Блокадная сказка Ленинградский щелкунчик. Часть 2

Даниил Утяцкий
Глава третья
                ФОНАРИК И ВЕДРО

Когда старинные часы пробили полночь и все взрослые уснули, Яся тихонечко оделась и прошмыгнула к двери. Девочка с трудом отодвинула тяжёлую щеколду и вышла на улицу. Город был погружён в полную темноту, ни огонька, только лунный свет отражался от белого снега, завалившего все дворы. Где-то далеко грохотала канонада.
–  Я здесь, хозяйка, – услышала Яся протяжный голос Елисея прямо над ухом и обернулась. Два огромных светящихся глаза смотрели на неё, кот нависал над её плечом, усевшись на ветке дерева.
– Мы все здесь и готовы, – произнёс кот.
–  А где же все?
– Мы тут, – прошептал Елисей, и Яся увидела россыпь сверкающих в темноте глаз.
– Я должен тебя познакомить с моими друзьями, – Елисей спрыгнул на землю и стал называть имена: – Мамин сибиряк, Адмирал, Вислоух, Куцехвост, Портос, Кисточка, Бонадич и Василиса.
Девочка улыбнулась: – Елисей, а почему у них такие смешные и необычные имена?
– Отчего же? Самые что ни есть простые имена, разве что Мамин сибиряк, и правда, немножко того… но это потому, что он из страны Сибири приехал и свою хозяйку мамой называет, вот мы и прозвали его Мамин сибиряк.
Яся прыснула от смеха в рукавичку.
–  А остальные?
– А про остальных я тебе потом расскажу. Нам пора! Крысиный король не дремлет! Мы его акотуем первыми!
– Как это – акотуем? – удивилась Яся, ведь она училась уже во втором классе и знала, что нет такого слова «акотовать», а есть слово «атаковать».
Елисей покачал головой и пояснил: «атАковать» – это значит, когда люди наступают, а «акОтовать» –  это когда коты  идут в наступление.
  Яся удивлённо заморгала глазами и сказала: – Я тоже буду с вами акотовать!..

Со стороны было странно видеть, как маленькая девочка в шубке в окружении девяти кошек куда-то бежит, прячась от посторонних глаз, прижимаясь к тёмным стенам домов и ныряя в большие сугробы.
Яся и кошки оказались перед большими закрытыми воротами. Девочка прочитала надпись «Хлебозавод».  Кот дотронулся до неё лапой:
 – Хозяйка, крысы здесь не пойдут. Они хотят пролезть через подземный люк и сразу оказаться внутри большого двора. Я знаю, где этот люк, там мы и устроим засаду. 
Кот повёл девочку через потаённые лазы, о которых не знала даже охрана. Они очутились во внутреннем дворе хлебного дома. Елисей несколько раз промяукал собратьям, и коты куда-то растворились.
– Куда исчезли все кошки? – удивилась Яся.
– Они убежали на свои посты. Мы же с тобой спрячемся наверху, оттуда всё видно, и я смогу в прыжке схватить крысиного короля.
Девочка оказалась вместе со своим усатым другом на высокой площадке, поднимавшейся над землёй. Они притаились за ящиками, на которых было написано «Песок», и рядом на стене висели багры, лопаты и треугольные вёдра. 
На хлебозаводе трудилась ночная смена, пекари делали хлеб для осаждённого города, и никому было невдомёк, какая опасность нависла над ними.
–  Вот, начинается, хозяйка, смотри на большой люк на земле, – кот указал лапой на чугунную крышку посередине очищенного от снега двора.
Яся глядела во все глаза и видела, как тяжёлый железный круг вдруг приподнялся и сверкнули десятки искр.
Люк наполовину съехал в сторону, и на белый снег вынырнула одна крыса, потом другая, за ней третья, и следующая, и следующая, и следующая... Грызуны оттащили тяжёлую крышку в бок, и из открывшегося колодца во двор хлынул стальной шуршащий поток.
Наконец, когда крысы заполонили всю площадь, из недр показалась огромная голова с огненными красными глазами.
Крысиный король медленно и тяжело вылез из чёрной дыры, опираясь на корявую палку, оглядел свои полки и покрутил длинным носом, прислушиваясь к ночному воздуху. Аромат свежего хлеба и зерна полностью растворил запах Елисея, Яси и их усатых друзей.
ГлодОчник хищно осмотрелся и лязгнул резцами:
– Мои серые воины! – вскричал он и указал кривым посохом на двери амбаров и пекарен. – За этими стенами горы зерна и хлеба, возьмите же их! Ешьте от пуза! Тащите зерно в подземелье! Здесь всё ваше!
Крысы и мыши бросились к дверям. И вдруг отшатнулись – на их пути возникли шипящие, выгнутые дугой страшные тени со вздыбленной шерстью, горящими глазами и оскаленными белыми клыками. Они выпустили из мохнатых лап когти-лезвия и приготовились к битве.
Яся и охнуть не успела, как её рыжий кот в невероятном кульбите бесстрашно обрушился сверху на крысиного короля, растопырив когтистые лапы. И понеслась круговерть. Девочка уже не могла понять, где ГлодОчник, а где Елисей – огромный серо-рыжий клубок катался по земле. Грызуны разбежались в стороны и боялись подойти ближе, пока не раздался визг их повелителя:
– На помощь, крысы! Все на помощь!
Яся видела, как десятки серых тварей повисли на её мохнатом друге. Они оплели его лапы своими длинными хвостами и поволокли Елисея к ужасному, лязгавшему зубами, кровожадному ГлодОчнику.
– Я хочу разорвать горло этого кота! – вопил крысиный король.
Яся выхватила папин военный фонарик, переключила его на красный свет, подскочила к стене и попыталась сорвать пожарный багор, но он оказался слишком тяжёл, тогда она схватила треугольное ведро.
– Сдохни, проклятая крыса! – закричала девочка, включила фонарик и направила красный луч в глаза ГлодОчника. Ослеплённый ярким светом, крысиный король зажмурился и опустил морду, в этот миг девочка размахнулась и кинула остроконечное ведёрко. Железный конус ударил ГлодОчника прямо в длинный вертлявый нос и выбил ему верхний зуб. Крысиный правитель заверещал, зашатался и рухнул в открытый чёрный колодец.
 Его серые хвостатые поданные остолбенели, и израненный Елисей наконец-то сбросил с себя грызунов и запрыгнул на площадку к Ясе.
– Спасибо тебе, храбрая хозяйка! – тяжело дыша, пролепетал кот, и боднул девочку окровавленным лбом.
В это время захлопали двери – это пекари и другие люди услышали шум и стали выбегать на улицу.
– Батюшки святы! Да здесь одни крысы! Скорее запирайте все двери!  Хватайте лопаты, метёлки! Включайте пожарный брандспойт! Несите крысиный яд! – кричали со всех сторон. Зажгли прожектор, прибежали военные…
Крысы визжали и бешено метались по двору, пытаясь улизнуть вслед за своим королём, но колодец не мог вместить всю удирающую армию.
– Нам надо уходить, хозяйка, беги за мной, – сказал Елисей и помчался впереди Яси, показывая ей путь. 

