Гибель атамана М. А. Караулова

Новосельцев Григорий Петрович
Могучий и грозный трибун, первый выборный атаман Терского казачьего войска Михаил Александрович Караулов, ушел из этого мира. Мы чтим его память и славу, которые продолжают жить в новом витке истории Терского войска. Г. А. Ткачев.
 Михаил Александрович Караулов, был первым выборным атаманом Терского казачьего войска. Он оставил яркий след в истории России и Северного Кавказа, останется в памяти и сердцах терских казаков. Караулов родился в казачьей семье 3 ноября 1878 года и прожил короткую, но насыщенную жизнь. Он сражался в русско-японской войне, после которой вышел в отставку. В этот период он занимался публикацией журнала "Казачья неделя" и активно участвовал в сохранении и изучении казачьей культуры. Он был депутатом Государственной думы и участвовал в Февральской революции. Караулов также был комиссаром Временного правительства и Временного комитета Государственной думы. Он был назначен комиссаром в Терской области, где продолжал служить своей стране.
17 марта (30 марта) 1917 года М. А. Караулов был избран Войсковым Кругом атаманом Терского казачьего войска. Став Войсковым атаманом, он стремился решить сложные аграрные и национальные проблемы на Северном Кавказе, сотрудничая с местными «национальными вождями», и выступая против «анархии» в крае.
Как глава правительства в области, Караулов настоял на издании правил проведения митингов, чтобы предотвратить дестабилизацию региона. В конце лета 1917 года он принял участие в Государственном совещании в Москве, где поддержал требования Донского атамана А. М. Каледина о прекращении деятельности комитетов и советов на фронте и в тылу для укрепления дисциплины в армии.
Однако, процесс разложения, начатый среди верховного казачества, получил широкую поддержку в станицах и войсковых частях. Казаки восьми станиц Сунженского отдела открыто выразили недоверие Войсковому атаману, заявив, что не признают его руководительство. Впоследствии эти станицы сыграют важную роль в подавлении казачье-крестьянского восстания на Тереке.
Жизнь в Терской области усложнялась наличием военных частей и ополченцев, зараженных большевизмом. В соседних городах проходили бои с горцами. Нападения на казачьи станицы и разграбление одного из округов обвиняли власти в неспособности защитить интересы казаков и славянское население региона. Караулов старался уладить конфликты между казаками и горцами, но его упрекали в предательстве и подкупе.
После свержения Временного правительства, атаману и правительству Терского казачьего войска необходимо было найти выход из анархии. Они стремились ближе сотрудничать с горцами и другими соседними областями. В это время было создано Терско-Дагестанское Правительство, с целью объединить казачье и горское население.
Ситуация в Терской и Дагестанской областях становилась все нестабильнее. Власть Советов, которая торжественно прошла по всей стране, достигла и Терека. Деятельность Совета рабочих и солдатских депутатов, обновленного большевиками, все больше активизировалась. В такой обстановке Правительство Горской республики и Войсковое правительство Терского края задумались о создании коалиционного Терско-Дагестанского правительства. В первый декабря 1917 года оно было сформировано и состояло из 12 министерств. В правительство вошли представители Горского правительства, терского казачества, а также представители областного Совета крестьянских депутатов, Совета рабочих и солдатских депутатов и Союза почтово-телеграфных работников. Фактически главой правительства стал войсковой атаман М. А. Караулов.

Терско-Дагестанское правительство опубликовало декларацию, в которой предлагалось созвать краевой учредительный сейм, бороться с контрреволюцией и анархией, разработать меры по смягчению экономического и финансового кризиса, а также заняться земельным вопросом. Оно также высказалось за необходимость создания министерства, включающего всех социалистических партий. Атаман Караулов хорошо понимал, что достижение успеха в борьбе с Советами возможно только при полном содружестве всего населения Терской области. Однако партия большевиков начала смотреть на казачьих вождей с беспокойством, и Троцкий явно заявил о необходимости уничтожения Каледина, Караулова и Дутова.

