Здесь показано количество знаков и их компоновки на мальтынском арконтане по интерпретации В.Е.Ларичева:
1) сторона пластины левая || лунный год равен 54 + 58 + 242 = 354 сут
- 29,5 х 12 = 354 сут || год лунный = год синодический
- 2 мес = 54 сут || 27 х 2 = 54 сут || месяцы сидерические
- 2 мес = 59 сут (58+1) || 29,5 х 2 = 59 сут || месяцы синодические
2) сторона пластины нижняя || 1 сеф = 11 лет || сеферод
- 1 сеферод = 11 солнечных вспышек || один цикл
- 1 сеферод = 1 период солнечной активности
3) сторона пластины правая || год земной равен 14 + 45 + 62 + 244 = 365 сут
- год земной = год эмболисный
- 14 + 45 = 59 сут = 2 мес || месяцы синодические
Краткий анализ системы
**********************
1. Мальтынский календарь = древнейший из всех известных календарей. Сложная система спиралей и углублений, нанесенных на пластинку, позволяет отсчитывать дни, движение Солнца и Луны. Возраст пластины = 15 000 лет. Табличка выставлена в Эрмитаже. Наиболее обширная и тщательная работа по исследованию орнамента пластины на предмет выявления семантически значимой записи была проделана В.Е.Ларичевым, который совместно с художником В.И.Жалковским и архитектором В.И.Сазоновым осуществил тщательную реконструкцию всех мельчайших деталей древней находки. При этом использовались специально для этого случая сконструированные приспособления, позволяющие с точностью до долей миллиметра определять в проекции позицию каждого знака пластины и их очертания по контуру. Итогом выполненного В.Ларичевым анализа календарного текста пластины, стали поистине впечатляющие результаты, благодаря которым мальтынская пластина предстает в совершенно новом качестве: «Все это выглядит как элементы чрезвычайно гибкой, мастерски сконструированной, комбинаторной по структуре календарной системы. Наиболее впечатляющая структурная часть этой системы - семь опорных, поистине «золотых чисел» (11, 14, 45, 54, 59, 63, 242). Выделив их, палеолитический человек сумел предельно емко и экономно кодифицировать свои астрономические знания, накопленные за тысячелетия наблюдений неба. Поэтому мальтынскую «бляху» следует при должной оценке воспринимать как счетную календарно-астрономическую таблицу и инструмент. В информационном (для обучения) плане = как астрономический, арифметико-геометрический и мифо-логический «трактат», древнейший в мире».
2. Наибольший интерес представляют следующие комбинации опорных чисел:
- центральная спираль вместе с малыми спиралями правой части позволяет отсчитывать дни солнечного года: 243+62+45+14 = 365
- центральная спираль с малыми спиралями левой части соответствует числу дней лунного года: 243+57+54 = 354
- змееобразная волнистая фигура в нижней части пластины содержит 11 лунок, соответствующих разнице между солнечным и лунным годом
- трехкратный проход по всем элементам пластины позволяет отсчитывать 4-летний цикл, имеющий целое количество суток, что равноценно наличию високосных лет в современном календаре: 243+62+45+14+11+54+58) 3 = 1461 = 365,24 х 4
- различные комбинации опорных чисел периферийных спиралей позволяют отслеживать циклы смены положения относительно Солнца (синодические периоды ) основных планет. Единицей отсчета при этом является лунный синодический месяц, т.е. период смены фаз Луны, составляющий 29,53 сут
- система чисел, закодированная в периферийных узорах пластины, позволяет поставить в соответствие целому числу лунных синодических месяцев целое число синодических периодов наблюдаемых планет. Таким образом, если согласиться с аргументацией и выводами В.Ларичева, то необходимо признать, что уже 20 000 лет назад палеолитический человек не только мог считать, но и умел строить довольно сложные вычислительные модели, позволяющие отслеживать целый ряд реальных астрономических процессов.
- самым дерзким в гипотезе В.Ларичева является предположение о том, что мальтынская пластина могла использоваться для предсказания затмений: «Спиральный орнамент мальтынской пластины образует композицию, где центральная часть может быть оценена как драконическая запись сароса, а периферийная (левая и правая), как запись синодическая. Счисление времени по драконическим и синодическим месяцам велось по лункам соответствующих спиралей параллельно. Это позволяло улавливать момент прохождения Луны через эклиптику и ее фазу, при этом. А значит, и определять момент затмения: "и действительно, 242 драконических месяца (промежуток времени продолжительностью 27,2122 суток, спустя который Луна возвращается к тому же узлу своей орбиты) точно соответствуют периоду сароса: 242 х 27,21 = 6585,35 суток =18,61 тропических лет. Такой же результат дает подсчет синодических месяцев по периферийным элементам узора (54+57+63+45+4) х 29,53 = 6585,35 суток =18,61 тропических лет. Вероятность случайного совпадения таких чисел ничтожно мала. Следовательно, не остается ничего другого, как признать возможность осознанной реализации данных соотношений создателями мальтынской пластины. Для того, чтобы оценить смелость подобного предположения, необходимо напомнить, что традиционно открытие циклов затмений относят к временам античности. При этом повторение затмений связывают иногда с 19-летним метоновым циклом.
