Грустная лирика

Борис Ваградов
* Не говори прощаясь мне «спасибо»
Оно больную душу холодит
Всё оставляя также как и было
А значит счастья больше не сулит,
Ведь это слово дань простому чувству
Сердечных струн поверхностный мотив
И как паяц весь преданный искусству
Смеюсь я вновь, а сердце всё болит.

* Мне не забыть печально-грустных глаз
Когда среди толпы спешащей равнодушной
Вы молча предлагали всем цветы
Душистый ландыш - хлеб для вас насущный,
Увы, мадам, увы всё в прошлом и в мечтах
Цветы улыбки радость и надежды
И только ландыша нежнейший аромат
Куда-то манит также как и прежде.


* Милая Дева, я тебя знаю
Ты приземлённа во всем
Только душа твоя где-то витает
В мыслях и ночью и днём
Думы твои и чисты и прекрасны
Все они в сердце твоём…
В жизни бледнеют и яркие краски
Если живёшь под ярмом.   


* Он тяжело из жизни уходил
И перед смертью образ её всплыл
Той женщины, которою любил,
Их тайну он с собою уносил.


* Твоя любовь как лунный свет
Блестящий яркий и холодный
Как солнца луч чуть отражённый
В ночи уже прошедших лет,   
Как мне рассеять этот мрак   
В душе смятенной и больной
И Богу отданной отныне
В обмен на рай тот неземной,
Не торопись мой милый друг
В объятья райского блаженства -
Плодов ума и изуверства,
Ты прикоснись к любви земной.


* Не уходи нет уходи не приходи
Не вызывай сердечного томления
Тебя по-прежнему люблю
И не хочу ни слез ни унижения,
Мне жизнь прожить с тобою не дано
К чему мечты о счастье и стремления
Когда мы растеряли уж давно
Все капли радости и просто уважения.


* На бледно-мраморном лице
Влекущем хладной красотой
Темнели грустные глаза
Ранимые больной душой,
И голос внутренней печали 
Звучал тоскливо по России
Как крик беспомощный насилия
Как стон всеобщего бессилия.


* И уже не вернуть никогда
Тех коротких с тобою свиданий
Когда заживо я хоронил
Годы нежной любви и страданий,
Угасает с разлукой любовь
Как свеча догорает без ветра
Только сердце сжимает тоска
И душа вся болит без ответа.


* Вы также как и раньше всё молчите
Я знаю я для Вас ненужное звено
Хотя стихом моим Вы очень дорожите
Когда он Вас пьянит как крепкое вино,
Как видно в этой жизни краткой
Мне знак признания от Вас не получить
И скромный поцелуй не будет мне наградой
А всё лишь потому чтоб продолжал творить.   


* Прощай любовь, прощай надежда
Погас последний огонек
Что сохранял душою нежной
И так лелеял так берег,
Что ж, в темноте тоски печальной
С улыбкой-маской на лице
Продолжу путь я свой прощальный
Угодный Богу но не мне. 


* Старость к нам приходит незаметно
И скажу - она не благодать
Утром спать вам хочется безмерно
На работу вовсе наплевать,
К зеркалу уже вы равнодушны
Не несёт оно былой красы
Всё что от него вам только нужно
Мимо потихонечку пройти,
Правда, говорят что украшает
Вашу престарелость седина
Что она по жизни обещает
Уважение всюду и всегда,
Но не верьте этому поверью
Это было раньше и тогда
Место уступали старым людям -
Их же украшала седина, 
Но не будем долго предаваться
Памяти давно минувших лет
А продолжим сказочку про старость
И про ждущий многих нас букет,
Это не гвоздики и не розы
Это тот набор грядущих бед
Где нас ждут уже одни неврозы
Боли в сердце в почках, диабет.


* В последний раз смотрю я на тебя
И про себя шепчу – «Прощай, любовь моя,
Ты храм души моей и вечная мечта
И с ней я этот мир покину навсегда
И одиночество моё повенчано с тобой    
Любовь и жизнь мою ты унесла с собой».


* Наступит светлая пора? 
Иль может по дороге грусти брести уже всегда?
А может слабый  луч надежды блеснёт в конце пути
И воскресит желанье к жизни и новые мечты?
И расцветут букетом ярким парнасские цветы
А в них прохладной тенью станут страдания мои,
О Муза дивная откликнись на зов моей души
И освети печаль улыбкой но нет ты не спеши.


