Тусовка после трагедии

Игорь Кутузов
 Трагедия в «Крокусе» произвела на музыкальную среду особо глубокое впечатление, что нисколько не удивляет, ведь к общим для всех ужасу и возмущению зверством террористов примешалась ещё и солидная доля цеховой солидарности (причём как исполнителей, так и слушателей). Другое дело, что некоторые проявления этих эмоций оставляют двоякое впечатление.
Например, развёрнутая обретающимся ныне за границей рэпером Моргенштерном* кипучая благотворительная активность выглядит даже более откровенной попыткой купить индульгенцию, чем у Ивлеевой и компании. По заявлениям рэпера, его вдруг возникший благотворительный фонд передал на ликвидацию последствий теракта более 25 миллионов рублей.

В частности, 24 марта Моргенштерн* заявил о готовности отправить миллион в благодарность пятнадцатилетнему гардеробщику Исламу Халилову, выводившему людей из ТРЦ, и тот эту награду принял, но попутно случились сразу два скандала. Сначала банк заблокировал карту подростка, посчитав перевод подозрительным, а у благотворителя произошёл конфликт с изданием «Лента», разместившем недостоверную информацию о том, что подросток от денег якобы отказался.

Это, опять же, тот случай, когда дела скорее перевешивают информационный шум – но есть и другие. Так уже 24 марта небезызвестный Ярослав Дронов ака Shaman выпустил посвящённую жертвам «Крокуса» песню «Реквием». Конечно, нет никаких сомнений в том, что такое событие могло подстегнуть творческую мысль талантливого человека, и подобное в отечественной истории уже бывало: как мы помним, текст будущей «Священной войны» был опубликован 24 июня, впервые исполнили песню вживую 26 июня, а грамзапись была сделана 28 июня 1941 г.

В случае Дронова смущает не сама песня, и даже не факт её публикации по горячим следам, а то, что 24 марта она уже появилась на всех-всех-всех коммерческих площадках артиста – это при том, что обычно модерация агрегаторами занимает несколько дней. Спешка не прошла даром: «Реквием» уже выбрался в пятёрку самых популярных треков Дронова по версии «Яндекс. Музыки».
Иначе как хайпожорством это назвать трудно, и в комментариях к релизу немало тех, кто попрекает музыканта. Возможно, если бы он повременил с публикацией на агрегаторах, а сначала, например, исполнил бы свою песню лично на траурной церемонии, которая прошла около «Крокуса» 24 марта, то и реакция была бы другой, но сделано, что сделано. Справедливости ради, Дронов также перевёл не менее 5 миллионов рублей на помощь пострадавшим от теракта.

А 27 марта высказаться по поводу теракта решила поп-исполнительница Манижа. Её, как уроженку Таджикистана, возмутил всплеск после теракта антимигрантских и антитаджикских настроений (что можно понять), а также... «чрезмерно» жёсткое обращение с захваченными убийцами.
Так совпало, что как раз в этот момент решила напомнить о себе сбежавшая за границу «примадонна» Пугачёва, обвинившая россиян в неискренней скорби по жертвам «Крокуса». А вот попавшееся ей на глаза видеообращение Манижи в Instagram** бывшая советская «звезда» сочла вполне прочувствованным и ответила на него... извинениями, видимо, от лица всех сбежавших из страны «хороших русских». В итоге по достоинству оценили обеих: Пугачёву Генпрокуратура попросила признать иноагентом, а в отношении Манижи Следком начал проверку на предмет оправдания терроризма.

Что тут сказать? Не секрет, что в последнее время отдельные деятели всё пытаются и пытаются развернуть борьбу с «предателями от культурки», только вот всё время что-то мешает – например, некоторые из борцов сами с трудом проходят по тонкому льду. Только и остаётся, что развести руками и повторить за товарищем Сталиным, что других нет – и, похоже, не бывает.