Род Свирских из Полтавщины

Борис Гузь
          Углубленное изучение биографий малоизвестных персон, о которых знает только ограниченный круг историков, иногда приводит к интересным и неожиданным результатам. При поиске сведений о профессоре Владимире Валериановиче Подвысоцком, известном медицинском светиле, встретилось имя Николая Свирского. Петербургским краеведам Николай Свирский хорошо известен, о нем 21 марта 2023 года в Доме ученых им. М. Горького на «Постоянно действующем семинаре по историографии Санкт-Петербурга» был заслушан доклад историка  В. М. Ушаковой «Николай Федорович Свирский – музыкант, фабрикант, поставщик Двора Его Величества».
          Николай Федорович Свирский родился в 1851 году в местечке Иваница Прилукского уезда Полтавской губернии, происходил из дворян. В Санкт-Петербург приехал в начале 1870-х годов получать высшее образование. О его жизни и деятельности в столице имеется достаточно много публикаций, поэтому ограничимся краткими сведениями.
          У Николая Свирского не было материальной поддержки из дому, ему пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. Начинал домашним репетитором в семье Корибут-Кубитовичей, будучи талантливым пианистом-любителем, аккомпанировал на музыкальных вечерах. Позднее стал персональным аккомпаниатором оперной певицы Александры Панаевой сопровождал её в Париж и длительное время там проживал. В книге воспоминаний «Семейная запись о Дягилевых» автор мемуаров Елена Дягилева называет Николая Свирского «несравненным аккомпаниатором».
          В 1880 году Свирский радикально изменил род своей деятельности, основав мебельную фабрику, в которой на первых порах весь штат состоял из одной работницы. В успех такого предприятия мало кто верил, но умелое руководство и настойчивость фабриканта-новичка привели к выдающемуся успеху: в 1887 году Свирский стал поставщиком Двора Его Величества. Он изготавливал мебель для царских покоев Зимнего и Александровского дворцов, в частности, для Угловой гостиной императрицы Александры Федоровны, создал знаменитый мебельный гарнитур для Портретного зала, выполнил внутреннее убранство царской яхты «Полярная звезда», а также императорского поезда.
          Поставка мебели Императорскому двору поспособствовала лавине заказов от богатых жителей столицы, например, Свирский выполнял заказы для П. П. фон Дервиза и А. Д. Шереметьева, обустраивая интерьеры их дворцов.
          Мебель для императорских покоев он изготавливал по эскизам архитектора Николая Набокова, с которым тесно сотрудничал. В 1903 г. Свирской изготовил мебель для выставки «Современное искусство» художников группы «Мир искусства» по эскизам Александра Бенуа, Леона Бакста, Александра Головина, Константина Коровина и Евгения Лансере.
          В начале 1900-х годов фабрикант Свирский допустил ошибку, своевременно не отреагировав на изменчивость моды в сфере своей деятельности. Императрица Александра Федоровна предпочитала мебель в стиле модерн, от царской семьи перестали поступать заказы, а вслед за этим от его услуг отказались и другие заказчики. В 1905 году производство мебели на фабрике Свирского полностью прекратилось, в начале 1906 года он сделал попытку восстановить свое дело, обратившись с прошением к императору Николаю II о выделении кредита в 35 тысяч рублей, в чем ему было отказано. В итоге разорившийся фабрикант покинул столицу.
          Пишут, что в Санкт-Петербург он вернулся в 1913 году, а в 1914 году попал в скандал, связанный с военным министром В. А. Сухомлиновым, которого обвинили в хищении денежных средств с военных заказов. Это «темная» история, до конца не изученная. Похоже, что Свирский продал свою неработающую фабрику «Санкт-Петербургскому Товариществу В. А. Лебедев и К», а затем фабрику выдали за вновь построенный авиационный завод дли производства аэропланов «Депердюссен», присвоив денежные средства, выделенные на строительство завода. Речь шла об огромной сумме хищений на 7 млн рублей. Также утверждалось, что Свирский являлся посредником при получении взяток министром В. А. Сухомлиновым. Выдвинутые обвинения основывались на анонимных доносах. В 1915 году Свирский был допрошен комиссией генерала Н. П. Петрова, расследовавшей деятельность военного министра, а через несколько дней скончался от сердечного приступа.
          Жизнь талантливого музыканта и фабриканта-мебельщика Николая Свирского окончилась печально, но память о нем сохраняется в образцах великолепной мебели, которая украшает современные музеи и частные коллекции.
