Водитель троллейбуса

Виктория Ивина
Я – водитель троллейбуса. Катится мой троллейбус по городу, мелькают за окном улицы, проспекты, площади. А пассажиры? Пассажиры выходят на остановках, новые заходят – и так всю смену.
Уже более двадцати лет длится моя дорога по родному городу. Город меняется, иногда прямо на глазах, а я перевожу и местных, и гостей, кому куда надо.
Думала ли я когда-то, что стану водителем троллейбуса?! Нет, не думала. Мечтала поступить в известный московский ВУЗ. Но то ли переволновалась, то ли знаний было маловато, а схлопотала я на экзамене двойку и пришлось возвращаться домой ни соло на хлебавши.
Неприятно признавать своё поражение, но что поделаешь? Решила я на следующий год вновь податься в столицу и поступать в выбранное учебное заведение. Засела за учебники, готовилась, но меня снова постигла неудача. На этот раз особенно обидно было, так как не хватило всего-то одного вожделенного балла. В прошлом году с такими отметками я бы точно прошла, а в новом году конкурс огромный, желающих учиться приехало больше, вот мне и не повезло.
Снова вернулась домой и стала думать, что же делать дальше? Но тут возмутилась моя мама, мол так в столицу можно ещё лет десять ездить, а я уже немаленькая, так что должна пойти работать раз с учёбой ничего не получилось.
Маму понять можно, время было сложное, задержки по зарплате, а тут дочка со своими неудачами. Я и сама была не против устроиться на работу, только куда? А тут ехала в троллейбусе и увидела объявление о наборе на курсы. Подумала, подумала и пошла. Соблазнилась стипендией и возможностью бесплатно получить водительские права. Решила, что поучусь, а там видно будет.
Никогда не забуду свой первый пробный рейс. Сидела я за рулём учебного троллейбуса, рядом опытный наставник, пассажиров не брала, а сколько волнения и переживаний. Некоторые люди не замечали надписи, что машина учебная, подходили хотели войти, и я воображала, что уже на линии и везу пассажиров.
Впрочем, скоро это произошло. Экзамены сдала успешно и вот я сама за рулём - мой первый троллейбус, первый маршрут. Так начались трудовые будни. И вот что неожиданно: мне моя работа – понравилась.
Что же такого особенного я нашла в этой самой работе? Дорога требует постоянного внимания, за рулём не расслабишься, да и пассажиры разные попадаются, а вот понравилось мне и с поступлениями в ВУЗ я закончила. Кто-то может скажет: «Предала свою мечту!» Но я отвечу, что это не так. Просто вдруг поняла, что это и есть моё призвание, мне нравится быть в дороге, быть в движении, а не сидеть на одном месте, хотя работа у меня сидячая.
Понравилось рано утром выезжать на маршрут. Город ещё спит. Первые редкие пассажиры спешат на остановку. «Куда им в такую рань?» - мысленно удивляюсь я. Но вот город постепенно просыпается, на остановках собирается народ, да и в троллейбусе яблоку негде упасть. Все спешат: кому на работу, кому в институт на учёбу, кому в школу поспеть к урокам. Подъезжает мой троллейбус к остановке: одни пассажиры выходят, а новые заходят и так до конца смены.
А вечером! Темнеет, загораются огни и город преображается. Уже прошёл час пик, и основная масса народа разъехалась с работы по домам. Кто они мои запоздалые пассажиры? Вон парочка влюблённых, у неё в руках букетик нежных цветов. Хорошо, когда девушкам дарят цветы, приятно. А там на задних сидениях примостилась молодёжная компания, едут куда-то отдыхать. Вон пожилой пассажир с огромными авоськами, на верное с дачи, пересел с загородного автобуса, спешит домой. Скоро и мне домой, смена вот-вот подойдёт к концу.
Так не успела оглянуться, как пролетело двадцать лет. Только пассажиры всё те же. Подъезжаем к остановке: одни выходят, другие заходят – едем дальше.