* Застыл накренившись угрюмый гранит
Над скорбно-забытой могилой
Как стёртая память друзей и родных
Как знак безразличия любимой,
Ужель ты достоин такого забвения
И тех кому жизнь подарил
Растил растворяясь в лучах вдохновения
И нежно когда-то любил…
Быть может душ незримых единение
Пути родства к истокам возвратит
И древо предков как святое бремя
Потомок мудрый некогда взрастит,
Нальются ветви памятью нетленной
Окрепнут корни рода навсегда
И след остывший некогда к могиле
Не зарастёт травою никогда.


* Бегут года но милый образ твой
Храню в душе своей как талисман
Ты звонишь мне и говоришь 
«Другой он стал и это всё обман».   


* В плену твоих уже пропетых песен
Томлюсь желанием их услышать вновь
Чтоб возвратить на миг златую осень
И с ней мою последнюю любовь,
Твой голос мягкий и печальный
Всегда мне душу согревал
И вот сегодня на могиле ранней
Я эти песни с грустью вспоминал.


* Как-то раннею весной
В тишине ночной
Сон мой прерван был внезапно
Белою рукой,      
Лунный свет в окно струился
Разнося покой
И я снова погрузился
В сон уже иной,
Голос лёгкий и приятный   
Плыл издалека
«Не волнуйся ты мой милый
Я с тобой всегда»
И в ответ я прошептал ей
« Попроси меня   
Увеличить нам зарплату
Ведь она мала»,
«Нам достаточно с тобою»
Голос прозвучал
И в груди моей разлился
Неги тёплый вал.
Я проснулся - одиноко
В темноте ночной,
Лунный свет унёс с собою 
Свет души родной.


* Любовь моя, ты холодна как мрамор как скала
Не растопить губ ледяных, пока любовь глуха,
Ужели губ твоих не разомкну
И нежной страстью не согрею
И хрупкий стан в объятьях не сожму
И в рай любви с тобою я  не въеду?


* «Не уходи» - я слышу голос дальний
«Постой ты на могилке у меня
Всегда приход твой редкий и печальный 
Мне душу согревает как тогда,
Пройдут года и всё похолодеет
Когда к могилке зарастёт тропа
Когда та память что живее тела
Погаснет с тем, кто вспоминал меня».


* Каждый уносит в могилу с собой
Тайну души скрытую в жизни
Смерть искупает грехи и покой
Вечный покой сулит после тризны,
Этим наверно смерть хороша -
Скорбная тайна с ней исчезает
И просветлённая смертью душа
В мире бескрайнем её растворяет.


* Черное платье тоску излучало,
Горькие слезы им иссушало,
Радости в жизни оно поглощало,
Аурой грусти себя окружало.


* Тишина, тишина, тишина
Ни звонка от тебя, ни звонка
Я сижу и грущу чуть слегка
Может выпить глоток мне вина,
Растворить в нем пустые мечты
О безумно желанной любви
О надежде быть рядом с тобой
О судьбе столь жестокой и злой.



* Ты любовь моя боль и страдание
Ты дыхание последней весны
Ты короткое в жизни сияние
Светлый храм моей вечной мечты...
Горек, неясен, тернист и печален
Путь моей первой любви
Знаю что тонкую нить Ариадны
К ней не протянешь мне ты.


* Снова осень дожди и поля
С потускневшей омытой травой
Пестрым пологом грустно лежат
Под нависшею серою мглой,
Зов летящих на юг журавлей
Нежным звоном повис в вышине
И как души ушедших родных
Отозвался тоской он во мне.


* Как символ верности нетленной
Как след любви как всплеск огня
Легла на светлую могилу
Гвоздика свежая моя,
Она беспомощно лежала
В холодном и сыром снегу
И цветом красным возмущала
Могил укрытых белизну,
В ней было всё - и жизнь и годы
Оттенок счастья прежних лет
И только горечь и заботы
Не излучали алый свет,
Уже один уже могила
Нас разделила навсегда
А сердце ноет всё сильнее
И ждёт несбыточно тепла.


* Разбиты вдребезги мечты
Рвёт душу безысходность
Любовь раскрылась стороной
Где сердце давит гордость,
Где жизнь мертвеет навсегда
Где солнце холодеет
Где слезы стонут, а в глазах
Тоска немая тлеет,
Где чувства нежные убиты
Ненужною ей лаской
Где нервы рвутся, а лицо
Сияет глупой маской.


