с ним общаться.
Деду Михе было лет под 80 уже. Днем он постоянно сидел на завалинке у магазина, неподалеку от того места, где стояли мои вагоны с грузом.
На общение он пошел легко. Видно скучно ему было!
Дальнейший мой рассказ, - это пересказ баек, услышанных мною от деда Михи.
Почему «байки»? Да потому, что рассказы его были настолько интересны и необычны, что тянут только на байки и легенды!

… Судя по всему, - дед Миха, был почти ровесником XX века. Он рассказал немало интересного. Именно некоторые его рассказы я хочу Вам пересказать. 
Эти рассказы и о рыбалке были… Но об этом будет в отдельная байка.

Я, помня о своей недавней прогулке в сопки, спросил у деда Михи:
 - А что это за кладбище с японскими иероглифами у вас там в сопках?
 - О! Да тут их тьма полегло! – ответил дед Миха.

Дальше будет мой пересказ этой истории.
Отец деда Михи рассказывал ему, что когда начали строить железную дорогу от Иркутска до Слюдянки, рабочими на дороге были каторжане.
Их пригнали как-то зимой… Бараков, как и других строений, в округе не было. Чтобы каторжные не сбежали в первые дни, - их выгнали на лед озера. Развели костры. Для того чтобы рубить дрова для кострищ, в их деревне (а Слюдянка тогда была маленькой немноголюдной деревушкой), собрали у местных жителей пилы и топоры. Тогда чуть до драки и войны с «вертухаями» не доходило! Ведь каждый топор и пила в деревне, - самая ценная утварь. Тем более, - зимой!
Все равно каторжные начали умирать холода, да и от голода тоже. Тогда кто-то из начальников приказал собрать ведра по деревне… Зачем?..
Во льду Байкала прорубили две полыньи, на удалении примерно километр друг от друга. Каторжные, под командой охранников, набирали воду из одной полыньи и бегом тащили эти ведра ко второй полынье, чтобы вернуть воду обратно в Байкал… Зато они грелись! А солдаты-охранники, закутанные в теплые полушубки, подгоняли их окриками.

Вы представляете себе такую работу?... Примерно раз в неделю от жителей деревни снаряжали «похоронную команду»,… увозили 1-2 воза для вывоза умерших каторжан в сопки…
Но примерно через месяц пришел груз из Иркутска. В нем было все для начала строительство бараков и лагеря для каторжан. Тут уже параллельно началось и само строительство дороги.
 - Но это было еще в прошлом веке! При царе!.. «Тятя» рассказывал! – успокоил меня дед Миха.
Я подумал:
 - Во как! «Тятя»! Почти украинское измененное «тато»! Откуда оно здесь?

Он продолжил свой рассказ.
Примерно в 1906 году, по рассказу деда Михи, у них в окрестностях и на строительных работах появились первые японцы. Это были пленные с русско–японской войны. Их дед Миха помнил плохо. Он тогда был еще совсем мал. Но запомнил, что с их села снаряжали все больше возов и телег для вывоза умерших тогда военнопленных…

В Великую Отечественную войну, дед Миха прослужил год где-то на китайской границе, был ранен, и демобилизован по ранению. Работал в Слюдянке на железной дороге.
 - А где же тут еще работать? – разъяснял он.
После войны пригнали много пленных. Тут были японцы, в основном, и румыны, и итальянцы, и немцы.
Они работали на ремонте и обслуживании тоннелей на железной дороге, ведущей от Слюдянки к Иркутску. Там было много обвалов и разрушений. Много рабочих-пленных погибло и тогда.
 - Знаешь, сколько тоннелей идет до перевала? – спросил меня в том разговоре дед Миха, задумчиво глядя на дорогу, ведущую к перевалу.
Поймав мое недоумение, сказал:
- На пальцах рук и ног не посчитать!... Твоих и моих!.. Там еще и галереи есть! А каждый тоннель и галерея, - это сотни человек, которых там сопки и похоронили!

Теперь-то я знаю, сколько тех тоннелей! Сорок один!... Примерно!
Но тогда я сказал:
 - Не может быть! Я не один раз уже проезжал этим маршрутом. Там всего 3, или 4 тоннеля запомнил!
Дед Миха только досадно махнул рукой.
 - А то кладбище, что ты видел в сопках, - только маленький видимый холмик среди всех многих могил… - задумчиво сказал он.

Вот такая история от деда Михи. Что в ней, правда, а что домысел? Не знаю!
Но дед Миха рассказал тогда мне еще одну интересную байку!
Про Байкал. Про рыбалку. Про омулевую бочку.
Позже расскажу!