          Изучение родословной Николая Свирского привело к неожиданному результату. Оказалось, что он происходил из рода князей Свирских Великого княжества Литовского, род известен с 1432 года. Северные земли нынешней Украины были присоединены к Литовскому княжеству в 60-х годах XIV века. С тех пор на присоединенных территориях и появились литовские феодалы-землевладельцы.  После создания федерации Речь Посполитая по Люблинской унии 1569 года власть над присоединенными территориями перешла к Королевству Польскому, а литовские землевладельцы стали именоваться польской шляхтой.
          Уже к середине XVI века часть имений князей Свирских продаются другим феодалам, значение рода постепенно уменьшается, князья превращаются в обычную знать, а имения Свирских делятся на мелкие владения между многочисленными потомками рода. На землях Киевщины и Черниговщины Свирские из небогатых родов заключают брачные союзы с украинской знатью, принимают православие и постепенно превращаются в украинскую православную шляхту.
          Еще в начале XIX века Свирские назывались князьями, княжеский титул передавался по линии старшей ветви, но последний из носителей титула князь Игнатий Свирский, опекун Свирского костела, умер в 1820 году, не оставив потомков. Потомки от других ветвей не смогли доказать родства, поскольку не располагали подтвержденной документально информацией за 8-9 поколений рода. В итоге князья Свирские не были утверждены Департаментом Герольдии Российской империи и потеряли княжеский титул.    
          Первым известным предком Николая Свирского был князь Томаш Свирский, ротмистр татарской хоругви (1654). Отряды татарской конницы, именуемые хоругвями, появились в Великом княжестве Литовском в XIV веке. Они формировались из татар, переселившихся во времена междоусобных войн ханов Золотой орды, а с XVII века в хоругвях лёгкой татарской кавалерии кроме татар служили наемники: поляки, литовцы, русины. Такие хоругви были распространены в частных войсках польско-литовских магнатов на пограничных территориях. Ротмистр, командовавший хоругвью, был, как правило, шляхтичем.
          В исторической публикации Олега Прошака «Свирское княжество и родословная линия Свирских князей» Томаш Свирский, умерший до 1690 года, указан в разделе «Свирские князья неизвестного происхождения».
          Сын князя Томаша Свирского Юрий был записан шляхтичем герба «Шалава» – польского герба согласно российскому и польскому Гербовникам или дворянского герба великолитовской шляхты у современных геральдистов.
          А его сын, Иван Юрьевич Свирский (1680–1765), принадлежал к украинской православной шляхте, был казаком Гельмязовской сотни Переяславского полка и даже получил титул значкового товарища. Это был уже период Гетманщины, так историки называют украинское государство Войско Запорожское, созданное по Зборовскому мирному договору 1649 года между королем Речи Посполитой Яном Казимиром и гетманом Богданом Хмельницким. С 1654 года Войско Запорожское являлось автономией в составе Московского царства, а с 1721 года – в составе Российской империи.
          Мелкопоместная украинская шляхта поддержала восстание 1648–1649 годов и служила в казацком войске. О своей принадлежности к польско-литовской шляхте она вспомнила лишь в конце XVIII века, когда императрица Екатерина ІІ ликвидировала Гетманщину и требовалось подтвердить свое дворянское происхождение.
          Наиболее известным представителем рода Свирских периода Гетманщины был Федор Иванович Свирский (1716–после 1780), прадед Николая Свирского. Место рождения Федора Свирского точно не установлено, но его двоюродный брат Григорий Петрович Свирский (1719–1784) при подтверждении своего дворянского происхождения заявлял в 1784 году, что Свирские проживали в селе Салогубовка Роменского уезда, там и перешли в подданство Богдана Хмельницкого.
          Братья служили в Генеральной войсковой канцелярии – высшем военно-административном органе Гетманщины. Федор Свирский начал службу в 1733 году писарем, принимал участие в Польском походе казацкого войска в составе Российской армии (1733–1734). Далее исполнял различные поручения Генеральной канцелярии, в 1737 году после ареста всех урядников Киевского магистрата исполнял обязанности киевского городского писаря.
          В 1738 году был назначен сотником Иваницкой сотни Прилуцкого полка. На такие должности Генеральная канцелярия назначала, как правило, авторитетных казаков из «оседлых», а Федор Свирский был для местечка Иваница совершенно чужим, как пишут, сыграла роль чья-то протекция. В 1739 году командовал отрядом казаков в Хотинском походе во время русско-турецкой войны 1735–1739 годов.
          В Гетманщине сотня являлась военной и административно-территориальной единицей в составе полка, сотнику принадлежала вся военная и гражданская власть на управляемой территории. Этой властью Федор Свирский пользовался сполна для собственного обогащения, в принудительном порядке скупая у своих казаков пахотные земли, сенокосы, леса, мельницы, причем часть казаков становилась его посполитыми.