Добежав до двери в подвал Кунсткамеры, девочка взяла кота на руки и обтёрла снегом его красную и слипшуюся от крови шубку.
Она вошла внутрь и закрыла дверь на замок.
– Яся, доченька! – услышала она испуганный голос мамы. – Куда ты пропала?
– Елисей убежал, – ответила девочка и протянула маме кота, – а я ходила его искать, а он где-то подрался, давай будем его лечить.
Мама обняла дочку, облегчённо вздохнула и забрала Елисея. Яся направилась в их с мамой угол, переоделась в домашнюю тёплую одежду, попила горячей воды, легла в постель, подумала: «А всё же смогла ли я победить крысиного короля? Интересно, что с ним стало?» и уснула.

Глава четвёртая
НОВЫЕ ДРУЗЬЯ
 
Яся ощутила, как что-то мягкое и пушистое прикоснулось к её руке.
Девочка открыла глаза и увидел сидящую перед собой грациозную голубую кошечку с дохлой мышью в зубах. Кошка вежливо положила мышь к ногам Яси и с лёгким мурчанием произнесла:
– Добрый день, маленькая хозяйка, я Василиса, ты видела меня прошлой ночью.
– Ну да! Конечно! – захлопала в ладоши от радости девочка. – Я помню тебя, Василиса! Какая ты красивая! И смелая!
Вдруг Яся задумалась:
– Выходит, и ты тоже умеешь говорить по-человечьи?
– Мы, кошки, все умеем, но говорим в самом крайнем случае – таков наш старый кошачий обычай, – протяжно ответила Василиса и прихорошилась, сперва облизала переднюю лапку, а затем разгладила ей шёрстку на мордочке.
– Мы пришли проведать Елисея и принесли для него еды, – сказала кошка и показала на мышь.
– Ой! Как здорово! – засмеялась Яся. – Какие молодцы! А я и придумать не могла, чем его покормить. Ведь он уже идёт на поправку, вот, посмотри, – девочка приоткрыла плед, и Василиса увидела рыжую морду с рваным ухом. Голова приоткрыла правый глаз, лукаво подмигнула и что-то промяукала.
– Сказал, что проголодался – пояснила Василиса и, взяв зубами мышь за хвост, сунула её в корзину Елисея, тот в один миг проглотил добычу целиком и уснул.
Яся умилилась, глядя на спящего котика, и накрыла его пледом.
– А ты сказала, что «мы пришли его проведать». А «мы» – это кто?
– Мы – друзья Елисея, ты видела нас ночью, в темноте, а сейчас день, идём на двор, и ты посмотришь на нас при свете.
Яся радостно вскочила, накинула тулупчик и выбежала на улицу. Погода стояла прекрасная: низкие облака затянули небо, кружила вьюга – значит, немецкие самолёты не прилетят и можно не опасаться бомбёжки. Справа от двери на белом снегу, примерно подвернув хвосты и переминаясь с лапы на лапу, сидели семь котов, перед каждым лежала придушенная мышь. Увидев Ясю, звери почтительно наклонили головы вперёд.
Большой очень пушистый бело-дымчатый кот с длиннющими усищами, огромным меховым воротником и желтыми глазами подошёл к девочке, сел перед ней на задние лапы и торжественно произнёс:
– Мы приветствуем тебя, маленькая воительница, сразившая самого крысиного короля! Ты восхитила нас своей смелостью и отвагой! Без тебя нам пришлось бы очень туго, клянусь памятью царского соловья! Мамин сибиряк, – отрекомендовался он, протянул девочке мохнатую лапу и напыщенно добавил: – Я из Сибири приехал. Страна такая, дикая, холодная очень. Туда моего прапрапрадедушку царь Горох сослал. Прадедушка из придворных был, но как-то невзначай любимого царского соловья слопал. Так его из стольного города до самой Сибири и везли в клетке на санях бородатые стражники с огромными топорами, а потом прадедушку в монастырь отдали для исправления. Так мы и поселились с той поры в Сибири.
