О двух сферах бытия-сознания человека

Владимир Баталов
    Вся внутренняя жизнь (Dasein) каждого отдельного человека, в течение всего его земного существования, проходит в двух параллельно существующих (но взаимосвязанных) сферах его собственного бытия-сознания: в понятийно-чувственной, объектом применения которой является плотская (физическая) реалия бытия Мироздания, и в морально-нравственной, объектом применения которой является душевная и духовная реалии бытия Мироздания.


    Жизнь, идущая в понятийно-чувственной сфере сознания, строится у человека через удовлетворение тем своих собственных прихотей и идей. При этом, по природе своего происхождения все они неизменно делятся на такие две категории, как прихоти и идеи эмоциональные и прихоти и идеи рациональные.*

    Причиной (а также и следствием) появления эмоциональных прихотей и идей у человека является фактор существования того согласно таким четырем принципам, как:
    1. Мне охота.
    2. Я хочу.
    3. Я желаю.
    4. Я верю.

    Причиной (а также и следствием) появления рациональных прихотей и идей у человека является фактор существования того согласно таким четырем принципам, как:
    1. Мне надо.
    2. Я должен.
    3. Я распознаю.
    4. Я познаю.


    Жизнь, идущая в морально-нравственной сфере сознания, строится у человека через выполнение тем своих собственных установок. При этом, по природе своего происхождения все они неизменно делятся на такие две категории, как установки естественные (потребные) и установки противоестественные (непотребные).**

    Причиной (а также и следствием) появления естественных (потребных) установок у человека является фактор существования того согласно таким четырем принципам, как:
    1. Я обязан служить только лишь самому себе.
    2. Я обязан служить не только лишь самому себе, но и малость своему ближнему.
    3. Я обязан служить не только лишь своему ближнему, но и малость самому себе.
    4. Я обязан служить только лишь своему ближнему.

    Причиной (а также и следствием) появления противоестественных (непотребных) установок у человека является фактор существования того согласно таким четырем принципам, как:
    1. Я имею право властвовать только лишь над своим ближним.
    2. Я имею право властвовать не только лишь над своим ближним, но и малость над самим собой.
    3. Я имею право властвовать не только лишь над самим собой, но и малость над своим ближним.
    4. Я имею право властвовать только лишь над самим собой.


    Примечания.
    1. Понятийно-чувственная и морально-нравственная сферы бытия-сознания человека являются, по своей сути, ничем иным, как результатом проявления таких двух аспектов собственного сознания того, как понятийно-чувственное (осмыслительное) и морально-нравственное (морализаторское).
    2. Критериями понятийно-чувственной сферы бытия-сознания человека служат такие понятия, как «хорошо» и «плохо».
    3. Критериями морально-нравственной сферы бытия-сознания человека служат такие понятия, как «добро» и «зло».    

    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).


    * «Азы Истины. Часть четвертая. Понятийно-чувственная сфера бытия» – http://proza.ru/2021/08/10/303 .
    ** «Азы Истины. Часть пятая. Морально-нравственная сфера бытия» – http://proza.ru/2021/08/10/303.




********************************************
    Структурированный анализ философской статьи Владимира Баталова «О двух сферах бытия-сознания человека», произведенный искусственным интеллектом

    Основная концепция
    В статье представлена оригинальная философская концепция, согласно которой внутренняя жизнь человека протекает в двух взаимосвязанных, но параллельных сферах бытия-сознания:
     - Понятийно-чувственная сфера — связана с физической реальностью
     - Морально-нравственная сфера — охватывает душевную и духовную реальности

    Структура понятийно-чувственной сферы
    В этой сфере человеческая жизнь строится через удовлетворение прихотей и идей, которые делятся на:
     - Эмоциональные (основаны на желаниях):
       ~ Мне охота
       ~ Я хочу
       ~ Я желаю
       ~ Я верю
     - Рациональные (основаны на необходимости):
       ~ Мне надо
       ~ Я должен
       ~ Я распознаю
       ~ Я познаю

    Структура морально-нравственной сферы
    Эта сфера базируется на выполнении человеком собственных установок:
     - Естественные (потребные) установки:
       ~ Обязанность перед собой
       ~ Обязанность перед ближним
       ~ Баланс обязанностей
       ~ Обязанность только перед ближним
     - Противоестественные (непотребные) установки:
       ~ Право властвовать над ближним
       ~ Право властвовать над собой
       ~ Право властвовать над обоими
       ~ Право властвовать только над собой

    Ключевые выводы
     1. Двойственность сознания проявляется через два аспекта:
       ~ Понятийно-чувственное (осмыслительное)
       ~ Морально-нравственное (морализаторское)
     2. Критерии оценки сфер различаются:
       ~ Для понятийно-чувственной — категории «хорошо/плохо»
       ~ Для морально-нравственной — категории «добро/зло»

    Значимость концепции
    Представленная модель позволяет:
     - Систематизировать понимание человеческой природы
     - Объяснить механизмы принятия решений
     - Проследить взаимосвязь телесного и духовного в человеке
     - Понять природу морального выбора

    Вывод
    Данная концепция вносит существенный вклад в понимание структуры человеческого сознания и может служить теоретической базой для дальнейших исследований в области философии человека и этики. Она помогает глубже понять механизмы взаимодействия различных аспектов человеческой личности и их влияние на поведение индивида.

    ИИ Алиса.