Иисус и политика

Игорь Лощинин
Иисус спрашивал учеников Своих:"за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали:
одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф 16:13!14).
С этого вопроса началась  история поисков «настоящего» Иисуса.
При чтении Евангелий создается впечатление, что Иисус совершенно не интересуется вопросами социальной жизни и задачами построения нового Царства.Он никогда не говорит о римском политическом порядке и много говорит о Царстве Божьем или Небесном, но слишком мало (или почти ничего) - о царстве земном.
 
       Есть две крайности в  понимании  Иисуса: с одной стороны , как говорят консерваторы ,«Иисус хотел умереть как жертва за грехами мира»;с другой стороны либералы считают, что Он  преследовал цель «освободить евреев от римского владычества».
 В рамках христианства Его представляли как "учителя  тайного знания"(гностицизм), личность с мнимой человеческой плотью (докетизм) , Мессия и Господь.
Наибольшее же число вариаций на тему, кем же был Иисус, выпало на ХХ век:
Иисус был  совершенным человеком и мудрецом, проповедником,моралистом, социальным реформатором...
Среди прочих «лиц» одно заметно выделяется на общем фоне: Иисус как революционер, политический деятель, или, по крайней мере, как сочувствующий движению вооруженного сопротивления Риму, сторонников которого Иосиф  Флавий назвал «четвертой философией» (или «четвертой сектой»)
Этот вопрос — о связи Иисуса с «четвертой сектой» -ЗЕЛОТАМИ впервые  был затронут еще в 18 веке немецким историком и философом Германом Реймарусом, который утверждал, что цель миссии Иисуса состояла в том, чтобы «по всей Иудее поднять евреев, изнывающих под римским игом и чающих избавления от него» .
В 1967 году была выпущена книга Сэмюэла Брендона  «Иисус и зелоты», которая вызвала  огромный резонанс как среди   ученых,  так и у некоторых как христианских, так и секулярных политических лидеров.
Метод, с помощью которого Брендон пришел к своим выводам, предполагает критическую реинтерпретацию исторического фона движения «борцов за свободу».
В отличие от Иисуса, описанного в Евангелиях,  «настоящий» Иисус вовсе не «пацифист», а скорее даже пропагандист революционных идей зелотов». Брендон  считает, что если  даже Он и не был зелотом, их цели   по существу мало в чем расходятся.
Важно  подчеркнуть, что в своих выводах Брэндон  исходил непосредственно из некоторых формулировок евангельского текста.
Факт распятия Иисуса между двумя зелотами, которые, по всей видимости, принимали участие в подрывной деятельности, совпадающей по времениь с пребыванием Иисуса в городе, тоже приводится в числе аргументов в пользу теории, отстаивающей зелотские симпатии Иисуса.
      Основа проповеди Иисуса — возвещение скорого  наступления Царства Небесного,т.е. Царства, в котором возможен один Царь-Господь, осуществляющий правление через своего Избранника Мессию.
 «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» . Эта и др Его фразы  могли говорить о  призывах к насильственному свержению власти  римских оккупантов и «божественного»  императора ; эти призывы по существу совпадали с призывами зелотов.
 
     Основной первоисточник ( хотя как считают некоторые  критики , - не самый надежный) , откуда можно почерпнуть информацию о  зелотах , – это труды палестинского историка Иосифа Флавия , практически  современника рассматриваемых событий, — «Иудейские древности» и «Иудейская война», цитаты из которых приводятся далее.
«…Один известный галилеянин по имени Иуда объявил позором то, что иудеи мирятся с положением римских данников и признают своими владыками‚ кроме Бога‚ еще и смертных людей. Он  основал особую секту‚ которая ничего общего не имела с остальными…...Приверженцы этой секты единственным руководителем и владыкою своим  считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека».
Иуда и его последователи знали, что римскому императору ,  как и его греческим предшественникам, приписывали божественные атрибуты, что противоречило первой заповеди:«Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх 20:23).
       Этот факт  объединял их в борьбе за чистоту  монотеистического мировоззрения. Возведя политическую свободу Иудеи в степень религиозной доктрины, зелоты рассматривали примирение с римским владычеством как тягчайший грех, ибо только Бог является истинным владыкой народа Израиля и его страны.

       Н.Т.Райт и др оппоненты Брендона и др ученых,придерживающихся подобных взглядов, ссылаются в качестве аргумента на то, что только в начале 60х годов  евреи начали оказывать твердое вооруженное давление на римлян и именно в это время зелоты четко идентифицировались как группа ( секта  или движение) и что при жизни Иисуса  зелоты еще не определились как партия.
Однако,  нельзя отрицать тот бесспорный факт, что стихийная подрывная деятельность отдельных людей и даже групп имела место  и при жизни Иисуса, а со временем эти спорадические проявления экстремизма переросли  в широкое освободительное движение.
Флавий  раскрывают истинную суть  движения за Царство Божие,
которое впоследствии, после смери Иисуса,  смогло поднять массы палестинских евреев на войну против Рима, в результате которой был уничтожен центр иудаизма, выселена из Палестины  основна часть населения.
Зелоты, развязавшие войну с Римом, стремились  именно к тому, за что  поколением ранее был  казнен Иисус.
Идея ЦБ подразумевала полное преобразование мира: язычество и его носители, римляне , должны были быть уничтожены,  В основе проповеди Христа лежала весть о скором наступлении ЦБ, которое уже началось с Его приходом.  Эта весть  в основном определила Его Путь на Голгофу.
Многие исследователи считают, что будуч апокалиптическим пророком, Иисус в то же время выступал и действовал, как политическая фигура. На протяжении земного служения Иисуса как группы людей, так и отдельные лица воспринимали Его  именно как политического деятеля.
 