          В 1764 году императрица Екатерина ІІ ликвидировала полковое устройство Гетманщины, установив на территории Войска Запорожского административно-территориальное деление как в остальной части империи. Федор Свирский вышел в отставку с поста сотника в 1764 году и тогда же был избран на только что введенную должность Иваницкого земского судьи, где выслужил гражданский чин коллежского асессора (VIII класс). Продолжал обогащаться, всячески затягивая и блокируя судебные дела о незаконном приобретении земель своими родственниками. По сведениям на 1778 год был владельцем 66 дворов с посполитыми в местечке Иваница и на хуторе Загон.
          Сознательная жизнь Алексея Федоровича Свирского (1765–1811), деда Николая Свирского, проходила уже после полной ликвидации Гетманщины, которая завершилась Указом от 28 июля 1783 года о преобразовании казацких полков в карабинерные кавалерийские полки российской императорской армии. По сведениям на 1801 год он был судебным чиновником, служил судьей Прилукского уездного земского суда Малороссийской губернии (с 1802 года Полтавская губерния), имел чин титулярного советника (ІХ класс). С 1796 года и до самой смерти проживал на хуторе Загон Прилукского уезда. У Алексея Свирского и его жены Софии Ильиничны (1776–1831) было 12 детей, из них четверо умерли во младенчестве. Младшим ребенком был Федор, родившийся в год смерти отца.
          Федор Алексеевич Свирский (1811–до 1860), отец Николая Свирского, по принятой у дворян традиции поступил на военную службу, из армии уволился в чине подпоручика. Проживал в Иванице, в его владении находилась часть земель и крепостных крестьян на хуторе Загон, другой частью владел его двоюродный племянник Хрисанф Арефьевич Свирский (1831–1877), губернский секретарь. На государственной службе Федор Свирский не состоял, жил со скромных доходов от имения.
          Николай Свирский унаследовал отцовское имение на хуторе Загон, так, в 1878 году он сдавал свою усадьбу на лето в аренду художнику Константину Маковскому (1839–1915).
          И о семье Николая Свирского. Его супругу звали Зинаида Николаевна, о ней почти нет сведений, лишь известно, что она проживала в Париже, работала врачом-бактериологом в институте Луи Пастера. Есть еще её записка от 23 февраля 1883 года к писателю Николаю Лескову, из которой видно, что она проживала некоторое время в Санкт-Петербурге, вероятно, после вступления в брак.   
          В семье было трое детей, дочери Юлия и Тамара, и сын Жорж. Брак оказался неудачным, около 1890 года супруги развелись. В 1893 году Зинаида Николаевна вышла замуж за упомянутого в начале статьи профессора В. В. Подвысоцкого. Подробнее читайте в авторской статье «О черниговском роде Подвысоцких».
          Дети Николая Свирского сполна унаследовали музыкальные и художественные таланты отца.
          Жорж Свирский, пианист, родился и проживал в Париже, окончил там консерваторию. В 1907 году завоевал первый приз среди выпускников Парижской консерватории, писатель В. М. Дорошевич называл его гордостью «французской школы искусства».
          Жоржа Свирского не коснулись происходившие в Российской империи катаклизмы, о них он узнавал только от наводнивших Париж русских эмигрантов. В 1920-х годах принадлежал к избранной парижской богеме французских и русских интеллектуалов, во многом определявшей понятие «Весь Париж», его салон был одним из самых модных в французской столице. Пишут, что он совсем «офранцузился». Друзья называли его Зизи Свирский, они наслаждались в узком кругу музыкальным талантом пианиста, а вот публичных концертов у него не было из-за редкого нервного заболевания – панической до обморока боязни играть на фортепиано перед большой аудиторией.
          Писал музыку для кино, записывал сольные концерты в студиях грамзаписи. В каталоге раритетных грампластинок фирмы «Дюкерти-Томсон» Жоржа Свирского (Georges de Svirsky) называют «малоизвестным, но великим пианистом, играющим концерты Баха для фортепиано соло».
          Проживал в «своих апартаментах» на бульваре Осман с престарелой матерью и двумя старыми девами, которые «в нем души не чаяли». О его семье сведений нет, по воспоминаниям современников в 46 лет Жорж Свирский еще не был женат.
          Тамара Свирская, знаменитая исполнительница пластических танцев в стиле Айседоры Дункан, родилась 17 октября 1886 года в Париже. Обучалась танцам в Санкт-Петербурге, училась игре на фортепиано в Париже и Мюнхене.
          Одно из выступлений Тамары Свирской в Париже вдохновило скульптора-импрессиониста, князя Паоло Трубецкого, на воплощение её образа в скульптуре. Статуэтка «Танцовщица Тамара Свирская» (1910), отлитая в бронзе на литейной фабрике К.Валсуани, распространилась по Европе и сейчас украшает многие музеи и частные коллекции.   