Снова я на маршруте. Катится мой троллейбус по городу. Словно капитан на мостике корабля – я за рулём своей машины. Мне из моей кабины всё видно, от меня не скроешься.
Вот не заходят, а просто влетают в салон два сорванца: рюкзаки за спиной, шапки съехали на затылок. Понятно, спешат со школы домой. В салон влетели и сразу уселись на удобные места, а следом за ними медленно, с трудом заходит старушка. Я начинаю нервничать. «Ну что за детвора нынче пошла, - думаю с раздражением. – Мы раньше никогда впереди салона места не занимали, понимали, что тут должны ехать старики и мамочки с малышами, а теперь! Вот сейчас напомню им про уважение к старшим». Но зря я нервничала, один из мальчишек заметил бабушку и тут же встал, предложил место старушке. Она поблагодарила и села. И у меня на душе стало хорошо. И пусть сейчас нет пионерской организации, но места старшим уступают, возможно не всегда такое происходит, но в нашем городе всё-таки уступают.
Вот очередная остановка. Я присматриваюсь и вижу, что к средней двери подъезжает большая коляска на крепких колёсах, а молодая мамочка такая тоненькая, хрупкая. В этом районе расположена детская поликлиника и по- видимому она возила своего малыша на приём к доктору. На средней площадке троллейбуса специальное место для колясок, только не может она закатить свою коляску в троллейбус, сил не хватает. «Мужчины! Мужчины, где вы! Неужели никто не поможет?» - мысленно взываю к сильному полу. Вон стоит один у окошка, всё внимание в смартфоне, где такому окружающих заметить! И вдруг отрывается молодой человек от гаджета, подхватывает одной рукой за крепление внизу коляски и раз, колясочка внутри салона. Ну надо же заметил! Молодая мамочка благодарит помощника, тот немного смущённо сторонится, освобождает пространство, чтоб поставить коляску. Я с облегчением закрываю дверь, тихо радуюсь, мол не перевелись ещё мужики, хотя если честно сказать, то как редко стали уступать женщинам места в троллейбусе, как редко! В чём тут дело? В эмансипации, равенстве полов или в чём другом? Можно долго размышлять и спорить, но этим есть кому заняться, а моё дело перевозить людей. Я объявляю очередную остановку. Пассажиры спешат на выход, а потом другие заполняют салон троллейбуса и так до конца моей смены.
Кто-то, наверное, упрекнёт меня, что рассказываю только положительные истории, а жизнь на самом деле гораздо сложнее. Я с этим спорить не буду, всё так. В дороге разные ситуации бывают: аварии, пробки на дорогах, конфликты в салоне, чуть не до драки, но человеческая память так устроена, что лучше запоминаются добрые истории, иначе человеку совсем тяжело было бы жить. А так вспомнишь что-то хорошее и становится радостнее на сердце.
Если уж вспоминать про хорошее, то свою личную жизнь я устроила благодаря своей работе и троллейбусу, а произошло это так!
В то время у меня был роман с моим сменщиком – Борисом. Хотя роман, это слишком громко сказано, так встречались пару раз, вместе в кино ходили. А потом к нам прислали нового кондуктора – Лидочку. Лидочка была девушкой яркой, крашенной блондинкой и Борька не смог устоять перед такой фифой. Мне было немного обидно, но вида я не подавала, ведь была девчонкой гордой. Только как потом оказалось у Борьки с Лидочкой что-то не сложилось, и он снова стал подбивать ко мне клинья.
И вот, как-то раз я отработала свою смену и перед тем, как передать троллейбус Борьке, прошлась по салону, осмотрелась и увидела, что возле окошка между сидением и стенкой застряла какая-то книжка. Попыталась вытащить, но книжка засела основательно.
- Боря, помоги мне пожалуйста, тут кто-то книжку потерял надо бы достать, а вытащить не могу? – обратилась я к своему сменщику.
- С, радостью, - воскликнул тот.
Борис хотел вернуть моё расположение и старался выполнять мои просьбы. Затем он подошёл, наклонился, немного поковырялся и извлёк довольно таки толстый томик.