Всё это показалось девочке невероятно забавным, и она заливисто засмеялась, потом присела на корточки и умилённо пожала двумя пальчиками лапу потомка незадачливого хвостатого царедворца.
Затем возле девочки оказался кот в серо-чёрной тельняшке с одним ярко-зелёным глазом, второй же глаз скрывал черный кружок на верёвке, перекинутой через голову. Кот очень смахивал на пирата.
 – Адмирал, – захрипел одноглазый: – Я раньше ходил на кораблях, был главным помощником капитанов, но потом морская болезнь выбросила меня на берег и вот теперь я пришвартовался в Адмиралтействе, охраняю бумаги от мышей и крыс, разрази их гром, так что дел хватает.
Кот раздулся от важности.
– А я БонАдич – это отчество такое, – застенчиво промурлыкал молодой серенький английский котик с янтарными глазами, скромно сидевший рядом с Ясей. – Никто не знает моё имя при рождении, зато всем хорошо известно, что мой папа был БонАдий, потому и зовут меня только по отчеству – БонАдич. А ещё у меня самый острый нюх, я всё могу за версту разнюхать.
– А я Куцехвост, – встрял рыже-белый полосатик без хвоста. – Меня так прозвали, потому что в детстве мой хвост откусила собака. Зато сейчас никто не может меня за него ухватить.
 Кот захихикал, и Яся вслед за ним тоже залилась смехом.
Подскочивший черный кот с белым кончиком хвоста  и спиной перемазанной грязно-зелёной краской, потёрся о ногу девочки и проурчал:
– Кисточка! Я живу в академии у художников. Кисточкой меня художники прозвали – мой хвост им напоминает кисточки, какими они рисуют. Но я вообще не умею рисовать, зато я могу усидеть, облежать и обтереть любую картину.
Большущий пушистый, кучерявый и упитанный кошак в разноцветных белых, чёрных и рыжих пятнах, огромных мохнатых шароварах и с роскошным хвостом положил девочке тяжёлую лапу на колено и пробасил:
– Меня называют Портосом. Я живу в библиотеке, очень люблю вкусно поесть и славно подраться просто так. Я дерусь, потому что дерусь. А ещё я люблю спать на книгах в красном кожаном переплёте, на котором написано «Дюма» – не понимаю, что это значит. Люди в библиотеке вдруг отчего-то прозвали меня Портосом. А и пусть, Портос так Портос – мне нравится.
– Вислоух, – назвался потешный серый кот с разноцветными глазами - зелёным и голубым, опущенными вниз ушками, белой манишкой и передними лапами, одетыми будто в белые перчатки.               
Я раньше в цирке работал, у фокусника. Трюки всякие показывал: то из цилиндра у него вылезал, то из рукава появлялся, то шпагу глотал, то из закрытой на замок клетки выбирался, да много всего было…
Девочка расплакалась от умиления и восторга, что у неё появилось столько новых и верных друзей. 
– Спасибо вам, милые котики, вы такие чудесные, такие славные! Не знаю, что бы мы - люди, делали бы без вас. А еще спасибо за еду для Елисея, давайте пока положим вашу добычу под ступеньку, и я буду брать её, как только Елисей проголодается!

(Продолжение следует)

Следите за социокультурным проектом "Ленинградский щелкунчик" на телеграмм-канале https://t.me/leningradskiy_shelkunchik