          В 1909 году в сопровождении матери Тамара Свирская уехала в США, где продолжила карьеру танцовщицы. К своему имени добавила непризнанный в Российской империи княжеский титул отца, именуясь Тамарой де Свирски или графиней де Свирски. Ее выступления в американских городах проходили с огромным успехом. Как сообщала в 1910 году газета Los Angeles Herald, она «произвела сенсацию» в Соединённых Штатах своим танцем босиком, а в газете Montrose Daily Press в 1911 году ее назвали обладательницей «самого музыкального тела в мире».
          В 1909 году выступала в Метрополитен-опера как танцовщица в спектаклях «Орфей и Эвридика» и «Царь и плотник», в 1910 году танцевала в Бостонской опере и в Английском оперном театре. В некоторых своих выступлениях также играла на фортепиано. Во время Первой мировой войны выступала в Нью-Йорке, сочетая танец и «драматическое искусство».
          Снималась и в кино, в 1912 году исполнила версию своих танцев в короткометражном немом фильме, а в 1919 году снялась в немом фильме «Безумная женщина», который финансировался Фондом помощи женщинам-актрисам.
          Мать Тамары Свирской вернулась в Париж к сыну, а танцовщица осталось в Соединённых Штатах. По завершении артистической карьеры поселилась в Лос-Анжелесе, зарабатывала на жизнь преподаванием и игрой на фортепиано.
          У Тамары Свирской было много поклонников, так, миллионер Джон Джейкоб Астор в 1910 году купил 25 мест на один из её концертов в Ньюпорте, штат Род-Айленд, и сел один в центре, чтобы посмотреть её выступление. Отвергнутый танцовщицей итальянский художник Пьеро Тоцци написал её портрет под названием «Его пламя жизни».
          Личная жизнь у Тамары Свирской не сложилась. В 1933 году была помолвлена с дважды овдовевшим адвокатом из Нью-Йорка Фредериком Г. Фишером, которого его семья отправила в приют, чтобы предотвратить брак.
          Умерла 24 декабря 1961 года через несколько недель после тяжелого ранения, полученного в автомобильной аварии во время урагана.
          Юлия Николаевна Свирская (1881–?), скульптор, родилась в Санкт-Петербурге. Окончила класс рисования и скульптуры (вероятно, при Академии художеств), выставляла свои работы в Санкт-Петербурге и Париже. Её скульптурная мастерская находилась по адресу Большая Конюшенная, 5.
          Первые из известных работ, скульптурные композиции «Прелюдия» и «Эпилог» (1915), были своеобразными исследованиями женской сексуальности. Скульптор показывает героиню в противоположных романтических состояниях: в первом она холодна, во втором же охвачена безумной страстью. Скульптуры, называемые ещё «До» и «После», ныне хранятся в Государственном Эрмитаже.
          В Советской России с 1918 по 1922 год участвовала в выставках: 26-й Петроградского общества художников (1918), I-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919), выставке художественного конкурса «Великая русская революция» (1919), живописи и скульптуры в саду Народного дома (1922) в Петрограде.
          Из работ этого периода сохранилась скульптурная композиция «Революция в Петрограде. 1917 г.» (1921), созданная в соавторстве со скульптором-монументалистом Матвеем Харламовым (1870–1930). Это была попытка осознать и, насколько это возможно, принять революционные события 1917 года.
          Пробовала себя и в литературе, в первом номере журнала «Нива» за 1918 год был опубликован её рассказ с необычным названием «Я», написанный в форме писем в фронтовой госпиталь знакомому профессору медицины. В иронической форме художница Лёля повествует о событиях в Петрограде с 13 июня по 9 июля 1917 года, ненавязчиво раскрывая свое личное отношение к происходящему.
          В Советской России Юлия Свирская последний раз упоминается в справочнике «Весь Петроград» за 1923 год, проживала по ул. Герцена (Морская), 14. В некоторых публикациях пишут, что она умерла после 1923-го года, но это лишь констатация факта отсутствия более поздних сведений. Юлия Свирская (Svirsky Julie) указана в Переписи 1926 года, хранящейся в Парижском архиве, а художник Константин Сомов в своих записках «Дневники. 1926-1927», описывая парижскую жизнь, также упоминает Юлию Николаевну, сестру Жоржа Свирского. Вероятно, Париж и стал её последним пристанищем.
          Приведенная история восьми поколений рода Свирских из Полтавщины отражает лишь небольшую часть общей истории этого рода, корни которого происходят из Великого княжества Литовского. Род был весьма разветвленным и многочисленным, изложение его истории в полном объеме требует отдельного рассмотрения.