Аварийный простой нефтезаводов

Игорь Кутузов
После атак на российские НПЗ в агентстве Reuters отметили, что 13% от суммарной мощности действующих первичных установок переработки нефти на российских НПЗ уже находятся в режиме аварийного простоя, и это в разгар начала посевной.
Ранее уже были проблемы и с недостатком топлива в сельском хозяйстве, и с дефицитом бензина на заправках, были и возмущения в связи с ростом цен на бензин. Вдобавок к простаивающим НПЗ можно добавить и тревогу нефтяников, которые указывают на нехватку вагонов-цистерн — по словам экспертов, в ближайшие годы до 15% цистерн перестанут перевозить топливо. Однако если вагоны — проблема, скажем так, растянутая во времени, которую можно купировать и решить загодя, то атака БПЛА оказалась неожиданной.

Руководитель энергетического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов" Алексей Громов заявил, что в принципе, те оценки, которые публикует агентство, близки к реальности, то есть на момент последней атаки, которая случилась на объекте российской нефтепереработки в Татарстане, временно простаивало производственной мощности по выпуску у нефтепродуктов в объёме до 900 тыс. баррелей в сутки. В принципе, это существенная величина, близкая к 10-12%. То есть в целом оценки справедливые, и это, конечно, вызывает как минимум озабоченность.
Сейчас дано указание по возможности — именно по технологической возможности — максимально загрузить действующие мощности по выпуску нефтепродуктов, чтобы рынок, в первую очередь, конечно, внутренний рынок, не заметил потери нефтеперерабатывающих мощностей, которые вышли из строя в результате атак дронов.

Если говорить о посевной, то используется дизельное топливо, а по нему у нас проблем нет. То есть Россия производит примерно 75-77 млн тонн дизельного топлива в год, из которых на внутреннем рынке потребляется порядка 40, все остальное идёт на экспорт, соответственно, часть нефтеперерабатывающих мощностей, вырабатывающих дизель, выведенная из строя, никак не повлияет на сельское хозяйство. Нет этой проблемы. Потенциальная проблема может оказаться вокруг бензина, потому что общий объём потребления бензина в стране примерно 36-37 миллионов тонн, плюс экспорт, а производится чуть больше 40 — вот тут проблема.
Нефтеперерабатывающая установка — это комплексное производство, то есть она производит сразу широкую линейку нефтепродуктов. Нефть, которая попадает на НПЗ, сразу позволяет выпустить лёгкие нефтепродукты, это бензин, дизельное топливо, авиакеросин, и тяжёлые нефтепродукты — это уже топочный мазут, кокс и так далее. И в этой линейке на каждом предприятии есть свой процент выпуска, то есть в рамках каждой тонны перерабатываемой нефти выпускается, например, 10% керосина, 20% дизельного топлива, 20% бензина, а остальное — тёмные нефтепродукты. Основная опасность заключается именно в бензине, поскольку, когда какая-то установка прекращает работать, выпадает и часть объёма производимого бензина в рамках этой установки. Для нас это, наверное, основная головная боль.

До начала лета нам необходимо решить проблемы с восстановлением работоспособности тех НПЗ или нефтеперерабатывающих установок, которые были выведены из строя. Если этого не произойдёт, то возможно и повышение цен на внутреннем рынке с точки зрения не только оптового сегмента, но уже и розничного, могут возникнуть и какие-то локальные дефициты нефтепродуктов. В первую очередь наиболее актуальная для России проблема — это дефицит автомобильного бензина, и это может потенциально возникнуть, подчёркиваю — если до лета проблема с ремонтом НПЗ не будет решена.
Судя по заявлениям властей, они отдают себе отчёт в этой проблеме.