- Ух ты, наверное, какой-то роман, - довольно произнёс он, но потом взглянул на титульный лист и даже как-то скривился, словно отведал чего-то горького и прочёл, - «Математический анализ».
- «Математический анализ» - повторила я. – Вот если бы я тогда поступила в университет, то изучала бы этот самый математический анализ.
- Считай, что тебе повезло, а то тут можно с ума сойти, - заметил мой сменщик и как бы ненароком пролистал толстый том, а там формулы, логарифмы и интегралы.
- Это какой-то студент забыл, так давай «Математический анализ» оставим в нашей кабине, возможно он за своим учебником ещё придёт.
Борька согласился с моим предложением, но прошла неделя и про учебник никто не спрашивал.
Я уже было подумала, что за книжкой никто не придёт, как ко мне подошла тётя Паша из ВОХР и сообщила, что пришёл какой-то парень и спрашивает: «Не находил ли кто-то из водителей учебник по математике?»
-  Может это как раз то, что вы с Борисом нашли? – уточнила тётя Паша.
Я подошла к проходной. Там, действительно, стоял молодой паренёк высокий, худенький, скромно одетый. Русые волосы и очки делали его чем-то похожим на пресловутого студента – Шурика из знаменитой кинокомедии, хотя внешне он не был буквально схож с известным актёром.
- Это вы спрашиваете про учебник? – задала я вопрос.
- Да, я потерял в троллейбусе, - подтвердил он.
- Это не школьный задачник, - на всякий случай уточнила я.
- Учебник по высшей математике, - согласился он.
- Тогда подождите, сейчас принесу, - сообщила я и отправилась к своей машине за книгой.
Он остался на проходной: стоял нервничал, переминаясь с ноги на ногу.
- Вот, это ваша книга? – я вернулась и протянула ему «Математический анализ».
- Моя, моя! – вдруг громко завопил он, буквально выхватил из моих рук учебник, прижал его к себе, как-то провернулся вокруг своей оси и быстро удалился, словно его и не было.
Я совсем не ожидала такой бурной и странной реакции, просто опешила, а тётя Паша укоризненно сказала:
- Ну что за мужик нынче пошёл! Нет бы девушку отблагодарить, шоколадку подарить, а он книгу хвать и был таков!
Мне стало очень обидно и дело вовсе не в шоколадке. Он даже не поблагодарил, а разве сложно сказать «спасибо». Какой-то невоспитанный студент попался.
Вечером дома, после ужина, я вдруг спросила маму:
- Мамуля, скажи, а я симпатичная?
- Конечно симпатичная, - подтвердила мама и тут же добавила: - Почему ты доченька об этом спрашиваешь?
- Просто так, - соврала я.
Хотя, конечно, я спрашивала не просто так. Меня задел поступок этого странного студента.
Прошло дней десять. Я постаралась выбросить из головы этот неприятный случай, не век же о нём вспоминать, хотя какой-то осадок в душе всё-таки остался.
И вот, как обычно, еду по своему маршруту, подъезжаю к очередной остановке и вижу этого самого студента. Самого его я бы не приметила, как-ни-как на работе, и голова другим занята, но он стоял не просто так, а с огромным букетом цветов.
Именно на букет я и обратила внимание в первую очередь, а уже потом разглядела того, у кого в руках он находился. «Всё понятно, почему он на меня даже не посмотрел. У него есть своя любимая девушка, хотя элементарного воспитания ему явно не доставало», - раздражённо подумала я.
Мой обидчик явно хотел войти в переднюю дверь, но я специально протянула машину подальше, пусть побегает, мне совсем не хотелось брать такого пассажира. Но он оказался шустрым, успел заскочить в заднюю дверь и через весь салон прошёл к моей кабине, постучал в стекло. Я машинально открыла дверь и уже было хотела отчитать назойливого визитёра, как вдруг он протянул мне цветы.
- Мариночка, это вам! Ведь вас Мариной зовут, я всё правильно разузнал.