Большевистская пропаганда становилась все сильнее. Совет народных комиссаров обвинял Караулова в притеснении чеченцев и ингушей на Кавказе. В своем обращении к трудовым казакам о победах Октябрьской революции и борьбе с контрреволюцией СНК обвинял Корнилова, Каледина, Дутова, Караулова и Бардижа в защите интересов богачей и готовности утопить Россию в крови, чтобы сохранить земли помещиков.
Помимо противоречивых тезисов, пропаганда большевиков эффективно разжигала как социальное, так и этническое разделение. Журнал "Терский вестник" отмечает активную агитацию среди широких масс, где все проблемы безусловно сваливались на атамана Караулова, даже если он никаким образом не мог относиться к недостатку керосина или плохо выпеченному хлебу. Уже с осени 1917 года большевики разрабатывали планы по ликвидации атамана и были даже предложения о попытке проникновения в его дом. Караулов получал угрожающие анонимные письма и предупреждения о готовящейся расправе, хотя не верил, что враги осмелятся совершить убийство на войсковой земле. В декабре 1917 года атаман Караулов лично встречал 1-й Волжский казачий полк в Пятигорске, чтобы из первых уст рассказать о войсковых порядках, достижениях и проблемах, чтобы казаки могли услышать правдивую информацию без искажений со стороны провокаторов. Во время поездки во Владикавказ сопровождавшие Караулова просили о прицеплении отдельного локомотива к его вагону из-за недостатка паровозов, но Караулов отказался и прицепил свой вагон к пассажирскому поезду № 22. На станции Прохладная, где вагон отсоединили, была контрольная рота Уфимской дружины, которая охраняла и поддерживала порядок, так как на станции пребывали большое количество дезертировавших солдат.
Солдаты контрольной роты Уфимской дружины, узнав о присутствии атамана Терского казачества в вагоне № 4 пассажирского поезда, собрались вокруг него. Появившиеся агитаторы начали внушать солдатам, что Караулов виновен в разгроме Хасав-Юрта, и стали требовать объяснений от него. Солдаты потребовали, чтобы Караулов вышел из вагона, однако он и его сопровождающие отказались. Возникла перестрелка, в которой одного из рядовых, упрашивавших своих товарищей прекратить насилие, убили штыком в шею.

Позже на станции Прохладная прибыл поезд с русскими беженцами из Хасав-Юрта, которые были вынуждены уехать из-за чеченцев и кумыков. Эти беженцы, поддавшись провокации, направились к вагону атамана, требуя от него ответов на свои несчастья. Толпа начала откатывать вагон в сторону станции Солдатская, потом отстреливалась по нему. Караулов не воспользовался оружием и только сказал, что если среди атакующих есть терский казак, он должен увидеть, как умирает его атаман. Под обстрелом, Караулов и его сопровождающие были убиты или ранены.

Тела атамана, его брата и адъютанта были выволочены на перрон, ограблены и жестоко изуродованы. Толпа солдат праздновала победу, сбросив тело атамана с железнодорожной насыпи. Останки атамана и его брата были найдены в вагонах Уфимцев, демонстрируя конец законно избранной атаманской власти на Тереке.
Один из основателей и прямой руководитель убийства М. А. Караулова, член РСДРП(б) с 1917 года А. Я. Жданов, который в то время работал кондуктором на станции Прохладная, описал этот трагический эпизод следующим образом: «Мне дали задание установить связь с военной командой, которая охраняла мост через реку Малку. Я подружился с солдатами, они стали поддерживать нашу сторону и готовы были выполнять любые инструкции от партийных посланцев и большевиков. Контрреволюция набирала силу, и особые подозрения падали на атамана Терского казачьего войска Караулова. Он превратил Владикавказ в контрреволюционное гнездо, стремился сделать его неприступным и укреплял свой престиж... Очевидно, что нужно было убрать главаря белоказачьей банды. Он и его охранители отправились во Владикавказ через Прохладную в специальном поезде. Вагон Караулова был в самом конце состава. Когда ополченцы, охранявшие мост, перешли на нашу сторону и прибыли в Прохладную, они предложили вагону отцепиться, после чего охранники займут свои места, и тогда командир даст приказ: «Открыть огонь по вагону!».
Паровоз набирал скорость... До отхода поезда оставалось несколько минут. Я между вагонами пристроился, развинчивал сцепление... Поезд тронулся, но вагон атамана остался на месте. Я заметил сына Александра Федоровича, который бежал к нам со стороны вокзала. Он сообщил, что начальник станции Николаев приказал отцу включить паровоз и сразу забрать вагон Караулова, догнать поезд. Я был уверен, что нельзя отпускать Караулова из рук. Я достал револьвер и сказал машинисту Саше Плешкову: «Назад, иначе будет плохо для тебя!». Паровоз откатился. Тем временем атаман появился в дверях и почувствовал что-то неладное: «Что здесь происходит?»... Бывшие солдаты буржуазного правительства превратили вагон в решето за минуту. Караулов, его брат и охранники заплатили жизнями за свои преступления на Кавказе».
С территории Прохладной прибыла сотня терских казаков на помощь Войсковому атаману, но часть солдат, захватив отдельный поезд, бросилась в Георгиевск. Когда они поняли, что опоздали, казаки расстреляли 3 подозреваемых в убийстве вагона. В Георгиевске бежавших от смерти революционеров Уфимцев встретили казаки 1-го Волжского казачьего полка, которые отомстили солдатам за смерть своего Войскового атамана.
Некоторое время спустя в Новочеркасске, столице Всевеликого войска Донского, был арестован Зотов, подстрекатель нападения на М. А. Караулова. Он так громко рассказывал о том, как они убили атамана в Прохладной, что один из пассажиров вызвал патруль. Юнкер Попов, старший патруля Новочеркасского казачьего училища, вызвал военного коменданта станции – поручика Рясенцова. Тот приказал арестовать Зотова, и после допроса, по приговору военно-полевого суда, Зотов был расстрелян. Весть о смерти Караулова быстро распространилась по всей области и достигла Владикавказа. Команда гвардейцев была отправлена из Владикавказа в Прохладную, чтобы доставить тело покойного атамана. Туда же отправился и заместитель Войскового атамана Л. Е. Медяник.
В утро 15 декабря 1917 года на вокзал Владикавказа прибыл поезд, содержащий останки атамана М.А. Караулова, двух его сподвижников и неизвестного солдата, которые также стали жертвами трагических событий на станции Прохладная. В 11 часов тела были прощены на станции и затем перенесены в Атаманский дворец. Тела были несены на носилках, в бурках – первым было тело атамана, а за ним следовали остальные три трупа в ряд. При сопровождении тел публика заполнила Московскую улицу и Александровский проспект. Газета отметила, что трупы были захулиганены и опозорены, снято их одежда и обувь, а их тела были унижены и издевались над ними. Тело Караулова было сильно изуродовано – у него была сломана рука, раздроблена голова и в теле было много пуль. В большом зале дворца проходило прощание с погибшими, и у гробов был поставлен почетный караул.
17 декабря 1917 года М.А. Караулов, его брат В.А. Караулов и хорунжий А.А. Белоусов были похоронены в ограде Михайло-Архангельского кафедрального собора. Представители Войска, горцев, городов и станиц и массы владикавказцев собрались, чтобы поклониться погибшему атаману и отдать ему последнюю дань. Трогательные речи были произнесены над его могилой, в которых особо отмечалась уникальная роль и значение М.А. Караулова для Терека и России в целом.