* О чем задумался, мой старец седовласый?
О бренности земной, о днях минувших лет,
О детстве, о друзьях или любви прекрасной
Которая была, а может быть, и нет,
О смысле жизни всей или подруге нежной
Когда она ушла, не взяв тебя с собой
Оставив у тебя потомство как наследство
В котором ты нашёл и счастье, и покой,
А может быть о том, что жизнь была напрасной
И не достиг ты в ней желаемой черты
Что не дано судьбе безмолвной и бесстрастной
В жизнь воплотить желанья и мечты,
А может быть о том, что жизнь пустая штука
Когда всё в государстве кверху дном
Когда опорой стала наглая натура
А не семья не бедный отчий дом,
А может быть о том, что будет всё прекрасно
И дети обретут и счастье и любовь
А ты вдали чужой холодной и безгласной
Почувствуешь их жизнь бессмертною душой,
А может быть, тебя уже ничто не гложет
И ты смирился с дряхлостью седой
И жизнь тебя уж больше не тревожит
И ты далёк от суеты мирской? 

 
* Прощальный поцелуй - последний шрам на сердце
Несбывшейся любви, несбывшейся мечты
И замерла душа над бездною разлуки
Незримо угасая от боли и тоски.


* Стою у гроба молча холодея
Ещё не верится что милые черты
Подёрнутые смертью и страданьем
Навек исчезнут под покровом тьмы,   
И только тёмными бессонными ночами
Их преданная память оживит
И только смерть бессмертными руками
Меня с тобой опять соединит.


* Поговори со мной немного
Быть может нежный голос твой
Разрубит тяжкие оковы   
О мыслях бренности земной,
О том, что время пролетело
Что впереди пустая мгла
О том, что сердце не истлело
И жаждет ласки и тепла.


* Каждый умирает в одиночку
Эта тайна жизни и судьбы
И душа, покинув оболочку
Чуть меняет ауру Земли,
Только Гений в этой жизни бренной
Оставляет свет своей души - 
Прикоснувшись к вечному творению
Ощущаешь прелесть красоты.


Печаль моей любви в душе вся отдаётся,
Тебя давно уж нет, но память сердца рвётся
Тоскою о тебе, о днях минувших лет,
Невидимая нить со смертью оборвётся.


* Одинокий причал обнимает вода
И ласкает, вздыхая волной
Он всегда провожал и с улыбкой встречал
Корабли, уносивших покой,
Много слез и надежд и тоски и любви
Он за годы как губка впитал
Он грустил и стонал и волной омывал
Души тех, кто вдали погибал,
Годы шли чередой, всё менялось кругом
И причал уж давно обветшал
И ушли корабли навсегда от того
Кто их, молча, безропотно ждал.


* Кресты, кресты могилы тишина
Звенящая покоем душ нетленных
И солнце яркое и лес и синева -
Всё дышит бесконечностью мгновенья
Той вечности холодной и немой
Где  нет дорог и нет возврата
Ни к этой тишине, ни к радости земной
Ни к жизни и любви и ни к страстям и злату.
Так в чём смысл жизни, бытия
Когда вас ждёт знакомая стезя
Когда все сущее не вечно, лишь мгновение
Когда начало - путь уже конца,
А смысл в одном - он только в обновлении
В рождении нового прекрасного собой
Мгновения и только лишь мгновения
В котором жизнь, и вечность, и покой.


* Без тебя, уже без тебя
Расцветают цветы и поля
И молчат музы песен и грёз
От тоски и от горестных слёз,
За чертой этой грозной беды
Лишь безмолвье немой пустоты,
Только память любимых всегда
Верит в вечность души и добра.


* Уже не вспыхнет та зарница   
Далеких и прекрасных дней
Когда лучи её будили
Желанья полные страстей,
Когда вокруг всё так играло
Цветами радуги небесной,
Когда любил и был любим
И жизнь казалась мне прелестной.


* Налейте полнее бокалы друзья
И выпьем до дна мы во славу
Отчизны любимой, её сыновей
Всех тех, кто не с нами по праву,
Пусть будет им пухом родная Земля
А тем, кто лежит на чужбине
Не будет казаться им твёрдой она
Пока они в памяти живы.   


* С тобой расстаюсь как с вечерней зарей
С последнею вспышкою света
Вступая во тьму безысходной тоски
И нет больше ласк ни ответа.


* Хожу среди камней могильных
И думаю о бренности земной
Мы жили, потому что мы любили
Иль просто выбраны судьбой?
И почему судьба так благосклонна
Лишь только к тем, кто любит меньше всех,
В ком больше жажды власти и порока
В ком злость - больной души предел?
Ответ был молчаливым и понял я тогда
Что счастлив только тот, кому любовь дана
Как высший дар божественного чувства
Как свет души не гаснущий всегда.