Я кивнула головой, мол да, всё правильно – Мариной, но всё моё внимание было приковано к букету.
- Мне? – пролепетала я, опешив от неожиданности.
Цветы оказались розами, а я их просто обожаю! К тому же они были очень интересного цвета: ни красные, ни белые, а малиновые, словно спелая сочная летняя ягода малина с родительской дачи. Букет был большой, мне такого без уважительной причины никто никогда не дарил. Конечно, в глубине души, я просто растаяла от такого сюрприза, но виду не подала и продолжила хорохориться.
- Чего это вдруг вы мне такие цветы дарите?
- Простите меня пожалуйста, я в прошлый раз так нехорошо себя повёл, даже спасибо за книгу вам не сказал, - пояснил он.
Я пожала плечами, мол ну что такого, всякое бывает, хотя его извинение было тоже приятно, не меньше чем роскошный букет.
Хотя всё это выглядело романтично, но у меня полный салон пассажиров.
- Между прочим я на работе, - произнесла я, намекая своему кавалеру, что он мешает мне вести троллейбус.
- Можно я с вами проеду до конечной?
Я кивнула головой, давая на это согласие.
На конечной нашлась банка с водой для букета, а у меня термос с чаем и мамины пирожки. Мы уселись в пустом троллейбусе, нам нужно было поговорить.
- Меня Вадимом зовут, - наконец представился мой новый знакомый. – Я студент, учусь на заочном и работаю. Наступила сессия, приближался экзамен по высшей математике, а у меня нет конспекта. Вот мне на работе один из сотрудников и одолжил книгу. Человек он педантичный, книгу то дал, но раз двадцать произнёс, чтоб я её не потерял. Я поклялся, что с учебником всё будет в порядке. А тут возвращался с работы, сел у окошка, достал свой «Математический анализ», решил почитать, да заснул. Открыл глаза, а мы уже на моей остановке. Кинулся на выход, про книжку напрочь позабыл, а вспомнил только когда пришёл в общежитие. Схватился за голову, ну что теперь поделать! Начал свою пропажу искать. Вспоминал где я её мог оставить, на каком маршруте обронил? Перед тем, как у вас в депо оказаться я на других конечных справлялся, столько маршрутов обошёл, расспрашивал и всё безрезультатно. Не скрою совсем отчаялся. Во-первых, экзамен сдавать надо, а во-вторых, что я своему знакомому скажу? Поэтому, когда вы мне книгу вернули я от радости про всё на свете позабыл. Понимаю, некрасиво вышло, ещё раз прошу меня простить.
Он замолчал и как-то сник, словно осознал какую ошибку допустил, но я уже отошла и была настроена «закопать» топор войны. Он словно почувствовал перемену в моём настроении, посмотрел на меня каким-то по особенному добрым взглядом и предложил:
- Марина, можно вас пригласить в кино? Когда у вас будет выходной?
Мы, действительно, сходили в кинотеатр, посмотрели отличный фильм, а потом стали встречаться. Через полгода Вадим сделал мне предложение, я дала положительный ответ. Сыграли свадьбу, он из общежития переехал к нам.
Проши годы. У нас двое детей: сын и дочь. Сынишка, пока был маленький, мечтал, как мама, стать водителем троллейбуса, но окончил школу и поступил в военное училище. Пока он на первом курсе, но вся наша семья им гордится. Дочка помладше, она ещё школьница и её планы на будущее меняются в зависимости от ситуации и настроения. То она хочет стать актрисой, то блогером, а то дизайнером – настоящий калейдоскоп. Поживём увидим.
Снова катится троллейбус по городу. Мимо мелькают улицы, проспекты, площади, одни пассажиры сменяют других, а я за рулём своего троллейбуса. Вот она – моя дорога.
 

 

Одни выходят – другие заходят! Катится мой троллейбус по своему маршруту, мимо мелькают улицы, проспекты, площади, проходит жизнь, вот уже, и я двадцать лет за рулём, вот она – моя дорога.