3. Суть данной закономерности заключается в повторении каждые 19 лет фаз Луны в те же самые дни солнечного года. А так как лунные и солнечные затмения могут происходить только в новолуние и полнолуние, то аналогично могут повторяться и даты затмений. Объясняется это тем, что 19 тропических лет (6939,60 сут) почти точно равны 235-ти синодическим месяцам (6939,69 сут). Считается, что 19-летняя повторяемость небесных явлений, позволяющая согласовать лунный и солнечный календари, открыта в 433 году до р.х. греческим астрономом Метоном. Следует заметить, что метонов цикл весьма приблизительно соответствует циклу затмений, в связи с чем совпадение дат затмений через 19 лет прекращается после двух повторений. Истинный цикл затмений, называемый «сарос», составляет 18 лет 11,3 суток и определяется тем, что через 223 синодических месяца (6585,32 сут) Солнце, Луна и узлы лунной орбиты (точки пересечения видимого пути Луны с эклиптикой) возвращаются точно в те же положения относительно друг друга. Согласно легендам, вавилонские астрономы открыли сарос и умели предсказывать затмения еще в начале VII века до р.х. но «внимательное чтение глиняных таблиц показывает, что раньше 500 года до р.х. это у них еще не получалось. К этому времени лунные затмения научились предсказывать исходя из того факта, что Луна может затмиться, лишь тогда, когда она полная и к тому же находится на эклиптике». Считается, что первым зафиксированным использованием знаний о саросе является предсказание солнечного затмения в 585 году до р.х. Фалесом Милетским. Он сделал это открытие после наблюдения полного солнечного затмения в 603 году до р.х. Имеются предположения о том, что периоды затмений были известны в III тыс/лет до р.х. как в Древнем Китае, так и в Европе. Но эти предположения основаны на единичных фактах: в первом случае на упоминании неудачной попытки предсказания затмения в одной из древнекитайских рукописей, а во втором на интерпретации 56-ти лунок Обри в Стоунхендже как вычислительного средства для 3-кратного отсчета цикла в 18,61 года. Естественным поэтому следует признать наблюдаемое до сих пор скептическое отношение к подобным предположениям как среди археологов, так и среди других ученых. В этом фоне выявление В.Ларичевым количественного выражения сароса на мальтынской пластине кажется почти фантастическим.
4. Чтобы оценить значимость такого факта для истории естественных наук и определить истинный статус палеолитического человека Мальты, достаточно отметить, что установление продолжительности сароса древневавилонскими астрономами и жрецами в VI веке до р.х. считается одним из величайших от-крытий древности. Но тем грандиознее достижения палеолитического астронома Сибири, который за 20 000 лет до жрецов Двуречья, Нила, Хуанхэ установил продолжительность и других календарно-астрономических циклов, определяющих закономерности возможного наступления затмения». Так вот, самым порази-тельным выводом В.Е.Ларичева является утверждение об использовании пластины для отсчета периодов в 486 (именно столько лунок в общей сложности насчитывают все элементы пластины) тропических лет. Этот огромный временной промежуток соответствует целому число больших саросов (9), а также целому числу синодических (6011) и драконических (6523) месяцев. «Чтобы по достоинству оценить, знание палеолитическим человеком Мальты этого великолепного цикла, близкого половине тропического тысячелетия, в котором максимально сближены несопоставимые (из-за их дробности) календарно-ас-трономические величины тропического года (365,242 сут), синодического (29,5306 сут) и драконического (27,2122 сут) месяцев, достаточно напомнить: знаменитый 600-летний цикл мифических библейских патриархов, известный в истории астрономии как Великий год «допотопной эпохи», выдающийся астроном Жан Доминик Кассини назвал в XVIII веке самым прекрасным из всех циклических календарных периодов, созданных в древности. Особое удобство использования 600-летнего периода директор Парижской астрономической обсерватории усмотрел в том, что количество суток в нем (210 146) составляет целое число не только солнечных лет, но и синодических месяцев (7421). Великий год патриархов фиксировал момент возвращения Солнца и Луны в те же точки пространства, в которых светила находились 600 лет назад, с точностью до нескольких минут. Результаты расшифровки знаковой системы мальтынской пластины показывают, что Великий год палеолитического человека Сибири длительностью в 486 лет еще лучше, чем Великий год патриархов. Мальтынский жрец знал длительность всех главных календарных периодов с большей точностью, чем мифические патриархи Ближнего Востока и библейских времен. Точность «совмещения несовместимого» у палеолитических астрономов Мальты превосходит точность того же у ми-фических патриархов почти в два раза. Значит, главные астрономические периоды определялись жрецами мальтынской культуры с идеальной точностью, а 9-кратный проход по годам большого сароса позволял им уверенно засекать возвращение Солнца и Луны в ту же точку пространства, в которой дневное и ночное светила находились, почти полтысячелетия назад.