* Я знал, что нам не по пути
Что нежным чувствам не найду ответа
Когда та детская невинная любовь
Улыбкою твоей была всегда согрета,
Я тайно ждал и сердце разрывалось
Когда приветливо встречала ты меня,
И первая любовь во мне ещё осталась 
И нежно вспоминаю я тебя.


* Как видно не дано неведомой судьбой
Мне жизнь пройти одной с тобой стезёй
Но изредка встаю я на неё
Когда тоска зовёт меня с собой,
Тогда забыв дела и суетный весь мир
К тебе лечу стрелой о, юный мой кумир
В твоих объятиях хочу согреться я
В глазах прочесть, что любишь ты меня.


* В стране великой и бескрайней
Где даже бедность не порок
Народ несет свой крест печальный
В судьбе не видя тяжкий рок...
Не думая и не гадая
А просто жизни доверяя
Он верит только лишь в одно
- Кривая вывезет его.


* Лес осенний вокруг и пустые поля
С пожелтевшей холодной травой
Пестрым пологом грустно лежат
Под нависшею серою мглой,
Не забыть никогда мне старуху одну
Она в поле картошку копала
Не лопатой, а просто руками она
На коленях её разгребала,
Не сгибаясь уже от болезни своей
Она ползала, веруя в Бога
И от бедности этой неприкрытой и злой
Ещё больше мрачнела природа,
Двадцать первый уж век постучался давно
О народе всё та же забота -
Потерпи, подожди, и свершатся мечты
Но дорога короче до гроба…
Россия богата, в богатстве вся бедность
Наш странный закон бытия,
В такое весь мир не может поверить
Не верить же в это нельзя,
Известно, Россию ничем не измерить
Умом её не понять,
В неё можно верить, а вера что призрак
В него так удобно играть.


* Стук набегающих колес
Гудок печальный
Навеки уносил тебя
Вагон прощальный,
Последний взгляд любимых глаз
С тоской я вспоминаю
И горечь жизни холостой
Я молча запиваю.


* Не гони ты надежду в отчаянье
Не прощайся с мечтой без следа
Не казнись ты безмолвьем ответа 
На посланье любви и тепла,
Ты же знаешь, что трудно понять 
Незнакомке с прекрасной душой 
Чистоту твоих мыслей и слов
И внезапную дружбу с тобой,
Так налей же полнее бокал
И в янтарном напитке вина   
Раствори эту грусть поскорей
И сомненья, что гложут тебя,
И быть может желанным ответом
Отзовётся немая мольба
И украсит весенним расцветом
Твою осень она навсегда.


* В тебе ищу я свой покой -
В улыбке, ласке неизменной,            
В прикосновении нежных рук,
В глазах, зовущих в мир заветный.


* Не торопись прошу не торопись,
Ещё мы с жизнью счёты не свели
Ещё душой нас тянет на Парнас
Хотя и там уже мы не нужны,
Ни алчность лиц ни бренные заботы
Не вызывают благости земной
И только женщина как вечная загадка
Ещё волнует нежной красотой,
Так создадим мой друг себе Богиню
И поклоняясь ей прекрасной и святой
Пройдём в душе тернистый путь страданий
И молча удалимся на покой.



* Печальный Реквием любви
Одним, ты словом написала
И сердце полное любви
Смертельным холодом сковала,
И продолжая путь унылый
В созвездии людских невзгод
Я вспоминаю образ милый   
И сердце болью отдаёт.


* Что остается в душе
После разлуки с любимым?
Может тоска по весне
Может тоска по зиме…   
Призрак ушедшего счастья -
Дни и тоски и ненастья.


* Ужель, во тьме моих страданий
Зажглась свеча твоей любви
И робким пламенем желаний
Меня зовет с тобой пойти,
Как мало мир твой был овеян
Теплом и нежностью простой
И погребён в расцвете жизни
Пустой холодною душой,
В тумане сладостной мечты
В заботах жизнь вся протекала
И ты ждала, ждала любви
И принца сердца всё искала,
А уголек любви безмерной
Он тлел надеждой до конца
И путь к нетронутому счастью
Тебе вдруг выбрала судьба,
И этот путь в одном лишь верен
В нём на любовь ответ найдёшь
Мгновением кратким он измерен
И это ль то, что ты так ждёшь?
Иль слог мой грустный и печальный
Тебя изяществом пленил
И очарованный и страстный
Любовь твою всю воскресил,
Но льщу себя одной надеждой
Что не талантом близок я
А той любовью беззаветной
Что только сердцу дорога.


* Когда любимая внезапно погибает
Судьба перед тобой всю бездну раскрывает
А ты над ней стоишь и сердце боль сжимает
И часть души твоей при этом отмирает.