Больше Золушек, хороших и разных!

Мари Козлова
 
Больше "Золушек", хороших и разных!
"Золушка", опера Массне, концертный зал Мариинского театра, 20 апреля 2024 года

Сказка о Золушке известна уже не одно столетие, это "бродячий" европейский сюжет, у которого есть масса версий, по большей части, одна страшнее другой. В них много жестоких подробностей, ведь сочинялись они не для детей и должны были служить строгим назиданием взрослым, прежде всего молодым. Это позже ее облагородили, в том числе и в русской версии, сделав доброй детской волшебной сказкой.
В "Золушке" Массне, привычной по сюжету про злую мачеху-баронессу, вредных сестер и отца-полкаблучника Пандольфа, но музыкально для меня абсолютно новой, все по-взрослому, прямо почти как в настоящих суровых французских и немецких пугающих сказках, которые поведали нам Шарль Перро и братья Гримм. И хотя Жюль Массне придал музыкальной истории про несчастную падчерицу зловредной баронессы, жены безвольного отца Золушки, куртуазное изящество, тем не менее превратить ее в жизнерадостную сказку о любви, доброте и всепрощении, как это сделал Россини, ему не удалось. Да он, похоже, и не стремился к этому. Свой родной французский фольклор, как и Вагнер свой немецкий, он воспринимал, как дОлжное, без критики и желания его смячить. Вот и возникла опера про "миллион терзаний" и Золушки, и ее несчастного отца, и прекрасного принца (Шарман и есть прекрасный, точнее "очаровательный" в переводе с французского). Страдают они в опере вдохновенно, серьезно и достаточно долго. Прямо, как молодой Вертер у Гёте. Золушка, мучается от любви, несбывшихся надежд и нежелания доставлять дополнительные хлопоты отцу, потому решает тихо умереть под сенью волшебного дуба. Там впадает в кому, как сказали бы сейчас, ее находят и долго выхаживают. Отец ее терзается угрызениями совести, что дочь страдает, что уезжает без дочери на балы, оставляя ее в доме одну-одинешеньку, что не может дать ей достойную жизнь и защитить от злобы своей нежно ненавидимой жены. Он мечтает сбежать (!) с дочерью на уединенную ферму и там найти счастье вдвоем с ней. Прекрасный принц поначалу мучается от назойливых требований отца найти себе невесту, потом, увлекшись Золушка, от ее исчезновения и невозможности ее вновь увидеть и найти с ней счастье. Он тоже подумывает о смерти, грозя повесить на ветви волшебного дуба "свое кровоточащее сердце". И все персонажи воспринимают эту угрозу буквально, а не как фигуру речи или образное выражение. Словом, и страдают, и умирать собираются всерьез. И мачеха зла не по-детски, и мужа извести готова, и падчерицу со света сжить. Визжит, скандалит, угрожает, чванится. Ее недотёпистые дочки, сестры Золушки, не отстают. Весь этот градус нервозности, мучений, жалоб и стенаний ярко звучит в музыке, но его немного уравновешивает своим волшебством фея (Ольга Пудова) и ее духи, которые и творят чудесные превращения замарашки Люсетты, Золушки, в прекрасную незнакомку, которую полюбил принц. И тут все привычно - волшебство, хрустальные туфельки, роскошное платье. Но в полночь вся магия заканчивается, роскошь вновь превращается в бедность, Золушка спасается бегством и теряет туфельку, которая в опере не играет никакой роли, потому что ее никто не примеряет.
И музыка оперы этому скорее романтическому, чем веселому волшебному сюжету вполне соответствует - особенно хороши торжественные королевские марши и танцевальный дивертисмент, а также лирические арии Золушки (Анжелика Минасова), принца (Ирина Шишкова), мачехи (Анна Кикнадзе), отца (Яков Стрижак) и дуэты Люсетты с отцом и с прекрасным принцем. Временами это очень эффектная музыка! Но весьма серьезная, иногда даже патетическая, возможно, не без сарказма. Оркестр под управлением Владислава Карклина звучал отменно - ярко, темпераментно, где надо лирично и проникновенно.
И пели хорошо. Состав солистов подобрался прекрасный.
Люсетта (Золушка) – Анжелика Минасова.
Графиня де ля Альтьер – Анна Кикнадзе.
Принц Шарман – Ирина Шишкова.
Пандольф – Яков Стрижак.
Ноэми – Маргарита Иванова.
Доротея – Цветана Омельчук.
Фея – Ольга Пудова.

Конечно, для такой оперы важно ее хорошее сценическое воплощение, чтобы всё заиграло своими красками. В концертном варианте это можно только наметить.
Но в любом случае, интересно было услышать незнакомую музыку и познакомиться с новой оперой.