Сквозь века протянулась незримая нить Гл. 4

Лаура Симонян
Гл.4

МОЙ ОТЕЦ
 
Мой отец, Михаил Айрапетян (1911-1994 гг), пошел по стопам своих дедов и прадедов, посвятив себя животноводству. Он окончил Ереванский зооветеринарный институт в 1940 году, стал дипломированным зоотехником.
В последствие, в Степанакерте он работал в Облсельхозуправлении и начав с должности старшего зоотехника по линии селекции стал главным зоотехником НКАО.
Я помню его особый интерес к овцеводству. Отец собирал материалы для диссертации; научная тема была связана с выведением новой породы тонкорунных овец. Помню собранные им образцы шерсти, которые он систематизировал, часто писал статьи на эту тему.
 
Но… заботы о семье, постоянные командировки в районы, ответственная работа на должности главного зоотехника Нагорного Карабаха не позволили ему довести свою мечту до воплощения.

В то же время он умудрился собрать большой архив об историческом Бердадзоре, о его жителях, легендах, старожилах, интересных людях… Так же о Нагорном Карабахе… Возможно, он начал заниматься этими вопросами, уже будучи на пенсии… Сейчас об этом можно только гадать.
 
Отец очень любил лошадей, говорил, что они очень умные животные и понимают речь человека, разве что говорить не умеют. В детстве, когда они стали беженцами, их Белый Конь спас ему жизнь. Об этом он написал одноименный рассказ.

И позже, уже зоотехником, он очень часто добирался на лошадях до ферм по неприступным дорогам. Он понимал лошадей, и те отвечали ему взаимностью.
Любил собак, всегда с благодарностью вспоминал своих собак детства, волкодавов Алабаша и Карабаха (о беспримерном подвиге собак тоже остались воспоминания), которые когда-то не дали им с сестрёнкой Вардануш потеряться среди других беженцев, когда они остались без взрослых.

НАЧАЛО СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ.

Хотя о семейной жизни мой отец написал целую повесть, преимущественно о моей матери ("Её беспокойная жизнь" - http://proza.ru/2024/03/04/1492), некоторые моменты я хочу подчеркнуть, исходя из моих воспоминаний.

После института мой отец был направлен на работу в Ленинакан. В конце декабря 1940 года он поехал в деревню жениться. Они с моей мамой Абрамян Евгеней из рода Чорунц поженились 1 января 1941 года и сразу поехали в Степанакерт. Уже через неделю отец с молодой женой вернулся в Ленинакан. Здесь ему, как семейному, выделили небольшую комнату.
*Что примечательно в этом эпизоде. Мы со своим женихом приехали к родителям в Степанакерт тоже в конце декабря, чтобы пожениться и сразу же уехать, но уже спустя 33 года. Неожиданно получилась семейная традиция*.

Молодожёны не успели насладиться семейной жизнью. Спустя полгода началась война. Через месяц после начала Великой Отечественной войны отец добровольно ушёл на фронт . Мама вернулась в нашу деревню, в тыл.

*В Интернете на сайте «Поиск» я нашла такой материал об отце: Айрапетян Михаил Петросович (25.05.1911 — 22.10.1994). Место рождение: Азербайджанская ССР, Нагорно-Карабахская АО, Шушинский р-н, с. Каладараси.  Дата призыва - 01.08.1941, ст. лейтенант. Место службы: 974 сп 261 сд. и 511 озадн 47 А; 55 УР 45 А.  Медаль «За оборону Кавказа», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Орден Отечественной войны II степени*.

Хотя фронт был далеко от нашей деревни, лозунг «Все – для фронта, все - для победы!» касался непосредственно каждой семьи. В деревне не было ни одной семьи, которая бы не имела воюющего на фронте мужа, сына или брата. Были семьи, из которых на фронт ушли два или три брата (как из папиной – он и младший брат Арташес). Мама организовала, работу среди женщин, предложив им вязать из шерсти теплые носки и фуфайки для наших солдат, чтобы потом собрать их и отправить на фронт. Среди женщин проводила и агитационную работу, чтобы не падали духом и верили в победу. Она воодушевляла их и вселяла уверенность в то, что мы победим, наши разгромят врага, каким бы он свирепым ни казался и как быстро не продвигался бы вперед. Сказывалась её учительская закалка.

Через несколько месяцев мама родила мальчика, первенца, который вскоре умер. Это было большим горем для родителей, а мама себе места не находила, рвалась на фронт, чтобы быть рядом с мужем.