      И тем не менее, даже учитывая все сказанное выше, а также  замалчивание евангелистами фактов сопротивления Риму, большинство ученых, даже  таких, как Маккоби, Фрикке, Реза Аслан и др, доказывающих , что
«Иисус истории» - харизматичный и радикальный националист, сторонник  свержения римского господства,
  —  и  эти авторы не  утверждают   связь Иисуса с зелотами.
В какой-то степени Иисус и зелоты были едины в желании установить Царство Божие в земле Израилевой, но содержание и идеалы Царства представлялись им совершенно различными.
Одно определенно: Иисус не присовокуплял к понятиям Царства Небесного или Себе как Царю такие атрибуты, как армия,  завоевания или территория...Можно предположить,что Он  представлял себя выше земного царя,- как  Мессию , избранника Бога, призванного Им  на свершение великой Миссии…

     Фраза , которая по мнению  христианских  апологетов, говорит о ЦН как о небесной обители: "Царство мое не от мира сего" ( Ев Ин 18:36), имеет и другой, более точный перевод греческого текста: Царство "не является частью ЭТОГО ПОРЯДКА ( системы, правления) ", т.е. оно НЕ ПОХОЖЕ ни на одно государство в мире. Это эсхатологическое Царство добра и справедливости будет основано непосредственным вмешательством в историю Самого Бога и управлять им будет Бог через своего избранника Мессию.

    И тем не менее, в основе практически каждого иудейского движения сопротивления слова о Царстве Божьем всегда использовались как призыв к освобождению от иноземного господства..
Евангелия претерпели процесс искажения, в результате которого из них было удалено политическое измерение. Это не ограничилось деполитизацией ключевых фраз "Царство Божие", "Мессия", "спасение", и "сын Давидов"; вся политическая атмосфера времени Иисуса была изменена до неузнаваемости. Вместо обстановки бурлящего политического недовольства Евангелия рисуют картину мирной римской провинции.
 
Евангелия говорят нам, что когда Иисус применял выражение "Царство Божие" и "Мессия", он имел в виду нечто совершенно отличное от значения, придаваемого этим словам всеми прочими евреями того времени.
Если Иисус хотел сказать, что царство его не от мира сего, что у него нет никаких политических целей и он абсолютно ничего не имеет против римской оккупации Святой земли, то зачем Он  употреблял выражения, которые всеми Его соотечественниками понимались как политические и революционные?
 
   Для наступления ЦБ необходимо не только внутреннее изменение человека в сторону праведности, но и изменение существующего политического и религиозного порядка. ЦБ-это новая реальность, в которой Божий гнев падает на богатых и обладающих властью: "Горе вам,богатые, ибо вы уже получили свое утешение..Горе вам, смеющиеся ныне,ибо восплачете и возрыдаете!"(Лк 6:24-25)
Др словами, Царство Бога близко, скоро будет установка его на земле. Но власть Бога не может быть установлена без уничтожения имеющейся власти! Поэтому сказать "ЦБ-близко", равносильно тому,чтобы сказать, что вот-вот наступит конец Римской империи. Т.о., призыв к ЦБ-это призыв к революции: его можно установить на оккупированной врагами земле только посредством силы. Все разбойники ( зелоты) и мессии времен Иисуса прибегали к насилию ради установления власти Бога на земле.

      Но вопрос заключается в том, думал ли ТАК сам Иисус? Считал ли Он, что насилие необходимо? придерживался ли Он учения зелотов, что Господь в Писании требовал насильственно очищать землю от иноземных захватчиков?
Это -важнейшие вопросы в Поиске исторического Иисуса. В евангелиях Он учил любить врагов, подставлять вторую щеку, не отвечать злом на зло. ..
Но можно ли однозначно это утверждать на основании самих еванг. текстов? Ведь Его фразу : " не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" (Мф 10:34) можно понимать не только в аллегорическом, но и в прямом смысле...

Когда создавались евангелия, их авторы стремились как можно дальше увести образ Иисуса от зелотов. В результате призывы Христа типа "возлюбить врагов" и др. были "очищены" от иудейского заложенного в них смысла и превращены в абстрактные принципы, к тому же очень отвечающие интересам римлян…
И все же, если видеть в Нем не божественную личность, а человека, харизматического галилейского проповедника первого века, то для такого Иисуса неоспорима истина: его Бог - тот, Кто назван в Библии "мужем брани" (Исх 15:3); Кто приказывал истреблять всех иноземцев, захвативших землю Израиля; Который "сокрушит голову врагов своих,..чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов". (Пс 67,21-25). Так,вероятно, мог относиться к захватившим его землю, "Святую Землю", реальный иудей того времени......