Примечание:
1. Бурда Э. В. Терское казачье восстание. 1918 год. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2016, с. 114-115.
2. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 21, декабрь 1937, с. 9.
3. Агафонов О. В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. – М., 2002, с. 251.
4. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия. – М.: «Советская энциклопедия», 1983, с. 591.
5. Тахо-Годи А. Революция и контрреволюция в Дагестане. – Махачкала, 1927, с. 173.
6. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 21, декабрь 1937, с. 9.
7. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. - М., 1957, с. 155.
8. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. - М., 1957, с. 157.
9. Позорное дело // Терский вестник. № 184. 1917. 15 декабря, с. 3.
10. История Северной Осетии: XX век. – М: Наука, 2003, с. 133.
11. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции борьбы. 1917-1920. материалы и воспоминания. /Вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016, с. 142.
12. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции борьбы. 1917-1920. материалы и воспоминания. /Вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016, с. 141.
13. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 34, январь 1939, с. 8.
14. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 34, январь 1939, с. 8.
15. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 34, январь 1939, с. 10.
16. ГАРФ, ф. 5881, оп. 2, д. 524, лл. 12-25.
17. ГАРФ, ф. 5881, оп. 2, д. 524, лл. 24-25.
18. Бурда Э. В. Терское казачье восстание. 1918 год. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2016, с. 118.
19. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 34, январь 1939, с. 11.
20. Перенесение тела Войскового Атамана М.А.Караулова с вокзала в Атаманский дом. //Терский вестник. № 185. 1917. 16 декабря, с. 3.
21. К убийству М.А.Караулова // Терский вестник. № 185. 1917. 16 декабря.
22. К убийству М.А.Караулова // Терский вестник. № 186. 1917. 17 декабря.
23. Панихиды // Терский вестник. № 186. 1917. 17 декабря.
24. Писаренко Д. С. Терское казачество: Три года революции борьбы. 1917-1920. материалы и воспоминания. /Вст. ст. и коммент. Ф. С. Киреев. – М.: Кучково поле; Военная книга, 2016, с. 143.
25. Букановский Е. А. Памяти Атамана М. А. Караулова. //Терский казак. Ежемесячная информация Терской канцелярии. – Белград, № 34, январь 1939, с. 11.