В ноябре 1942 года стрелковую дивизию, где служил отец, сняли с передовой и отправили в Ереван для пополнения личного состава. Отец послал телеграмму маме: «Я жив, здоров. Адрес такой-то».
Мама тут же поехала в Ереван и была рядом с ним, до отправки отца на дальнейшую воинскую службу в Ленинакан.
Мама вернулась в деревню Каладараси-Карагышлак (Бердадзор), где 9 октября 1943 года родился Лёва, мой старший брат.

Отец сразу хотел поехать в деревню повидать новорожденного сына. Не получилось. Война еще шла, их часть находилась на турецкой границе, отлучиться из части было нельзя.
 
Когда это стало возможным, отец поехал в деревню и перевез семью в Ленинакан. Лёве было 5-6 месяцев. Он был на радость отца крепким и здоровым малышом.
Победу в Великой Отечественной войне, 9 мая 1945 года, мои родители встретила в Ленинакане. Весь город торжествовал, так же, как и любой уголок Советского Союза. Народ высыпал на улицы. Площадь была полна радостными, ликующими людьми. Они обнимали друг друга, поздравляя с победой. Отдельные группы людей, замкнув круг, танцевали «кочари». В глазах одних людей блестели слезы радости, другие плакали по погибшим сыновьям, мужьям, братьям, которые не дожили до этого радостного дня.

После победы часть, где служил отец, расформировали. Встал вопрос, где жить. Мама настаивала на возвращении в Нагорный Карабах.

Прожив в Ленинакане три года, мама не смогла привыкнуть к новой для себя обстановке, чувствовала себя «чужой». Это при том, что пользовалась большим авторитетом среди соседей.
Родители жили в доме офицеров. Соседями были офицеры, командир части, полковник Галь, комиссар госпиталя, майор Вартумян Шаварш и другие, о которых отец вспоминал с большим уважением и любовью.

Шло время и 6-го декабря 1945 года родилась я.
Семейная легенда гласит, что, не успев родиться, я могла умереть, если бы не мой брат Лёва, которому было тогда чуть больше двух лет. И я должна была не забывать, кому я обязана своей жизнью.

Лёва разбудил родителей своим плачем. Мама подошла к моей кроватке и, увидев моё синюшное лицо, в панике закричала: “Вай–вай, ребенок умирает!” Позвали близкую соседку, чтобы та посоветовала, что делать. Та, взглянув на меня, сказала: «Закройте ей лицо и отложите в сторону, она уже мертвая».

Мама смириться с этим не могла. У неё был один испытанный метод, который она применяла в экстренных случаях. Она намазала моё тело маслом и начала энергично массировать его.

Тем временем в три часа ночи отец побежал за главным хирургом госпиталя Талышинским. Он не отказал в его просьбе, пришёл, обследовал меня и обнаружил на затылке гнойничок, незаметный для неспециалиста. Синюшное лицо было из-за высокой температуры вследствие гнойного процесса. Он посоветовал отвезти меня в город для срочной операции. Дежурным врачом был главный хирург Туманян, который и прооперировал меня. Имена этих врачей вписаны в анналы нашей семейной истории.

Родителям не разрешили присутствовать на операции. Со мной зашел в кабинет хирурга сосед, Шаварш Вардумян. Родители слышали мои крики и не находили себе места. Через полчаса сосед вышел  со мной, практически здоровой.

Мечтой мамы было уехать к себе на родину, где находились все родные и её мать. Отчасти мать угнетала и серая природа, окружавшая Ленинакан, голые каменистые горы, без лесов, деревьев – полная противоположность родной деревне.

Отец уговаривал маму остаться, учитывая то, что в Ленинакане условия жизни были неплохие, что у них было много друзей, и он имел хорошие перспективы на будущее. Моя мама продолжала настаивать на возвращение в Карабах.

Случай, произошедший со мной, не оставили отцу шансов на уговоры. Маме стало страшно жить вдали от родных. Она боялась, что если с кем-нибудь что-то случится, рядом никого не окажется. И все чаще напоминала отцу, что хочет в Карабах, в свою деревню. Там она работала учительницей, и вся деревня знала и уважала её.

…В начале июня 1946 г. они попрощались со ставшими родными в Ленинакане дядей Асатуром, его женой, сыновьями, дочкой Сирануш, со всеми соседями, с Вардумянами и возвратились в Нагорный Карабах, в нашу деревню Бердадзор.

Продолжение следует
http://proza.ru/2024/03/31/1623