Что такое коан и для чего он нужен?

Николай Сыромятников
*
АВТОР: Любовь Курганская
*
*
«Все знают хлопок двух ладоней. Как звучит хлопок одной ладонью?» — так выглядит один из самых популярных японских коанов. Расскажем, что такое коан и как его разгадать.

КОаН — это короткое повествование в виде вопроса, диалога, изречения. Коан используется в качестве медитативной техники в дзэн-буддизме, поэтому основной его целью является послание определённого психологического импульса ученику, чтобы он достиг просветления или понимания самой сути этого учения.

Если искать аналог коанов в западной культуре, то это будут, например, «Диалоги» Сократа и Платона. В них часто звучат нелогичные, провокационные вопросы, порой решающиеся интуитивно, которые позволяют приблизиться к истине, знанию. Также коаны можно сравнить с христианскими притчами. Но если западные «Диалоги» направлены на поиск ответов, а притча выступает в роли нравоучения, то особенностью дзэн-коана является то, что он изначально непостижим. То есть коан часто помогает умерить пыл в попытке отыскать ответы на некоторые вопросы, отчаяться, и тем самым достичь просветления:

— Я прислуживаю вам уже давно, но мне всё ещё недоступно ваше видение вещей, — сказал монах.
— Пойми своё непонимание! — ответил Эймё.
— Если я не понимаю, как я могу его понять?
— Из лона коровы появляется на свет слонёнок; синее море курится жёлтой пылью.

Конечная цель коана — достижение просветления. Однако коан далеко не всегда бессмысленен. Наоборот, смысл в нём обычно запрятан очень глубоко для того, чтобы поместить ученика в экстремальную психологическую ситуацию, в которой начинает интенсивно работать его ум. Тогда происходит сильнейшая концентрация этого ума, преодолевается его ограниченность, и в итоге приходит озарение, высшая мудрость (праджня). Более того, когда ученик понимает коан, тогда он понимает и умственное состояние самого учителя.

Наставник Тодзан взвешивал лён, когда монах спросил его: «Что есть Будда?». Тодзан ответил: «Этот лён весит три фунта».

Здесь смысл состоит в том, что ответ на сложный вопрос часто заключается в обыденных, простых вещах.

То есть в коане главным является сам процесс его решения, своеобразный способ медитации, а не мораль «загадки» (её часто может и не быть).

*ОСНОВА КОАНА

Главный принцип — противоположность — лежит не только в основе логики коанов, но и в основе отражённого в них взгляда дзэн-буддистов на мир. Для них это способность видеть явления противоположным образом, т. е. принципиально иначе, чем это делают обычные люди.

Нан-ин, японский учитель дзэн, живший в эпоху Мэйдзи (1868—1912 гг.), принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое дзэн. Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и наконец не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдёт!»
«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — вы полны ваших собственных мнений и размышлений. Как же я смогу показать вам дзэн, если вы сначала не опустошили вашу чашу?»

Образ переполняющейся чаши — символ, напоминающий нам о том, что нужно пустить всё на самотёк, чтобы мы могли «влить» больше опыта в нашу жизнь. То, что мы «выливаем» из «чаши» нашего разума, — это привязанность нашего эго к обучению и запоминанию, которая является запретной. Кроме того, «выливая» лишнее, человек освобождается от предубеждений и сильных ожиданий.

Главным методом построения коанов является метод контраста, который реализуется посредством того или иного способа соотнесения противоположностей. Это относится и к содержанию, и к языку, и к внутренним отношениям в коанах. При этом в качестве противоположностей могут выступать и реальные объекты с их свойствами, и ментальные феномены — мысленные образы, понятия, слова, их значения.

До самого последнего дня своей жизни учитель Мокугэн не улыбался. Когда настало время ему уходить, он сказал ученикам: «Вы проучились у меня больше десяти лет. Покажите мне, как вы по-настоящему понимаете дзэн. Кто выразит это особенно ясно — станет моим преемником и получит мою одежду и чашку». Все молча смотрели на суровое лицо Мокугэна, никто не отвечал. Вдруг к постели приблизился Энтё, ученик, долго уже пробывший с учителем. Он молча придвинул к нему чашку с лекарством. Таков был его ответ. Лицо учителя еще больше посуровело. «И это всё, что ты понял?» — спросил он. Энтё протянул руку и отодвинул чашку назад. Прекрасная улыбка преобразила лицо Мокугэна. «Ну, плут, — сказал он Энтё. — Ты проработал со мной десять лет, но ещё не видел меня раздетым. Возьми одежду и чашку. Они твои».

Передвижение чашки вперёд, а затем назад, то есть демонстрация пары противоположностей как раз и выражает этот принцип.

*ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОАНА

Как писал выдающийся японский буддолог Судзуки Дайсэцу (1870—1966 гг.), к X веку в дзэн усилилась тенденция отказа от разработанного основателями учения иррационального метода достижения просветления (;; сатори), опирающегося на непосредственное переживание предмета мысли и интуицию, полностью вытесняющую рассудочное, логическое мышление. Напротив, адепты дзэн стали искать ответы на задаваемые им учителями вопросы логическим путем, сделали их предметом рассудочного анализа. Для дзэн возникла опасность утраты своей антирассудочной направленности, вытесняемой интеллектуализмом. И тогда учителя дзэн ради его спасения ввели метод коанов.

Расцвет коанов происходил в Китае в IX—XI веках, в школе учителя Линьцзи (японское название Риндзай) — одном из пяти направлений чань-буддизма. В этой школе коаны стали одним из основных методов практики психотренинга и психической саморегуляции. Получив от учителя коан, монахи подолгу медитировали, рассуждали, отыскивая решение. Постепенно сложилось около 1700 коанов, считающихся классическими. Более 100 самых значимых из них можно прочитать в книгах «Плоть и кость дзэн», «Золотой век дзэн» и в книге вьетнамского мастера дзэн Тит Нат Хана «Ключи дзэн».

*КОАН — БУДДИЙСКАЯ ЗАГАДКА С ЯПОНСКИМ ХАРАКТЕРОМ

Так как же всё-таки звучит хлопок одной ладонью, каково же решение этого коана? На самом деле всё очень просто — это звук тишины. То есть в противовес звуку хлопка существует звук тишины; она находится как бы наравне со звуком. Как уже было сказано выше, именно такая концепция оппозиций проходит в дзэн-буддизме красной нитью: «наличие — отсутствие», как в коане «Чашка чая», «значительное — обыденное», как в коане «Три фута льна», или «невероятное — естественное», на чём основывается коан «Хлопок одной ладонью».

Кажется, будто эта буддистская концепция противоположностей часто прослеживается в примерах японского мышления вообще, где пустота всегда равна вещи, свет равен тьме, а тишина — звуку. Именно это толкает японцев к непременному достижению баланса, гармонии противоположностей, что так же хорошо отражено в коанах. Поэтому, несмотря на то, что расцвет коанов произошёл в Китае, принцип оппозиции, использующийся в нём, прочно вошёл в жизнь как японских дзэн-буддистов, так и простых японцев, сильно повлияв на их мировоззрение.

*
Источники:
ec-dejavu.ru,  misyoukun.com,  fractalenlightenment.com